ПрСДНСДОВИе 6 страница

правоприменительный акт, которым определяется конкретный вид и мера юридической ответственности (приговор суда, постановление о наложении административного взыскания и т.п.).

Цели юршшческой ответственности* Категория -«цель» в данном случае показывает назначение юридической ответственности в обще­стве. Обычно говорят о том, что юридическая ответственность пресле­дует две цели: защиту правопорядка и воспитание граждан. Эти исли конкретизируются в функциях юрнднческой ответственности» причем их содержание различно в зависимости от вида ответственности. На­зывают следующие функции юридической ответственности: кара­тельная (или штрафная); правоеосстановительная (она присуща преж­де всего имущественной ответственности, призвана компенсировать потери потерпевшей стороны» восстановить ее права); воспитатель-ноя; предупредительная (или превентивная, причем здесь выделяют ча* стную и общую превенцию). Цели и функции иногда не различают и говорят о целях как о вышеперечисленных функциях.


Принципы юршшческой ответственности:

Мнение ученые на протяжении долгого времени формулируют це­ли и принципы юридической ответственности.«... Чтобы ни одно нака­зание* — писал Ч. Беккариа, — не было проявлением насилия одного или многих над отдельным гражданином, оно должно быть по овоей сути гласным, незамедлительным, неотвратимым, минимальным из всех возможных при данных обстоятельствах, соразмерным преступ­лению и предусмотренным я законах»1. Формулируемые сегодня в зако­нодательстве цивилизованных государств принципы во многом следуют классическому обращу.

Законность. Этот принцип конкретизируется следующими требо­ваниями: юридическая ответственность должна наступать только за деяние, являющееся противоправным, т.е. запрещенное нормами пра­ва; неблагоприятные последствия для лица могут наступать только в пределах, установленных нормами права для данного вида правона­рушения; при привлечении к юридической ответственности долж­ны соблюдаться требования процессуальных правовых норм.

Неотвратимость — ни одно правонарушение не должно оставать­ся безнаказанным.

Справедливость. Здесь необходимо иметь в виду следующее: ответ­ственность должна соответствовать тяжести правонарушения; за одно правонарушение лицо подлежит юридической ответственности толь­ко один раз (хотя одновременно могут быть применены несколько ви­дов наказания, например» лишение свободы с конфискацией имуще­ства); нельзя вводить жестокие меры наказания или меры наказания, унижающие человеческое достоинство; закон, устанавливающий юридическую ответственность, не может иметь обратной силы.

Целесообразность. Она обычно рассматривается как соответствие меры наказания целям юридической ответственности. Необходимо помнить об индивидуализации применяемых мер наказания в зависи­мости от конкретных обстоятельств и тяжести правонарушения, лич­ности правонарушителя; возможны смягчение мер наказания или вообще неприменение последних, если цели юридической ответст­венности могут быть достигнуты иным путем. Вынесение наиболее целесообразного в каждом конкрелюм случае решения обеспечивает­ся целым рядом юридических средств.

Беккариа Ч. О преступлениях и някатаииях. M.t 1995. С. 247.


i -


72 рьзяел I. Государство и право. Их роль в жадни общества

■Глава 5. POlb ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

»

1* Государство, право и экономика

С о>сгября 1917 п в России государство провозглашалось главным орудием построения новых- прежде всего экономических, отноше­ний. Общая схема соотношения экономики, госДОарства и права представлялась таким образом,.что право есть концентрированное выражение политики, а сама политика — концентрированное выра­жение экономики.

Частная и общественная собственность рассматривались как анта­гонисты. Переход к общественной собственности предполагал созда­ние принципиально нового государства, которое сосредоточивает в своих руках практически все объеЮы собственности, ограничив до минимума экономическую свободу граждан.

Ограничение экономической свободы граждан приводит обыкно­венно к ограничению всех свобод и сосредоточению власти в руках бюрократии, которая становится реальным собственником средств производства. Такова логика огосударствления собственности #а средства производства при одновременном сокращении экономиче­ской свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива, образно говоря, загоняются в подоолье, появляется так называемая теневая экономика. Она становится осно­вой коррупции государственных служащих*

Сосредоточение всей основной массы объектов собственности в руках государства привело к тому, что государство как политическая ортнизация, управляющая обществом, одновременно стало самым крупным монопольно хозяйствующим субъектом. Такое противоесте­ственное состояние могло поддерживаться только активным вмеша­тельством государства в экономику, тоталитарным переустройством экономической жизни. Но плановое хозяйство отнюдь не всегда на­правлялось на удовлетворение потребностей граждан, и не всегда дей­ствительно обеспечивалось гармоничное и пропорциональное разви­тие всех отраслей хозяйства. Этого объективно трудно добиться, не го­воря уже о многих чисто российских и просто субъективных факторах, которые несомненно сказались на реализации заявленных целей.

Планы развития народного хозяйства объявлялись законом. Но «законы» эти корректировались в ходе выполнения. На их нарушение


Глаьд 5, Роль государств и прш а соичальио-зкономич<ском развитии 7Э

* закрывали глаза. К тому же они предписывали очень часто то, что ни­как не диктовалось экономическими потребностями.

Соотношение права и экономики, как оно интерпретировалось сторонниками экономического детерминизма, сводившими право к проявлению политики, определяемой экономической структурой об­щества, на практике привело к обеднению права в жизни общества. Ограниченность этой схемы в том, что она была именно схемой и не учитывала другие реалиа человеческого существования. Впрочем, Ф, Энгельс предостерегал последователей марксизма от упрощенного понимания соотношения экономического базиса и политической, правовой надстройки, подчеркивая, что государство и право только в конечном счете обусловлены экономикой; что на ход исторического развития влияет множество факторов и что сама история человечества развивается в результате столкновения, взаимодействия различных воль. Каждый стремится к определенной цели, а в результате получа­ется то, чего никто не желал, т.е. нечто среднее. Однако последователи марксизма поняли это соотношение так, как желали понимать, т.е. уп­рощенно, в соответствии со своими политическими пристрастиями.

Либералы считают, что мир плохо устроен, но «плохой мир лучше, чем хороший процесс». Поэтому либеральная точка зрения ориентиру­ет не на революцию в общественных отношениях, а на эволюцию, ко­торая медленно и постепенно улучшает положение человека. Западными экономистами давно уже разработана модель либерализа­ции и свободы в экономике. Самое главное, она означает весьма сдер­жанное правовое регулирование экономических отношений, гаранти­рованных от чрезмерных вмешательств государства в стихию рыночных отношений, связанных с производством товаров и услуг С точки зре­ния западных либералов, индивидуальные усилия миллионов отдель­ных личностей формируют такую структуру человеческой деятельно­сти, что ее возможности превосходят достижения сознательно заду­манных процессов. Таким образом, главный принцип либерализма сводится к использованию стихийных сил общества по возможности без принуждения. Либеральная модель — это достаточность существо­вания рациональной и стабильной правовой структуры, в рамках ко­торой люди занимались бы любой деятельностью по личным планам. Государство, в чьем распоряжении находится аппарат принуждения, должно создавать условия, способствующие максимальному развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности, прогнозированию и планированию деятельности граждан. Планиро­вание и конкуренция совместимы только при условии, если первое будет способствовать конкуренции, а не действовать против нее. За­кон не может и не должен предусматривать все локальные ситуации.


74 Раздел Г Государство н прям* Их роль ■ жмзнм обществ.


Глава 5. Роль государстве к права в социально-экономическом раэвич ии 75



которые возникают в практической деятельности хозяйствующих субъ­ектов. Они слишком разнообразны и зависят от множества случайных обстоятельств, непредсказуемости мотивов и поступков отдельных ин­дивидов» результатов их деятельности, стихийности рыночных отноше­ний. Либеральная модель правового регулирования развивается в соот­ветствии с теорией «государство — ночной сторож». Другими словами, государство всегда призвано охранять складывающиеся между хозяйст­вующими субъектами отношения, но не вмешиваться в их внутренние дела. Разумеется, при условии, если их отношения не направлены про­тив общества, государства, остальных граждан.

В любом случае необходим государственный контроль за предпри­нимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных от­ношений.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) пони­мается как вид самостоятельной производственной или коммерческой деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами на постоянной основе. Эта хозяйственная деятельность осуществляется для получения прибыли (дохода) на основе существующего законода­тельства, под ответственность и риск предпринимателя. В рамках зако­нодательства предприниматель свободен в выборе сферы предприни­мательской деятельности, направлений и методов этой деятельности; принятии решений, выборе форм нУ реализации; установлении различ­ного рода программ хозяйствования; выборе поставщиков материалов и каналов сбыта продукции; установлении источников финансирова­ния, цен, размеров заработной платы; распоряжении прибылью.

Предпринимательство охватывает такие виды деятельности, как инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредниче­скую, консультационную, лицензионную и др.

Предпринимательская деятельность предполагает наличие эконо­мически обособленных объектов рыночных отношений. Считается, что именно рынок с его неопределенностью способствует развитию предпринимательства.

В содержание понятия «предпринимательство» обыкновенно включают и «бизнес*. Бизнес — дело, деловая активность по осуществ­лению операции обмена товарами и услугами между экономическими уча­стниками рыночных отношений. В определенном отношении бизнес — более широкое явление, чем предпринимательство, поскольку охва­тывает собой в том числе и совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесме­нов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций к параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность


(приобретение патента, ведение бухгаэтерской документации, откры­тие банковского счета и т.д.).

Для контроля за предпринимательской деятельностью имеет зна­чение классификация субъектов рыночных отношений. В обшей фор­ме выделяют четыре их категории: фирмы, банки, страховые и трасто­вые компании, инвестиционные структуры.

Все они функционируют как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Но сферу рыночных отношений имеют разную: рынок средств производства и недвижимости, потребительский рынок, финансовый рынок, рынок интеллектуальной собственности. Сфера рыночных от­ношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельно­сти, обусловливает пределы, формы и методы государственного кон­троля за деятельностью предпринимателей.

Для выбора средств.государственно-правового воздействия на ры­ночные отношения имеет значение установление нредщншиматедь-ской среды н выделение внутренней и внешней предпринимательское среды.

Под предпринимательской средой экономисты понимают условия
и факторы, которые воздействуют на функционирование субъекта
предпринимательства, принятие им решений.,

Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней предпринимательской среды. Все эти факторы можно поделить на несколько категорий:

— характер рыночных отношений;

— характер правовых связей субъектов предпринимательства;

— обшесоциальные факторы;

— общеэкономические условия; ^ -.

— общеполитические факторы.

Рынок — система экономических отношений между продавцами и по­купателями, основными элементами которой являются спрос, предложе­ние и цена. Поскольку то, и другое, и третье не всегда и не во всем предсказуемо, говорить об эффективности прямого государствен no-правового воздействия на рынок (на механизм рыночных отношений) не прихолктся. Многие процессы здесь не подвластны правовому ре­гулированию. И это в известном смысле является благом.

Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффектив­ное средство. Сюда относится система льгот и налогов; ценовая поли­тика; регулирование занятости яаселення, профессиональной подготов­ки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и тд. > ■



76 РазМд I. Государство и прело. Их роль * жизни общества

К прямому государственному контролю относят:

— финансовый контроль;

— экологический контроль;,.,

— санитарный контроль;

— пожарный надзор;

— контроль за мерой весов и денежной единицы;

— контроль за качеством продукции.

Эти н другие контрольные меры осуществляются в правовой и ор­ганизационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Оценивая перспективы вмешательства государства в предприни­мательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса), следует принять во внимание целый ряд обстоятельств: '-

— необходимость предупреждения экологической катастрофы, решения экологических проблем, порождаемых свободным предпри­нимательством; '■■' '

— необходимость борьбы с криминализацией экономических от­ношений;

— предотвращение экономических кризисов, социальных потря­сений, контроль за использованием общенациональных ресурсов, со­циальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

Иногда характер отношений между государством и бизнесом пыта­ются представить как партнерство. Если это так, то «партнерстве» оказывается весьма своеобразным. Там,' где государство выступает в качестве политической» властной структуры, его «партнеры* вынуж­дены следовать воле государства. Там, где последнее выступает в каче­стве субъекта экономической деятельности, идет конкурентная борь­ба- Вместе с тем государство и бизнес взаимно зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении обтесоциал ьных задач. По­нимание этих истин создает основу для деловых отношений, преду­преждает излишние трения.

В последние годы, не без связи с решением глобальных проблем, вновь поднимается вопрос формирования мирового права. Основой соответствующих процессов является интернационализация экономи­ческих отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, мно­госторонних и двусторонних соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринима­тельство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.

Устанавливаются разной юридической силы нормы, ограничиваю­щие монополизм, злоупотребления в партнерских отношениях, обман потребителей и тл. Отлаживаются процедуры и меры ответственно-


Глава 5. Роль государства к прам в соцнашю-экономнческом ршьитни 7?

cm Соответственно и национальное законодательство ориентируется на разрушение монопольных структур путем жесткого государствен­ного контроля за процессами централизации капитала.

Получила прямое запрещение деятельность по ограничению дос­тупа на рынки, фиксированию цен, распределению рынков и тл

Существенным является вопрос о предоставлении определенного
правового режима иностранным хозяйствующим субъектам. Здесь
возможны три основных варианта. Во-первых, иностранным участни­
кам может предоставляться режим, свободный от дискриминации.
При этом правовом режиме отечественные предприниматели пользу­
ются приоритетом. Во-вторых, иностранным участникам может пре­
доставляться режим наибольшего благоприятствования- В-третьих,
может быть предоставлен национальный режим, который ставит их в
равное положение с другими партнерами. Выбор того или иного пра­
вового режима, который предоставляется иностранным участникам,
зависит от многих факторов экономического и политического поряд­
ка. Многие зарубежные | государства избирают путь зашиты отечест­
венных предпринимателей. ■■*.■*,

Таким образом, основные направления & регулировании рыночных отношений связаны с установлением в законодательстве форм собст­венности и равной их охраны, с закреплением правовых целей разви­тия рынка, допущением для участников рыночных отношений прин­ципа: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны, противоестествен­ны. Законодательство закрепляет и гарантирует все правовые формы предпринимательской деятельности.

* ■

§ 2. Перспективы развития государства и права

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогно­стическое определение судеб государства и права, глубокий научный подход и послужат практике государственно-правового строитель­ства.

Еще два-три десятилетия назад политическая система России раз­ливалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания государ-ства и права. Ее основной вывод состоял в том, что государство и пра­во существуют не извечно; они исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества. Полагали, что люди постепенно при­выкнут к соблюдению правил общежития без принуждения, без кон­троля со стороны особого аппарата, называемого государством. Для этого необходимы экономические предпосылки (достижение высоко-


78 РЦ»л I Государство if право. Их-рояьв доний обществ


Глава 5. Речь государства и щлъл в социально-экономическом развитии 79



го уровня благосостояния на базе общественной собственности на средства производства), социальные (исчезновение классов и классо­вых антагонизмов), политические (развитие социалистической демо* кратии)» духовные (достижение высокого уровня сознания трудящих­ся масс). Отмирание государства и права представлялось процессом превращения (преобразования) их в органы общественного само­управления и нормы коммунистического общежития. Первые долж­ны были бы руководить хозяйственной деятельностью, социальным, культурным» духовным, нравственным процессами в обществе. А пра­вила общежития — обеспечивать самоорганизацию жизни людей, поддерживать дисциплину и порядок.

Соответственно названным идеям деформировалась надлежащая подготовка юридических кадров, суды не образовывали особой ветви власти» частое право вообще не признавалось в качестве отрасли > права. Напротив» поощрялась деятельность общественных формиро­ваний (народных дружин, товарищеских судов, разного рода общест­венных комиссий), декларировалась передача государственных функ­ций общественности.

Было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства толы» отрицательно. Его компрометирует утопизм от­дельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожек­терство» огосударствление форм общественной самодеятельности, ли­цемерие властвующих структур. В любом случае в современный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников* Роль права и государства в движении к более высокой ступени сво­боды несомненна. А кахой-либо другой формы бытия и выражения свободы в жизни людей, кроме правовой, человечество не изобрело. Поэтому прогрессирующий процесс освобождении людей от различ­ных форм личной зависимости, угнетения и подавления — это и пра­вовой (государственно-правовой) прогресс.

На Западе не принято подвергать сомнению ценность буржуазного права, и, соответственно, об отказе от права и государства речь не идет. Однако как в Европе, так и в США постоянно дебатируется во* прос о том. не слишком ли велика роль права и государства в общест­ве. Многие американцы, например, полагают, что у них имеет место слишком большое увлечение законами и юридическими процессами, что американское общество стреножено сетями права. Другие возра­жают, считая рост правовой системы признаком приверженности к справедливости и предметом национальной гордости. Анализируя бу­дущее право в Соединенных Штатах, американский юрист Лоуреис Фридмэн оправдывает всеобъемлющую роль права и дальнейшее рас­ширение юридического процесса внедрением в жизнь научно-техни-


ческнх достижений, увеличением мобильности людей, расширением личных свобод и особенно расширением сферы неперсоннфнциро-ваиной общественной жизни, а также необходимостью контроля за всепроникающей деятельностью правительства1.

Если не отрываться от мировых реалий, если не акцентировать внимание на перспективах эволюции отдельных правовых систем, следует констатировать следующие моменты:

L Вбе большее усложнение общественных отношений, что, естест­венно, диетует потребность в таких инструментах» как государство и право.

% Глобализацию ряда проблем (о некоторых из них речь шла выше), требующих в своем разрешении усиления роли права и государства.

3. Рост социальных конфликтов, предполагающих государственно-правовой инструментарий их преодоления.

4. Возросшее стремление людей к свободе, которая только и воз­можна в рамках права и при поддержке государственных институтов.

5. Основное направление эволюции права и государства — сближе­ние национальных систем в силу ограниченности земного простран­ства, близости народов и необходимости общих решений.

Негативное отношение к государству и неправовым законам, от
него исходящим, может иметь место только там, где законодательство
и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристи­
ку нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в
связи с этим вспомнить, в силу каких причин появилось государство,
почему его воле стали придавать общеобязательные (общечеловече­
ские) потребности, и что именно с ними и следует связывать судьбы
права н государства..,

*

ш

*

См.: JioyptHt Ф. Введение в американское право. М-, 1992. С 228-236.



»

Раздел И. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Глава L КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ-, ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

$ 1. Юридические свойства Конституции

Под конституцией принято понимать основной закон государст­ва, закрепляющий главные начала государственного строя данной

страны.

Термин «конституция* происходит от латинского слова constitu­te — установление. Так в Древнем Риме называли акты император- | ской власти» начинавшиеся словами -rem publicam constitute-'.

Первой в истории писаной конституцией стала принятая в 1787 г
Конституция США, действующая до настоящего времени. Первыми
европейскими конституциям*) были Конституция Польши 1791 г. и
принятая в том же году Конституция Франции. Первой конституцией
России была Конституция РСФСР 1918 г,, ставшая и первой совет­
ской конституцией. - *

Будучи основным законом государства, его конституция отличает­ся от всех других действующих нормативных правовых актов как по­рядком ее принятия, так и содержанием.

Конституция обычно принимается либо самим народом путем все­народного голосования» либо от имени народа его представителями. Так, ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 п В ее пре­амбуле записано; «Мы, многонациональный народ Российской Феде­рации, соединенные обшей судьбой на своей земле, утверждая права н свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя историче­ски сложившееся государственное единство, исходя из общепризнан­ных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обес­печить благополучие и процветание России, исходя из ответственно­сти за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, соз­навая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУ­ЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*.


Гдам 1. Конституция Российской Федерации - основной закон государств 61

Для принятия действующей Конституции США в мае 1787 с в Фи­ладельфии был созван Конвент, в котором принимали участие 55 де­легатов от штатов. 17 сентября 1787 г. Конвент принял Конституцию США, которая 4 марта 1789 п после ратификации ее конвентами 11 штатов вступила в силу В ее преамбуле сказано: «Мы, народ Соеди­ненных Штатов, с целью образовать более совершенный Союз» уста­новить правосудие» гарантировать внутреннее спокойствие, обеспе­чить совместную оборону, содействовать всеобщему благодьнствию и закрепить блата свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

По своему содержанию конституция характерна тем, что она охва­тывает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную и другие, устанавливая в них базовые основы обществен­ных отношений. Таким образом, в отличие от всех друга* норматив­ных правовых актов, конституционное регулирование общественных отношений носи? всеохватывающий характер*

Принимаемая народом или от его имени и включающая предписа­ния, носящие базовый, основополагающий характер, конституция яв­ляется правовым актом, имеющим учредительный характер. Она сво­бодна от каких-либо правовых ограничений, свойственных другим нормативным правовым актам. Это означает, что в государстве не мо­жет быть какого-то правового акта, которому должна соответствовать конституция и который мог бы ограничивать установления норм кон­ституции.

Как основной закон конституция обладает особыми юридически-ми свойствами, которые отличают ее от обыкновенных законов. Эти свойства заключаются в следующем.

Конституция как основной закон государства является высшим за­коном, обладающим верховенством над всеми другими законами. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция имеет вер- - хоеенство на всей территории Российской Федерации. Это верховен­ство выражается прежде всего в том, что главные, ключевые, осново­полагающие общественные отношения регулируются конституцион­ными нормами. Через верховенство конституции в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплоща­ются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость нрав и свобод граждан, их надежный пра­вовой статус, юридическая защищенность.

Верховенство конституции означает также ее всеобщность, исклю­чающую неурегулированность основным законом наиболее сущест­венных областей жизни общества.


в-вой


■ ■

ВЗ Раздел LI. Констктуциои

Верховенство конституции означает, наконец, утверждение ее гос­подства» т.е. положения, когда выраженные в ней начала и устои об-шости оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы ее нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию Российской Федерации и законы», — указывается в ст. 15 Кон­ституции РФ-Одним из наиболее важных проявлений верховенства конституции является ее высшая юридическая сила по отношению ко всем другим нормативным правовым актам. Закрепляя высшую юридическую силу конституции, Конституция РФ в ст. 15 устанавливает, что законы и иные правовые акты» принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Таким образом, закрепляя верховенство конституции, выраженное в ее выс­шей юридической силе, конституция тем самым определяет се место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что в условиях федеративного устройства Рос­сии принцип верховенства ее конституции имеет исключительно важ­ное значение. Верховенством Конституции РФ обеспечивается единст­во федеральной системы права. В свою очередь, это единство гаранти­рует взаимосвязь н взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов. Огрииднне верховенства Конституции РФ и феде­ральных законов по предметам ведения Российской Федерации, про­возглашение по отношению к ним верховенства законодательства субъектов Федерации ведет к войне законов в рамках единого государ­ства и в конечном счете чревато развалом Российской Федерации.

Конституция устанавливает важнейшие нормы права. Однако только конституцией действующее законодательство не исчерпывает­ся. Конституционные нормы являются лишь основными, наиболее существенными его составляющими. Конституция служит юридиче­ской базой, правовой основой, ядром всей правовой системы государ­ства. Ее нормы играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства, действующего в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: