ПрСДНСДОВИе 8 страница

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Конституция Российской Федерации закрепляет основные обязанности человека и гражданина, в которых выражены наиболее важные требования государства к человеку и гражданину, осуществление которых обеспечивает нормальное функ­ционирование самого государства и жизнедеятельность общества. В их число входят соблюдение конституции и законов (ч. 2 сх 15); обязанность каждого платить законно установленные налоги и сбо­ры (ст. 57); обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам(ст 58). Долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является также защита Отечества (ст. 59).

Положения первых двух глав Конституции, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации и основы правового статуса личности в ней, являются фундаментом действующей Консти­туции. Она устанавливает, что никакие другие ее положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федера­ции (ч. 2 ст, 16), а любой пересмотр положений этих глав возможен лишь посредством принятия новой Конституции Российской Федера­ции (ст: 135),

Последующие пять глав Конституции посвящены федеративному устройству России (гл. Ш); Президенту Российской Федерации (гл. IV); Федеральному Собранию (гл. У); Правительству Российской Федера­ции (гл. VI) и судебной власти (гл. VII). Рассмотрению основных поло-жений этих глав посвящены последующие разделы этого учебника.

Восьмая глава Конституции РФ посвящена местному самоуправле­нию. В пей указывается (ст. 130), что местное самоуправление в Рос­сийской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населе­нием вопросов местного значения, владения, пользования и распоря­жения муниципальной собственностью*

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно осуществляется (ч. 2 ст. 130 Конституции) гражданами путем референ­дума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выбор­ные и другие органы местного самоуправления.

Согласно Конституции России (ст. 12) органы местного само­управления «не входят в систему органов государственной власти*.


Глава I Коксппуция Российской Федерации - оенвдной икон государства 95

D этом смысле можно говорить о самостоятельности местного само­управления э рамках его полномочий. Органы государственной вла­сти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправле­ния» однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государ­ственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Органы местного самоуправления, как и все местное самоуправле­ние в целом» — не только форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного са­моуправления характеризуется такими свойственными органам дарственной власти чертами» как наличие властных полномочий, обя­зательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рам­ках которой действуют соответствующие органы местного самоуправ­ления.

Согласно Конституции РФ (ст 131) местное самоуправление осу­ществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных транший. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий» в которых осуществляется местное са-моупраяление, допускается с учетом мнения населения соответствую­щих территорий.

В Конституции (ст. 132) установлено, что органы местного само­управления самостоятельно управляют муниципальной собствен­ностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, уста­навливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану обществен­ного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом от­дельными государственными полномочиями с передачей необходи­мых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реа­лизация переданных полномочий подконтрольна государстпу.

Осуществление местного самоуправления в России имеет консти­туционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важ­нейшим условием полного и эффективного выполнения им своих за­дач и функций. Согласно Конституции РФ (ст. 133) местное само­управление гарантируется правом на судебную защиту, на компенса­цию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограниче­ние прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами*


96 Раздел II, Консгнтуииониос npaw>


::.-.' 2,0«Лен1*ости федеративною уоройетв* России 97



Раздел первый Конституции Российской Федерации завершается главой девятой, посвященной конституционным поправкам и пере­смотру Конституции, о чем уже ранее рассказывалось.

Раздел второй посвяшен заключитеды ■ ы м и переходным положени­ям. В нем закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции* определяется соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных, лравовы* актов, действовавших до вступления в силу Конституции 1<ЮЗ г, основания, на которых продолжают действовать ранее образованное органы.

Кроме того, во втором разделе Конституции оговариваются неко­торые временные исключения из предписаний, установленных в дей­ствующей Конституции. В нем, в частности, оговаривается, что СоЬет Федерации первого созыва н Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года, хотя в Конституции устанавливается для Государственной Думы четырехлетний срок, а штя Совета Федера* ции в силу специфики его состава срок не устанавливается

1 Глава 2, ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

5 1. Россия — федеративное государство

Территория каждого государства делится на части, определяющие его внуфсннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства формируются система тер­риториальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и этими террито­риальными единицами, характер которых зависит от их правовых ста­тусов.

Подобного рода устройство территории государства принято назы­вать государственным устройством,

С точки зрения их формы все государства делятся на две группы — унитарные н федеративные.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств* В этом смысле унитар­ное государство (те. одно, единое) принято называть простим госу­дарством»

Унитарное государство делится, как правило, лишь на администра­тивно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселе-


ния и тл.)т из которых складывается его административно-территори­альное устройство1* Административно -территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом* Им обладяют лишь управляющие ими органы государственной власти либо органы мест-jjoro самоуправления-

Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств, оно обладает одной конституцией, одним высшим орга­ном законодательной власти, одним высшим органом исполнитель­ной власти, единой системой высших судебных органов*

Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство и может также входить в состав дру­гого государства на федеративных началах (га. сохраняя определен­ный комплекс своих суверенных прав) либо на автономных началах.

В современной Российской Федерации унитарные государства — рее республики в се составе- Унитарными государсгвами является так­же большинство государств мира.

Федерация — это объединение двух или нескольких государств в од­но новое государство Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства,

Следует сказать, что, объединяясь, государства не обязательно об­разуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однако а отличие от федерации, которая являете и союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, обеспечивающим государ­ственное единство всех входящих в его состав государств и сохраняю­щим за ними определенную латитико-юридическую самостоятель­ность, конфедерация представляет собой союз государств, те. международно-правовое объединение*

Вместе с тем утверждение, что федерация Является государствен­но-правовым союзом в отличие от конфедерации — международно-правового союза, совсем не означает, что федерация, выступая воине KUG единое государственное образование, исключает для входящих а нее государств или государственных образований возможность под­держивать какие-либо международно-правовые отношения с зару­бежными государствами и международными организациями. Напро­тив, конституции многих федеративных голударсгв, в том числе и Конституция РФ, допускают текую возможность. В федеративных го­сударствах наряду с федеральной конституцией и законодательством могут иметься конституции и законодательство входящих в их состав

: Праадз, есть унитарные госутлрепи (Италия. Испания. Китай и яр,), имеющие & езоем состав* пвгоночкя


7-W1*


«Раадел II. KoHCTtfrymioHrioe пртю


Глям 2. Особенности федеративного устройств* России 99



государств. Эти государства сохраняют свою систему органов государ­ственной власти, свою территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия* Они могут иметь также свои государ­ственные символы.

Государства, образующие федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым пра­вовым статусом. Однако мировой приетнке известны и такие федера­ции, субъекты которых обладают различным правовым статусом.

Между федерацией н ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого — обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов и возможностей всех ее членов как в интересах самой федерации» так и ее субъектов* Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации» признавая приоритет ее задач и целей. Они при­знают также на своей территории высшую юридическую силу норма­тивных правовых актов федерации.

Государственная власть федерации является единственной суве­ренной властью на ее территории. Она опирается на волю всего ее на­рода. Признание полного суверенитета с>^ъектов федерации означало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания, не влекущий за собой никаких юридических последствий, либо фактиче­скую ликвидацию федерации. В этом случае она утрачивает характер союзного государства и превращается в союз суверенных государств или распадается на отдельные суверенные государства, существующие самостоятельно.

В мире в настоящее время существует немало различных федера­ций, включая такие крупные, как Бразилия, Германия, Индия, США. Федеративным государством был Союз ССР Федеративным государ­ством является и Россия.

Однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, сущест­венно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно обра­зуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло со­всем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована» результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государстве иные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Вот почему Российская Федерация с самого начала ее создания яв­лялась одновременно и национальным государством русского ньрода,


составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республике, и основанной ни автономии федерацией, объединив­шей в своем составе р>сский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила не догов<Чюо-конституционный ата договорный характер, как многие дру­гие федерации, а кокеппуционно-праэовой характер, поскольку была CQSWff не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашен и*; ее федерацией в Конституции Республики.

Не обладая классическими признаками федеративного государст­ва. Россия как федерация вызывала немало споров. Но главны* аргу­ментом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные при жаки федерации, а воля ее народов, выразивших же­лание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классича* ское федеративное государство, чем ее предшественник* РСФСР В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области» края, города федерального значения. Таким образом, игодня не часть, как это бы­ло прежде, а вен территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов.

Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Феде­рация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Как и любая другая федерация, Россия яа!яется единым государст- * вом. Поэтому находящиеся в ее составе государства не могут заклю­чать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело — многосторонние и дву­сторонние соглашения между Российской Федерацией и ее с>«ъекта-мн о распределении полномочий между ними. Именно таким согла­шением является Федеративный договор Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти су-перенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня Феде** рвЗДШкЯ договор в Части, не противоречащей Конституции РФ, и наряду с не** лежиг в основг отношений Российской Федерации с се с'♦Аьскгами. подписавшим*! этот Договор.

В настоящее время Россия имеет в своем составе три вила субъек­тов - государства в составе Российской Федерации, преобразованные, ках правлю, из бывших автономных pccrtyfvntK. государственно-терри­ториальные образования — края, области и города федерального значе­ния, бывшие прежде наиболее крупными административно-терри­ториальными еднылами Российской Федерации, й национально-госу-


Г


100 Раздел П. Коистктуиионнос лрдо


Гша 2. Особенности федератмного устройств России 101



дарственные образования — автономную область н автономные окр> Таким образом, & числе субъектов Российской Федерации и сейчас со­храняются традиционные территориальные автономные образования.

Территориальная автономия в Российской Федерации — это само­стоятельное осуществление государственной власти находящимися * ее составе национально-государственными образованиями в предела^ компетенции, устанавливаемой федеральными органами государств венной власти при участии соответствующей автономной единицы.

Автономия в Российской Федерации построена по национальному^
признаку. Это значит, что она создается с учетом национального со­
става населения, проживающего на ее территории. В зависимости о%
численности населения, уровня и перспектив развития экономики к
других факторов образуются различные виды автономии — автономл
ная область или автономный округ, При этом принимается во внима­
ние воля населения создать то или иное автономное образование или
преобразовать один вид автономии в другой. у

В Российской Федерации автономия длительное время осуществи лялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в нацио­нальном государстве — автономной республике, и административной^ -представленной автономными областями и автономными округами.

Государственная автономия характеризовалась значительным объ­емом прав, наличием конституции, высших органов государственной власти, законодательства, гражданства. Административная автономия всех этих признаков, свойственных государственной автономии, не имела.

В настоящее время в России территориальная автономия осущест­вляется только в одной форме — административной.

Новой формой самоопределения народов в Российской Федера­ции является национально-культурная автономия, представляющая со­бой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим обшностям. для самостоятельного реше­ния вопросов сохранения самобытности, развития языка, образова­ния, национальной культуры.

Национально-культурная автономия основывается на приниипах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определен­ной этнической общности; добровольной самоориентации и само­управления; многообразия форм внутренней ориентации националь­но-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических обшностей; законности.

Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются Федеральным законом от 17 июля 1996 г* «О нашгональ-


но-культурной автономии**, который определяет правовые основы национально-культурной автономии, создает правовые условия взаи­модействия государства и общества для защиты национальных инте­ресов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Государственное устройство Российской Федерации — один из ия- ститутов конституционного права Российской Федерации, Объединяе­мые им нормы регулируют широкий круг общественных отношений, возникающих в процессе создания и функционирования Российской Федерации и се субъектов. Они также регулируют различные стороны государственного устройства Российской Федерации и оказывают су­щественное влияние на содержание других конституштонно-право-вых институтов, поскольку именно государственным устройством Российской Федерации определяются в значительной мбре порядок образования, система и компетенция государственных органов как самой Федерации, так и ее субъектов и т.д.

Нормы института государственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство*, определяющей право­вые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный пере­чень этих с>^ъектов, ^танавливающей исключительную t а также со­вместную с се субъектами компетенцию Российской Федерации.

Нормы института государственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г, в нормативных актах орга­нов государственной власти Российской Федерации; Президента РФ, Правительства РФ; в конституциях, уставах и других законодательных актах субъектов Федерации.

Однако Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, установ­ленных в гл. Г В государственном устройстве Российской Федерации, которое основывается на принципе федерализма, находит одно из проявлений ее демократизм как государства.

В России федерализм — это прежде всего государственная органи­зация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разреше­ния национального вопроса, для осуществления суверенитета наций, составляют!» многонациональный народ Российской Федерации.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, прожи­вающих на территории Российской Федерации. Суверенитет нации

1 СЗ РФ 19%. 25. Ст. 2965 (с изм. и доп.).


t I
102 • • Роздал II Конституционное право

означает ее верховенство и независимость в решении вопросов свое внутренней жизни и взаимоотношении с другими нациями, ее сво* бодиое волеизъявление в избрании формы своей национальной госу дарственностн.

Федерализм в России означает свободное развитие наций и народ­ностей, прожигающих не ее территории. Такое развитие выражается создании различных форм национальной государственности иародо Российской Федерации — республик, автономной области, авТОном* ник округов, а также в преобразовании одних форм национальной го* сударственности ■ другие. Свободное развитие наций и народности означает также развитие национальных языков.

Однако российский федерализм не только форма разрешения на ционального вопроса в многонациональном государстве, но и форм демократизации управления.

Федерализм имеет существенные преимуществам этом отношении перед унитаризмом. Децентрализация государственной аласти и рас­пределение ее по регионам — важная гарантия демократизма в управ­лении государством. Центр в таких условиях лишается монополии щ власть н потому не может употребить ее произвольно, она повсемест* но встречается со *сдержками и противовесами*. Открывается больше; возможностей дли устройства управления на местах в соответствии со своими интересами, а интересы одного региона не приносятся в жерт­ву интерес»! других. В результате образуются многочисленные цен­тры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо" единообразия, установленного центром, создастся единство в разно­образии, что и составляет высшую цель общественного развития.

Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация госу­дарственной власти обеспечивается разграничением предметов веле­ния и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значе­ния, автономной областью, автономными округами н местным само­управлением.

В соответствии с принципом федерализма основы правового стату­са субъекта Федерации устанавливаются и гарантируются Конститу­цией РФ Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции РФ. Полномочия Российской Федерации, не отнесенные ее Конституцией к велению Федерации либо к совместному ведению Федерации и ее субъектов, осуществля­ются этими субъектами самостоятельно в соответствии с Конституци­ей РФ.


Глйка 2. Особенности федеративного устройства Россия НИ

§ 2. Конституционно-правовой стштус

Российской Федерации

» - -.

Правовой статус Российской Федерации определяется Конститу­цией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 В, Федеративным договором от 31 марта 1992 1.

Конституционно-правовой ст&тус Российской Федерации характе­ризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, ис­полнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех пол­номочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ве­дении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанав­ливает основы конституционного строя государства, взаимоотноше­ний между человеком, гражданином, обществом, государством, фор­му государстве иного устройства России и взаимоотношения Федера­ции с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами,

Нсотъемлехшм элементом конституционно- правового статуса Рос­сийской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материаль­ное содержание государственного суверенитета. Территория Россий­ской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

Важным элементом конституционно-правового с;,-л\-а Россий­ской Федерации является ее единое гражданство. Вопросы гражданст­ва Российской Федерации регулируются ее Конституцией, Федераль­ным конституционным законом от 31 мая 2002 Е *0 гражданстве Рос­сийской Федерации*1. Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства.

Защита прав граждан Российской Федерации за границей осущест­вляется государственными органами Федерации, ее дипломатически­ми представительствами и консульскими учреждениями.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации означа­ет наличие общих дгя всей Федерации органов государственной лшети. Россия имеет Президента — главу государства; Федеральное Собра-

1 СЗРФ. 2002..4 22, Ст. 2031.


IM Рвэдсл II. Конституционное npoo


Глав» 2. Особенности федеративного ycipoflcraa Рсяснк 105



нис — представительный и законодательный орган Российской Феде­рации; Правительство, осушестадяющее исполнительную власть Рос-сиЙскоП Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Выс­ший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в России, Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный про-KVjtop Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характе­ризуется наличием единой федеральной системы нрма, которая включа­ет федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также норма­тивные Правовые акты местных органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления.

К системе права Российской Федерации относятся тздже некото­рые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противо­речат действующему законодательству России.

Составной частью системы права Российской Федерации являют* ся общепризнанные принципы и нормы международного права н ра­тифицированные Российской Федерацией международные договоры. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора <ч. 4 ст 15 Конституции РФ).

В мисао федеральных нормативных правовых актов входят Кон­ституция РФ; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Прези­дента РФ; нормативные постановления Совета Федерации н Государ­ственной Думы, Правительства РФ. федеральных министерств, госу-дарственных комитетов и других ведомств; ооглаи*ения о делегировании полномочий Российской Федерации се субъектам; межгосударствен­ные договоры и межправительстаднные соглашения Российской Фе­дерации и zjl '

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характе­ризуется н&тичием собственности Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 199! г* *0 разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собствен­ность, государственную собственность республик в составе Россий­ской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов* городов Москвы и Санкт*Петербурга и муниципальную соб­ственность» к объектам исключительно федеральной собственности

] ВВС. 1ВД-f* 3 Ст, 89.


i относятся объекты, составляющие основу национального богатства

страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общерос­сийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объ­екты*.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характе­ризуется наличием единой денежной и кредитной системы.

Денежная система Российской Федерации включает в себя офици­альную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, органи­зацию и.регулирование денежного обращения. Согласно Федерально­му закону от 10 июля 2002 Б «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)*1 (с последующими изменениями и до­полнениями) официальной денежной единицей (валютой) Россий­ской Федерации является рубль. Введение на ее территории других де­нежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооружен­ных Сидч которые осушестаадют защиту суверенитета и территориаль­ной целостности Российской Федерации.

Российская Федерация определяет структуру и организацию Во­оруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Фе­дерации.

К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее прало внешних сношений с ино­странными государствами\ реализуя которое она представляет и защи­щает ках интересы всей Российской Федерации в целом, так и инте­ресы каждого ее субъекта.

Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является государственный ягых. В Конститу­ции (ч. 1 ст- 68) установлено, что государственным языком Россий­ской Федерации на всей се территории является русский язык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: