Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Конституция Российской Федерации закрепляет основные обязанности человека и гражданина, в которых выражены наиболее важные требования государства к человеку и гражданину, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства и жизнедеятельность общества. В их число входят соблюдение конституции и законов (ч. 2 сх 15); обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам(ст 58). Долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является также защита Отечества (ст. 59).
Положения первых двух глав Конституции, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации и основы правового статуса личности в ней, являются фундаментом действующей Конституции. Она устанавливает, что никакие другие ее положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст, 16), а любой пересмотр положений этих глав возможен лишь посредством принятия новой Конституции Российской Федерации (ст: 135),
|
|
Последующие пять глав Конституции посвящены федеративному устройству России (гл. Ш); Президенту Российской Федерации (гл. IV); Федеральному Собранию (гл. У); Правительству Российской Федерации (гл. VI) и судебной власти (гл. VII). Рассмотрению основных поло-жений этих глав посвящены последующие разделы этого учебника.
Восьмая глава Конституции РФ посвящена местному самоуправлению. В пей указывается (ст. 130), что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью*
Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно осуществляется (ч. 2 ст. 130 Конституции) гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно Конституции России (ст. 12) органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти*.
Глава I Коксппуция Российской Федерации - оенвдной икон государства 95
D этом смысле можно говорить о самостоятельности местного самоуправления э рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления» однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.
|
|
Органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом» — не только форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам дарственной власти чертами» как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ (ст 131) местное самоуправление осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных транший. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий» в которых осуществляется местное са-моупраяление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В Конституции (ст. 132) установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государстпу.
Осуществление местного самоуправления в России имеет конституционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций. Согласно Конституции РФ (ст. 133) местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами*
96 Раздел II, Консгнтуииониос npaw>
::.-.' 2,0«Лен1*ости федеративною уоройетв* России 97
Раздел первый Конституции Российской Федерации завершается главой девятой, посвященной конституционным поправкам и пересмотру Конституции, о чем уже ранее рассказывалось.
Раздел второй посвяшен заключитеды ■ ы м и переходным положениям. В нем закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции* определяется соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных, лравовы* актов, действовавших до вступления в силу Конституции 1<ЮЗ г, основания, на которых продолжают действовать ранее образованное органы.
Кроме того, во втором разделе Конституции оговариваются некоторые временные исключения из предписаний, установленных в действующей Конституции. В нем, в частности, оговаривается, что СоЬет Федерации первого созыва н Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года, хотя в Конституции устанавливается для Государственной Думы четырехлетний срок, а штя Совета Федера* ции в силу специфики его состава срок не устанавливается
1 Глава 2, ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
5 1. Россия — федеративное государство
Территория каждого государства делится на части, определяющие его внуфсннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства формируются система территориальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от их правовых статусов.
|
|
Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством,
С точки зрения их формы все государства делятся на две группы — унитарные н федеративные.
Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств* В этом смысле унитарное государство (те. одно, единое) принято называть простим государством»
Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселе-
ния и тл.)т из которых складывается его административно-территориальное устройство1* Административно -территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом* Им обладяют лишь управляющие ими органы государственной власти либо органы мест-jjoro самоуправления-
Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств, оно обладает одной конституцией, одним высшим органом законодательной власти, одним высшим органом исполнительной власти, единой системой высших судебных органов*
Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство и может также входить в состав другого государства на федеративных началах (га. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав) либо на автономных началах.
В современной Российской Федерации унитарные государства — рее республики в се составе- Унитарными государсгвами является также большинство государств мира.
Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства,
Следует сказать, что, объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однако а отличие от федерации, которая являете и союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, обеспечивающим государственное единство всех входящих в его состав государств и сохраняющим за ними определенную латитико-юридическую самостоятельность, конфедерация представляет собой союз государств, те. международно-правовое объединение*
|
|
Вместе с тем утверждение, что федерация Является государственно-правовым союзом в отличие от конфедерации — международно-правового союза, совсем не означает, что федерация, выступая воине KUG единое государственное образование, исключает для входящих а нее государств или государственных образований возможность поддерживать какие-либо международно-правовые отношения с зарубежными государствами и международными организациями. Напротив, конституции многих федеративных голударсгв, в том числе и Конституция РФ, допускают текую возможность. В федеративных государствах наряду с федеральной конституцией и законодательством могут иметься конституции и законодательство входящих в их состав
: Праадз, есть унитарные госутлрепи (Италия. Испания. Китай и яр,), имеющие & езоем состав* пвгоночкя
7-W1*
«Раадел II. KoHCTtfrymioHrioe пртю
Глям 2. Особенности федеративного устройств* России 99
государств. Эти государства сохраняют свою систему органов государственной власти, свою территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия* Они могут иметь также свои государственные символы.
Государства, образующие федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой приетнке известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.
Между федерацией н ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого — обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов и возможностей всех ее членов как в интересах самой федерации» так и ее субъектов* Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации» признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации.
Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории. Она опирается на волю всего ее народа. Признание полного суверенитета с>^ъектов федерации означало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания, не влекущий за собой никаких юридических последствий, либо фактическую ликвидацию федерации. В этом случае она утрачивает характер союзного государства и превращается в союз суверенных государств или распадается на отдельные суверенные государства, существующие самостоятельно.
В мире в настоящее время существует немало различных федераций, включая такие крупные, как Бразилия, Германия, Индия, США. Федеративным государством был Союз ССР Федеративным государством является и Россия.
Однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована» результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государстве иные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.
Вот почему Российская Федерация с самого начала ее создания являлась одновременно и национальным государством русского ньрода,
составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республике, и основанной ни автономии федерацией, объединившей в своем составе р>сский и многие другие народы.
Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила не догов<Чюо-конституционный ата договорный характер, как многие другие федерации, а кокеппуционно-праэовой характер, поскольку была CQSWff не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашен и*; ее федерацией в Конституции Республики.
Не обладая классическими признаками федеративного государства. Россия как федерация вызывала немало споров. Но главны* аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные при жаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.
Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классича* ское федеративное государство, чем ее предшественник* РСФСР В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области» края, города федерального значения. Таким образом, игодня не часть, как это было прежде, а вен территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов.
Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.
Как и любая другая федерация, Россия яа!яется единым государст- * вом. Поэтому находящиеся в ее составе государства не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело — многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и ее с>«ъекта-мн о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Федеративный договор — Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти су-перенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня Феде** рвЗДШкЯ договор в Части, не противоречащей Конституции РФ, и наряду с не** лежиг в основг отношений Российской Федерации с се с'♦Аьскгами. подписавшим*! этот Договор.
В настоящее время Россия имеет в своем составе три вила субъектов - государства в составе Российской Федерации, преобразованные, ках правлю, из бывших автономных pccrtyfvntK. государственно-территориальные образования — края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными еднылами Российской Федерации, й национально-госу-
Г
100 Раздел П. Коистктуиионнос лрдо
Гша 2. Особенности федератмного устройств России 101
дарственные образования — автономную область н автономные окр> Таким образом, & числе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные территориальные автономные образования.
Территориальная автономия в Российской Федерации — это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися * ее составе национально-государственными образованиями в предела^ компетенции, устанавливаемой федеральными органами государств венной власти при участии соответствующей автономной единицы.
Автономия в Российской Федерации построена по национальному^
признаку. Это значит, что она создается с учетом национального со
става населения, проживающего на ее территории. В зависимости о%
численности населения, уровня и перспектив развития экономики к
других факторов образуются различные виды автономии — автономл
ная область или автономный округ, При этом принимается во внима
ние воля населения создать то или иное автономное образование или
преобразовать один вид автономии в другой. у
В Российской Федерации автономия длительное время осуществи лялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в национальном государстве — автономной республике, и административной^ -представленной автономными областями и автономными округами.
Государственная автономия характеризовалась значительным объемом прав, наличием конституции, высших органов государственной власти, законодательства, гражданства. Административная автономия всех этих признаков, свойственных государственной автономии, не имела.
В настоящее время в России территориальная автономия осуществляется только в одной форме — административной.
Новой формой самоопределения народов в Российской Федерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим обшностям. для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Национально-культурная автономия основывается на приниипах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; добровольной самоориентации и самоуправления; многообразия форм внутренней ориентации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических обшностей; законности.
Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются Федеральным законом от 17 июля 1996 г* «О нашгональ-
но-культурной автономии**, который определяет правовые основы национально-культурной автономии, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
Государственное устройство Российской Федерации — один из ия- ститутов конституционного права Российской Федерации, Объединяемые им нормы регулируют широкий круг общественных отношений, возникающих в процессе создания и функционирования Российской Федерации и се субъектов. Они также регулируют различные стороны государственного устройства Российской Федерации и оказывают существенное влияние на содержание других конституштонно-право-вых институтов, поскольку именно государственным устройством Российской Федерации определяются в значительной мбре порядок образования, система и компетенция государственных органов как самой Федерации, так и ее субъектов и т.д.
Нормы института государственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство*, определяющей правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих с>^ъектов, ^танавливающей исключительную t а также совместную с се субъектами компетенцию Российской Федерации.
Нормы института государственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г, в нормативных актах органов государственной власти Российской Федерации; Президента РФ, Правительства РФ; в конституциях, уставах и других законодательных актах субъектов Федерации.
Однако Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, установленных в гл. Г В государственном устройстве Российской Федерации, которое основывается на принципе федерализма, находит одно из проявлений ее демократизм как государства.
В России федерализм — это прежде всего государственная организация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса, для осуществления суверенитета наций, составляют!» многонациональный народ Российской Федерации.
Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет нации
1 СЗ РФ 19%. >Ь 25. Ст. 2965 (с изм. и доп.).
t I
102 • • Роздал II Конституционное право
означает ее верховенство и независимость в решении вопросов свое внутренней жизни и взаимоотношении с другими нациями, ее сво* бодиое волеизъявление в избрании формы своей национальной госу дарственностн.
Федерализм в России означает свободное развитие наций и народностей, прожигающих не ее территории. Такое развитие выражается создании различных форм национальной государственности иародо Российской Федерации — республик, автономной области, авТОном* ник округов, а также в преобразовании одних форм национальной го* сударственности ■ другие. Свободное развитие наций и народности означает также развитие национальных языков.
Однако российский федерализм не только форма разрешения на ционального вопроса в многонациональном государстве, но и форм демократизации управления.
Федерализм имеет существенные преимуществам этом отношении перед унитаризмом. Децентрализация государственной аласти и распределение ее по регионам — важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии щ власть н потому не может употребить ее произвольно, она повсемест* но встречается со *сдержками и противовесами*. Открывается больше; возможностей дли устройства управления на местах в соответствии со своими интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интерес»! других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо" единообразия, установленного центром, создастся единство в разнообразии, что и составляет высшую цель общественного развития.
Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация государственной власти обеспечивается разграничением предметов веления и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами н местным самоуправлением.
В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса субъекта Федерации устанавливаются и гарантируются Конституцией РФ Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции РФ. Полномочия Российской Федерации, не отнесенные ее Конституцией к велению Федерации либо к совместному ведению Федерации и ее субъектов, осуществляются этими субъектами самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.
Глйка 2. Особенности федеративного устройства Россия НИ
§ 2. Конституционно-правовой стштус
Российской Федерации
» - -.
Правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 В, Федеративным договором от 31 марта 1992 1.
Конституционно-правовой ст&тус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государстве иного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами,
Нсотъемлехшм элементом конституционно- правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.
Важным элементом конституционно-правового с;,-л\-а Российской Федерации является ее единое гражданство. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются ее Конституцией, Федеральным конституционным законом от 31 мая 2002 Е *0 гражданстве Российской Федерации*1. Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства.
Защита прав граждан Российской Федерации за границей осуществляется государственными органами Федерации, ее дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает наличие общих дгя всей Федерации органов государственной лшети. Россия имеет Президента — главу государства; Федеральное Собра-
1 СЗРФ. 2002..4 22, Ст. 2031.
IM Рвэдсл II. Конституционное npoo
Глав» 2. Особенности федеративного ycipoflcraa Рсяснк 105
нис — представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осушестадяющее исполнительную власть Рос-сиЙскоП Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в России, Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный про-KVjtop Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы нрма, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные Правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
К системе права Российской Федерации относятся тздже некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству России.
Составной частью системы права Российской Федерации являют* ся общепризнанные принципы и нормы международного права н ратифицированные Российской Федерацией международные договоры. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора <ч. 4 ст 15 Конституции РФ).
В мисао федеральных нормативных правовых актов входят Конституция РФ; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации н Государственной Думы, Правительства РФ. федеральных министерств, госу-дарственных комитетов и других ведомств; ооглаи*ения о делегировании полномочий Российской Федерации се субъектам; межгосударственные договоры и межправительстаднные соглашения Российской Федерации и zjl '
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется н&тичием собственности Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 199! г* *0 разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов* городов Москвы и Санкт*Петербурга и муниципальную собственность» к объектам исключительно федеральной собственности
] ВВС. 1ВД-f* 3 Ст, 89.
i относятся объекты, составляющие основу национального богатства
страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты*.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы.
Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и.регулирование денежного обращения. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 Б «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)*1 (с последующими изменениями и дополнениями) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооруженных Сидч которые осушестаадют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Российская Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации.
К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее прало внешних сношений с иностранными государствами\ реализуя которое она представляет и защищает ках интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.
Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является государственный ягых. В Конституции (ч. 1 ст- 68) установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей се территории является русский язык.