ПрСДНСДОВИе 9 страница

В Российской Федерации принят Закон от 25 октября 1991 г «О языках народов РСФСР» с изменениями и дополнениями, внесен­ными Федеральным законом от 24 июля 1998 гЛ согласно которому русский я5ык является основным средством межнационального об­щения народов Российской Федерации.

1 СЭ РФ. 2002. М 28. Ст. 2790.

1 ВВС. 1991. J* 50. Ст. \Ц0; СЗ РФ. 1998. № Я. Ст. Й!М.



Раздел II. Конституционное прею


Глняа 2. Особенности федервт и*нот устройства России 107



Вместе с тем Закон признает равные права народов России на хранение, развитие к государственную поддержху их языков. России екая Федерация гарантирует всем народам н каждой личности пра^ на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу вы* ра н использования языка общения, обучения» воспитания, интеллек туального творчества; равные возможности для сохранения, изучен! и развития, равную социальную, экономическую и юридическую за щиту-всех языков народов Российской Федерации; особую заботу внимание к языкам малочисленных народов, а также народов, имеющих своих национально- гоездарственных и национальностей рнториальных образований; желательность овладения языком межн циоиального общения и другими языками народов Российской рации, проживающих на одной территории1.

Важным компонентом конституционно-правового статуса России ской Федерации являются се государственные символы — Пкударст венный флаг, Государственный герб н Государственный гимн, в кото* рых в своеобразной форме выражается государственный суверените? Российской Федерации, а также м столица — город Москва,

Согласно Конституции РФ (ч, I ст 70) государственные фтаг, гг и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официально использования)станавливаются федеральным конституционным за­коном.

В соответствии с Федеральным конституционным законом 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации** Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных по­лос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвете. Отношение ширины флага к его длине — 2л %

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 с «О Государственном гербе Российской Федерации*3 Государственный еерб Российской Федерации представляет собой че-: тырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в. оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым ор* лом, поднявшим вверх распушенные.крылья. Орел увенчан двумя ма­лыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на сереб-

1 Сн. также: Декларация о языках народов России// BBC IM'.Ni SO, Ст. 1742, 1 СЗ РФ. 2000. J* 52 (ч 1). Ст. 5020 <с им. и доо*). 1 СЗ РФ. 2000, >ft 52 (ч, I/. От, 5021 (сизм. и доп,).


ряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного копьем дракона.

Согласно Федеральному констхтупнонному закону от 25 декабря 2000 г «О Государственном гимне Российской Федерации»1 Государст­венный гнм-ч Российской Федерации представляет собой музыкаль­но-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотрен* ных федеральным конституционным законом. Автором музыки явля­ется А.В, Александров, Слова гимна написаны СВ. Михалковым.

Российская Федерация имеет свою столицу. Согласно Конститу­ции России (ч* 2 ст. 70) столицей Российской Федерации является го­род Москва. Статус столицы установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 £2 «О статье столицы Российской Федерации».

Столица Российской Федерации — место нахождения федераль­ных органов государственной власти РФ, представительств республик а составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов» краев» областей, города Санкт-Петербурга, а также диплома­тических представительств иностранных государств в Российской Фе­дерации,

Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретнее юридическое выражение в закрепленных Конститу­цией РФ предметах ведения Российской Федерации, реализуемых орга­нами ее государственной власти. Под предметами ведения Россий­ской Федерации понимаются те сферы государственной и обществен­ной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.

Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие ис­ключительно Российской Федерации (ст. 71), и предметы, находящие­ся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72),

В сфере государственного строительства к предметам веления ис­ключительно Российской Федерации относятся принятие и измене­ние Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и терри­тория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регу­лирование и защита прав национальных меньшинств.

1 СЗ РФ. 2000. № 52 <ч. |>. Ст. 5022 (с том- и аоп,),

1 ВВС РФ. 1991 Nt L9, Ст. 683; СЗ РФ. 1»5. N? 10. Ст 2863


108 Раддел II. Конституционное право


■ i,. 2. ОсоОенностн федертишого ycrpoflcrw России 109



Российская Федерация устанавливает систему федеральных орга­нов законодательной» исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы го- 1 сударственной масти.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся су­доустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилова­ние; гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное про- \ цессуальное законодательство; правовое регулирование интеллекту­альной Собственности; федеральное коллизионное право.

Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Россия. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, >хгтаиовлсннс основ федераль­ной политики и федеральных программ в области государственного н национального развития Российской Федерации.

В сфере экономического и социально-культурного строительство в исключительном велении Российской Федерации находятся феде­ральная государственная собственность и управление ею; улановлс-ние основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации.

Российская Федерация определяет правовые основы единого рын­ка; ведает финансовым, валютным» кредитным, таможенным регули­рованием, денежной эмиссией. Российская Федерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном велении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; феде­ральные налоги н сборы; федеральные фонды регионального развития. В се велении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федералыше транспорт, пу­ти сообшенияр информация и связь; деятельность в космосе.

К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метри­ческая система и исчисление времени; геодезия и картография; на­именования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В сфере внешних отношений и защиты государственного суеереншпе-та Российской Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешне­экономические отношения Российской Федерации.


К ведению Российской Федерации относятся также оборона и Безопасность; оборонное производство; определение порядка л рода* жи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого воен­ного имущества; производство ядовиты* веществ, наркотических средств и порядок их использования.

На Российскую Федерацию возложены определение статуса и за­щита ГЪсударсгвеиной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континенталь­ного шельфа Российской Федерации.

Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместни с ее субъектами.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются фе­деральные конституционные законы и федеральные законы* имею­щие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъек­тов издаются федеральные законы.

Согласно Конституции РФ (ст. 78) федеральные органы исполни­тельной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должност­ных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной штасти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируется до­говорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Конституция РФ устанавливает также (ст. 79). *гго Российская Фе­дерация может участвовать в межгосударственных объединениях и пе­редавать им часть своих полномочий в соответствии с международны­ми договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод челове­ка и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

§ 3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоя­щее время находится 21 республика Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия.


110 Рмдел IL Конституционное право


Глаад2. Оообемностифслерггчвногоу^лройстаа России Ш



Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкар­ская Республика, Республика Калмыкия. Карачаево-Черкесская Рес­публика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Рес­публика Тыва, ^муртская Республика, Республика Хакасия, Чечен­ская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики (ч. 1 ст. 65 Конституции).

Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и по другим показателям. Напри­мер» территория Республики Бурятия составляет 351, 3 тыс. км1, тогда как Республика Северная Осетия — Алания имеет территорию размером 8 тйс. км* Население Республики Башкортостан более чем в пять раз превышает население Кабардино-Балкарской Республики и в 16 раз — население Республики Тыв-. Однако эти различия не оказывают влия­ния ни на их место в составе Российской Федерации, ни на сбъем их полномочий. Таким образом, все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации. -

Республика в составе Российской Федерации — это демократиче­ское правовое государство, созданное в рамках России.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 66) статус республики опреде­ляется федеральной Конституцией и конституцией республики. Та­ким образом, именно Конституция РФ устанавливает конституцион­но-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъе»стамн — республиками в ее составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе Россий­ской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полно­той государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории» кроме тех полномочий, которые в соот­ветствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных орга­нов государственной власти. Государственная власть республики ис­ходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республики в составе Россий­ской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы территории республики определя­ются государственной границей республики.

Республика имеет внутреннюю границу отделяющую ее от других субъеетов Российской Федерации. Республика может иметь и внеш­нюю границу, отделяющую се от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей


Российской Федерации. Она определяется международными догово­рами и соглашениями России с иностранными государствами, ■

Территория республики не может быть изменена б*з ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Фе­дерации, согласно Конституции РФ (ст. 67), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

Конституционно-правовой статус республики в составе Россий­ской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы н другие норма­тивные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, догово­ры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегирова­нии полномочий,

Являясь относительно самостоятельной, республиканская консти­туционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конститу­ции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, дейст­вует федеральный закон.

Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нор­мативным правовым актом республики действует нормативный пра­вовой акт республики. т:

Законодательные (представительные) органы республик пользуются правом законодательной инициативы и могут вносить законопроекты в Государственную Думу (ч. I ст. 104 Конституции РФ)Р Республика вправе участвовать в разработке федеральных норматиьных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик.

В случае нарушения федеральными властями прерогатив респуб­лики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.

Республики в составе России самостоятельно определяют систему csoux органов государственной власти в соответствии с основами кон­ституционного строя, общими принципами организации представи­тельных и исполнительных органов государственной власти в России* ской Федерации и законодательством республики.

Каждая республика имеет свой законодательный (представитель­ный) орган; главу исполнительной класти или главу республики; свое правительство; верховный суд и высший арбитражный суд. Многие


t

ИЗ _______________ Раздал И* Конституционное Правд ______ '

республики имеют также свой конституционный суд. Систему ор нов прокуратуры в республике вадглавляет прокурор республики подчиненный Генеральному прокурору Российской Федерации*

В пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий п предметам совместного ведения России н республик федеральные о ганы исполнительной власти и республиканские органы исполни * тельной власти образуют а этих республиках единую систему испол нительной власти а Российской Федерации,

В Москве при Президенте РФ имеются постоянные представи тельсгва республик, находящихся а составе Российской Федерацн главной задачей которых является координация взаимодействия рее пубяиканских правительств с администрацией Президента РФ.

Конспггупионно-правовой статус ресгг>блик в составе России ской Федерации характеризуется наличием республиканской совете? кости. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, раститель ный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся н их территории, а также памятники истории и культуры и иные ие ности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов рее публих. -

Вопросы владения, пользования н распоряжения землей, недрами; водными и другими природными ресурсами регулируются законодан тельстэом Российской Федерации и законодательством республик в ее составе. По взаимной договоренности между федеральными оргвч нами государственной власти и органами государственной власти pecj гтублих в составе Российской Федерации часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных.

Согласно Конституции РФ (ч, 2 ст. 68) республики вправе угтанав: лнвать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях рес-> публик они употребляются наряду с русским языком — государствен­ным языком Российской Федерации* Так. Конституцией Республики Коми (ст. 67) статус государстве иного предоставлен коми и русскому языкам, Конституцией Республики Бурятия (ст. 67) — бурятскому и русскому языкам.

Республики признают и гарантируют равные права всех нацио­нальных языков на их сохранение и развитие. Например, в Конститу­ции Республики Бурятия (ст. 67) указывается: «Республика Бурятия гарантирует всем се народам право на сохранение родного языка, соз­дание условий для его изучения и развития»*

В местностях компактного проживания национальных групп, ие нмеюших своих национально-государственных и наиионально-тер-


ЩМ 2. Особенности федеративного усфо^стьа Рл:син 113

риториальньгх образований, наряду с государственными языками рес­публик в составе Российской Федерации в официальных сферах об- ■ щення может использоваться язык населения данной местности.

Республики в составе Российской Федерации обладают шждуна* родной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участии -коп международных отношений и внешнеэкономических дома, под­писывать договоры и соглашения с иностранными государствами, от­крывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Так, Конституция Республики Башкор­тостан (ст 74) устанавливает, что Республика является самостоятель­ным участником международных и внешнеэкономических отноше­ний И связей, вступает в отношения с другими государствами, заклю­чает международные договоры и обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвус. в деятельности международных организаций.

Однако международная правосубъектность республик ограничен­на. Она не может противоречить Конституции ■ законам Российской Федерации. Федеративному договору Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

Наконец, одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включаю­щую государственный герб, государственный флаг, государственный гимн, а также право иметь столицу.

Республики в составе Российской Федерации не вправе в односто­роннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен и без ее согласия. В соответствии с Конститу­цией РФ (ч. 5 ст. 66) статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом,

В составе Российской Федерации 7 краев, 49 областей и два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Они являются гасударстсенно-территориаАьными образованиями в составе Федера­ции, которым в соответствии с действующей Конституцией Россий­ской Федерации (ч. I ст 65) придан статус ее субъеетов.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федераль­ного значения определяется Конституцией РФ {гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 r.t включающим в себя Договор о разгра­ничении предметов ведения и полномочий между федеральными ор­ганами государавенной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, други­ми федеральными актами.



5-6Q1-


*


114 Раздан Q, Конспггуиноннос прямо


Глава г. Особенности федеративного устройства России 115



Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и гор яа федерального значения обладают определенной учредительно властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные норма тивные правовые акты.

Ус/па* закрепляет конституционно-правовой статус края, области-города федерального значения, организацию государственной аласти порядок нормотворческой деятельности; административно-террито риальное деление и организацию местного самоуправления.

Кроя, области, города федерального значения располагают своей те рнторией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы ме-> аду ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть и менены с согласия крвя. области, города федерального значения.

Каждый край, каждая область, города Москва и Санкт-Петербург
образуют органы законодательной, исполнительной и судебной «таслш,
которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края*
области» города федерального значения. i

Следует отметить, что если прежде оргзды власти краев, областей, п* родов республиканского значения относились законодательством к ме~*. стиым органам власти, то в настоящее время они к таковым не относят* ся, а являются органами государственной власти с>€ъекгов Федерации.

Края, области* города федерального значения вправе иметь свою символику.

Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятель­ными участниками международных и шнешнеэкономических связей, со­глашений с другими краями, областями, а также республиками, авто­номной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация меж­дународных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органа­ми государственной власти Российской Федерации совместно с орга­нами власти краев, областей, городов Москвы и CaHicr-Петербург

Статье края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и со­ответствующего края, области, города федерального значения, соглас­но федеральному конституционному закону

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, об­ластей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесен­ных к компетенции Российской Федерации- Для этого от краев, об­ластей и городов федерального значения избираются депутаты в Госу­дарственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей и городов федераль­ного значения обладают правом законодательной инициативы в феде-


ральном парламенте. Кроме того, представительные органы н адми­нистрация края, области, города федерального значения вправе вно­сить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты вктов, принятие которых относится к компетенции Президента н Прави­тельства РФ.

Края, области имеют свои административные центры.

Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта Российской Федерации, как Москва. Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г «О статусе столицы Российской Федерации** в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города Москвы:

— предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представи­тельствам республик в составе России, автономной области, автоном­ных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипло­матическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения к поме­щения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

— обеспечивают необходимые условия для проведения общегосу­дарственных и международных мероприятий;

— участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развитии города Москвы;

— участвуют в содержании и развитей систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных сис­тем на территории города Москпы;

— согласовывают проект генерального плана развития города Мо­сквы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации,

Затраты города Москвы, связанные с осуществлением им функций столицы* должны полностью компенсироваться за счет субвенций из федерального бюджета, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе Российской Федерации, ав­тономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами государственной власти города Москвы

J ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. Ш; СЗ РФ. 1995. Ne 30. Ст. 2863.


Пб


Раздел П. Констатуцконж* npafto


] лип 2. Особенности федертаиогоусфсЛ™ Россия 10



ДЛЯ размещения зданий, строений н сооружений, необходимых выполнения полномочий федеральными органами государственн власти Российской Федерации, в соответствии с перечнем, формир мым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном, коном порядке приобретаются федеральными органами государе венной власти в федеральную собственность или предоставляются в аренду в соответствии с Генеральных! планом развития города Мое вы н программами развития отдельных городских территорий,

Здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся в с стденности города Москвы, предоставляются органами государстве ной власга горела Москвы федеральным органам государственн власти, представительствам субъектов Федерации в аренду в поряди установленном законодательством Российской Федерации.

В таком же порядке предоставляются в аренду находящиеся в с ственности города Москвы здания, строения, сооружения и поме имя дипломатическим представительствам иностранных государстве Российской Федерации, если иное не)Становлено международны договорами Российской Федерации*

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов нахо ся: Еврейская автономная область, Агинский Бурятский, Корякски Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненеакий), Устъ-Ордынседй Б Р*гтский. Ханты-Мансийский, Чукотский. Эвенкийский, Ямало-Н иецкиП автономные округа.

Еврейская автономная область является одной из форм наци нальной государственности народов Российской Федерации национально-государственным образованием. Прежде она входи/ в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополн ниях Конституции (Основного Закона) РСФСР*1 она была вы&еде из состава края и включена в Российскую Федерацию ненадредег венно.

Автономный окру: — национальное государственное образование обличающееся особым национальным составом' и бытом наседени Лкономный округ является формой национальной государственно сти малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибир и Дальнего Востока. До 1990 г автономные округа находились в соста ве краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным ок ругам была предоставлена возможность самостоятельно решать во* прос о вхождении в состав Федерации — через край, область или не


посредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г входит непосредственно в состав Российской Феде­рации1.

Однако действующая Конституция РФ такой возможности не пре­дусматривает В ней указывается (ч, 4 ст. 66), что отношения автоном­ных округов, находящихся в составе края или области» могут регули­роваться федеральным законом и договором между органами государ­ственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласил.

Автономные округа обладают огромной территорией при неболь­шой численности населения. Семь из 10 автономных округов имеют территорию от 181,5 тыс. км* (Ненецкий) до 860,2 тыс. км: (Таймыр­ский)» причем пять из них — более полумиллиона квадратных кило­метров. В то же время только в одном иэ них. Ханты-Мансийском» на­селение составляет более полумиллиона человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: