В Российской Федерации принят Закон от 25 октября 1991 г «О языках народов РСФСР» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 1998 гЛ согласно которому русский я5ык является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации.
1 СЭ РФ. 2002. М 28. Ст. 2790.
1 ВВС. 1991. J* 50. Ст. \Ц0; СЗ РФ. 1998. № Я. Ст. Й!М.
Раздел II. Конституционное прею
Глняа 2. Особенности федервт и*нот устройства России 107
Вместе с тем Закон признает равные права народов России на хранение, развитие к государственную поддержху их языков. России екая Федерация гарантирует всем народам н каждой личности пра^ на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу вы* ра н использования языка общения, обучения» воспитания, интеллек туального творчества; равные возможности для сохранения, изучен! и развития, равную социальную, экономическую и юридическую за щиту-всех языков народов Российской Федерации; особую заботу внимание к языкам малочисленных народов, а также народов, имеющих своих национально- гоездарственных и национальностей рнториальных образований; желательность овладения языком межн циоиального общения и другими языками народов Российской рации, проживающих на одной территории1.
|
|
Важным компонентом конституционно-правового статуса России ской Федерации являются се государственные символы — Пкударст венный флаг, Государственный герб н Государственный гимн, в кото* рых в своеобразной форме выражается государственный суверените? Российской Федерации, а также м столица — город Москва,
Согласно Конституции РФ (ч, I ст 70) государственные фтаг, гг и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официально использования)станавливаются федеральным конституционным законом.
В соответствии с Федеральным конституционным законом 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации** Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвете. Отношение ширины флага к его длине — 2л %
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 с «О Государственном гербе Российской Федерации*3 Государственный еерб Российской Федерации представляет собой че-: тырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в. оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым ор* лом, поднявшим вверх распушенные.крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на сереб-
|
|
1 Сн. также: Декларация о языках народов России// BBC IM'.Ni SO, Ст. 1742, 1 СЗ РФ. 2000. J* 52 (ч 1). Ст. 5020 <с им. и доо*). 1 СЗ РФ. 2000, >ft 52 (ч, I/. От, 5021 (сизм. и доп,).
ряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного копьем дракона.
Согласно Федеральному констхтупнонному закону от 25 декабря 2000 г «О Государственном гимне Российской Федерации»1 Государственный гнм-ч Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотрен* ных федеральным конституционным законом. Автором музыки является А.В, Александров, Слова гимна написаны СВ. Михалковым.
Российская Федерация имеет свою столицу. Согласно Конституции России (ч* 2 ст. 70) столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 £2 «О статье столицы Российской Федерации».
Столица Российской Федерации — место нахождения федеральных органов государственной власти РФ, представительств республик а составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов» краев» областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации,
Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретнее юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения Российской Федерации, реализуемых органами ее государственной власти. Под предметами ведения Российской Федерации понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.
Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст. 71), и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72),
В сфере государственного строительства к предметам веления исключительно Российской Федерации относятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.
1 СЗ РФ. 2000. № 52 <ч. |>. Ст. 5022 (с том- и аоп,),
1 ВВС РФ. 1991 Nt L9, Ст. 683; СЗ РФ. 1»5. N? 10. Ст 2863
108 Раддел II. Конституционное право
■ i,. 2. ОсоОенностн федертишого ycrpoflcrw России 109
Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной» исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы го- 1 сударственной масти.
В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное про- \ цессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной Собственности; федеральное коллизионное право.
Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Россия. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, >хгтаиовлсннс основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного н национального развития Российской Федерации.
В сфере экономического и социально-культурного строительство в исключительном велении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею; улановлс-ние основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации.
|
|
Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка; ведает финансовым, валютным» кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Российская Федерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном велении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги н сборы; федеральные фонды регионального развития. В се велении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федералыше транспорт, пути сообшенияр информация и связь; деятельность в космосе.
К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
В сфере внешних отношений и защиты государственного суеереншпе-та Российской Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации относятся также оборона и Безопасность; оборонное производство; определение порядка л рода* жи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовиты* веществ, наркотических средств и порядок их использования.
На Российскую Федерацию возложены определение статуса и защита ГЪсударсгвеиной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместни с ее субъектами.
|
|
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы* имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.
Согласно Конституции РФ (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной штасти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.
Конституция РФ устанавливает также (ст. 79). *гго Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
§ 3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия.
110 Рмдел IL Конституционное право
Глаад2. Оообемностифслерггчвногоу^лройстаа России Ш
Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия. Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, ^муртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики (ч. 1 ст. 65 Конституции).
Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и по другим показателям. Например» территория Республики Бурятия составляет 351, 3 тыс. км1, тогда как Республика Северная Осетия — Алания имеет территорию размером 8 тйс. км* Население Республики Башкортостан более чем в пять раз превышает население Кабардино-Балкарской Республики и в 16 раз — население Республики Тыв-. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составе Российской Федерации, ни на сбъем их полномочий. Таким образом, все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации. -
Республика в составе Российской Федерации — это демократическое правовое государство, созданное в рамках России.
Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъе»стамн — республиками в ее составе.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории» кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы территории республики определяются государственной границей республики.
Республика имеет внутреннюю границу отделяющую ее от других субъеетов Российской Федерации. Республика может иметь и внешнюю границу, отделяющую се от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей
Российской Федерации. Она определяется международными договорами и соглашениями России с иностранными государствами, ■
Территория республики не может быть изменена б*з ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 67), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы н другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий,
Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон.
Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт республики. т:
Законодательные (представительные) органы республик пользуются правом законодательной инициативы и могут вносить законопроекты в Государственную Думу (ч. I ст. 104 Конституции РФ)Р Республика вправе участвовать в разработке федеральных норматиьных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик.
В случае нарушения федеральными властями прерогатив республики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.
Республики в составе России самостоятельно определяют систему csoux органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в России* ской Федерации и законодательством республики.
Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган; главу исполнительной класти или главу республики; свое правительство; верховный суд и высший арбитражный суд. Многие
t |
ИЗ _______________ Раздал И* Конституционное Правд ______ '
республики имеют также свой конституционный суд. Систему ор нов прокуратуры в республике вадглавляет прокурор республики подчиненный Генеральному прокурору Российской Федерации*
В пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий п предметам совместного ведения России н республик федеральные о ганы исполнительной власти и республиканские органы исполни * тельной власти образуют а этих республиках единую систему испол нительной власти а Российской Федерации,
В Москве при Президенте РФ имеются постоянные представи тельсгва республик, находящихся а составе Российской Федерацн главной задачей которых является координация взаимодействия рее пубяиканских правительств с администрацией Президента РФ.
Конспггупионно-правовой статус ресгг>блик в составе России ской Федерации характеризуется наличием республиканской совете? кости. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, раститель ный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся н их территории, а также памятники истории и культуры и иные ие ности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов рее публих. -
Вопросы владения, пользования н распоряжения землей, недрами; водными и другими природными ресурсами регулируются законодан тельстэом Российской Федерации и законодательством республик в ее составе. По взаимной договоренности между федеральными оргвч нами государственной власти и органами государственной власти pecj гтублих в составе Российской Федерации часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных.
Согласно Конституции РФ (ч, 2 ст. 68) республики вправе угтанав: лнвать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях рес-> публик они употребляются наряду с русским языком — государственным языком Российской Федерации* Так. Конституцией Республики Коми (ст. 67) статус государстве иного предоставлен коми и русскому языкам, Конституцией Республики Бурятия (ст. 67) — бурятскому и русскому языкам.
Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и развитие. Например, в Конституции Республики Бурятия (ст. 67) указывается: «Республика Бурятия гарантирует всем се народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития»*
В местностях компактного проживания национальных групп, ие нмеюших своих национально-государственных и наиионально-тер-
■
ЩМ 2. Особенности федеративного усфо^стьа Рл:син 113
риториальньгх образований, наряду с государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах об- ■ щення может использоваться язык населения данной местности.
Республики в составе Российской Федерации обладают шждуна* родной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участии -коп международных отношений и внешнеэкономических дома, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Так, Конституция Республики Башкортостан (ст 74) устанавливает, что Республика является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений И связей, вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры и обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвус. в деятельности международных организаций.
Однако международная правосубъектность республик ограниченна. Она не может противоречить Конституции ■ законам Российской Федерации. Федеративному договору Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.
Наконец, одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую государственный герб, государственный флаг, государственный гимн, а также право иметь столицу.
Республики в составе Российской Федерации не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен и без ее согласия. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 5 ст. 66) статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом,
В составе Российской Федерации 7 краев, 49 областей и два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Они являются гасударстсенно-территориаАьными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ч. I ст 65) придан статус ее субъеетов.
Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ {гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 r.t включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государавенной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, другими федеральными актами.
5-6Q1-
*
114 Раздан Q, Конспггуиноннос прямо
Глава г. Особенности федеративного устройства России 115
Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и гор яа федерального значения обладают определенной учредительно властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные норма тивные правовые акты.
Ус/па* закрепляет конституционно-правовой статус края, области-города федерального значения, организацию государственной аласти порядок нормотворческой деятельности; административно-террито риальное деление и организацию местного самоуправления.
Кроя, области, города федерального значения располагают своей те рнторией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы ме-> аду ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть и менены с согласия крвя. области, города федерального значения.
Каждый край, каждая область, города Москва и Санкт-Петербург
образуют органы законодательной, исполнительной и судебной «таслш,
которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края*
области» города федерального значения. i
Следует отметить, что если прежде оргзды власти краев, областей, п* родов республиканского значения относились законодательством к ме~*. стиым органам власти, то в настоящее время они к таковым не относят* ся, а являются органами государственной власти с>€ъекгов Федерации.
Края, области* города федерального значения вправе иметь свою символику.
Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и шнешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и CaHicr-Петербург
Статье края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону
Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации- Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в феде-
ральном парламенте. Кроме того, представительные органы н администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты вктов, принятие которых относится к компетенции Президента н Правительства РФ.
Края, области имеют свои административные центры.
Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта Российской Федерации, как Москва. Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г «О статусе столицы Российской Федерации** в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города Москвы:
— предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения к помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;
— обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;
— участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развитии города Москвы;
— участвуют в содержании и развитей систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москпы;
— согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации,
Затраты города Москвы, связанные с осуществлением им функций столицы* должны полностью компенсироваться за счет субвенций из федерального бюджета, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами государственной власти города Москвы
J ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. Ш; СЗ РФ. 1995. Ne 30. Ст. 2863.
Пб
Раздел П. Констатуцконж* npafto
] лип 2. Особенности федертаиогоусфсЛ™ Россия 10
ДЛЯ размещения зданий, строений н сооружений, необходимых выполнения полномочий федеральными органами государственн власти Российской Федерации, в соответствии с перечнем, формир мым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном, коном порядке приобретаются федеральными органами государе венной власти в федеральную собственность или предоставляются в аренду в соответствии с Генеральных! планом развития города Мое вы н программами развития отдельных городских территорий,
Здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся в с стденности города Москвы, предоставляются органами государстве ной власга горела Москвы федеральным органам государственн власти, представительствам субъектов Федерации в аренду в поряди установленном законодательством Российской Федерации.
В таком же порядке предоставляются в аренду находящиеся в с ственности города Москвы здания, строения, сооружения и поме имя дипломатическим представительствам иностранных государстве Российской Федерации, если иное не)Становлено международны договорами Российской Федерации*
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов нахо ся: Еврейская автономная область, Агинский Бурятский, Корякски Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненеакий), Устъ-Ордынседй Б Р*гтский. Ханты-Мансийский, Чукотский. Эвенкийский, Ямало-Н иецкиП автономные округа.
Еврейская автономная область является одной из форм наци нальной государственности народов Российской Федерации национально-государственным образованием. Прежде она входи/ в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополн ниях Конституции (Основного Закона) РСФСР*1 она была вы&еде из состава края и включена в Российскую Федерацию ненадредег венно.
Автономный окру: — национальное государственное образование обличающееся особым национальным составом' и бытом наседени Лкономный округ является формой национальной государственно сти малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибир и Дальнего Востока. До 1990 г автономные округа находились в соста ве краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным ок ругам была предоставлена возможность самостоятельно решать во* прос о вхождении в состав Федерации — через край, область или не
посредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г входит непосредственно в состав Российской Федерации1.
Однако действующая Конституция РФ такой возможности не предусматривает В ней указывается (ч, 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области» могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласил.
Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Семь из 10 автономных округов имеют территорию от 181,5 тыс. км* (Ненецкий) до 860,2 тыс. км: (Таймырский)» причем пять из них — более полумиллиона квадратных километров. В то же время только в одном иэ них. Ханты-Мансийском» население составляет более полумиллиона человек.