ПрСДНСДОВИе 24 страница

Итак, если суммировать все сказанное о методе административного права, то его можно определить как метод «власти и подчинения», при­каза и исполнении, команды и выполнения. Данный метод администра­тивного права является приоритетным, преобладающим, превалирую­щим. Но не единственным. Не все отношения в сфере исполнительной влас™ построены по схеме «власть — подчинение», те. по вертикали.

В административном праве существует немало ситуаций, когда не­обходимо регулировать возникающие так называемые горизонталь­ные общественные отношения, стороны которых находятся на одном иерархическом уровне, например два министерства - Министерство транспорта РФ и МВД России. Злесь отсутствует подчиненность, юридический статус характеризуется полным равенством и ни о каком одностороннем властвовании не может быть и речи.

Вот тогда и возникает потребность в иных методах административ­но-правового регулирования, в качестве которых выступают взаимо­действие, согласование, координация, соглашение, административ­ный договор и др<


Глава 2. НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Нормы административного права в Российской Федерации опре­деляют порядок создания, реорганизации и упразднения органов ис­полнительной власти, та перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на ор­ганизацию исполнительных органов местного самоуправления, и по­рядок их взаимодействия с органами государственной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, по­рядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объек­тов — предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаи­моотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирова­ния, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Конкретизируя и дополняя кормы конституционного права, нор­мы административного права определяют многие права и обязанно­сти граждан» механизм их реализации и зашиты от нарушений. Нор­мы административного права участвуют в установлении правового статуса общественных объединений, органов общественной самодея­тельности* Нормы этой отрасли регулируют государственную службу, причем не только в органах исполнительной власти t но и во всех госу­дарственных и муниципальных органах.

Административное право регулирует не только публичную управ­ленческую деятельность, но и управляемую деятельность Пример то­му— Правила дорожного движения, правила поведения в обществен­ных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Орга­ны управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение.

Нормы административного права определяют, какие деяния (дей­ствие или бездействие) являются административными правонаруше­ниями, устанавливают виды и меры административной ответственно­сти за их совершение, порядок производства по делам о таких право­нарушениях.

В научной литературе высказывалось мнение, что административ­ное право регулирует к общественное управление, В этом утверждении есть доля истины: государство иногда наделяет общественные объели-


Раздел V Лдмннкщративное нрмо


* Глш 1 КсфМЫ административного права



нения, органы общественности публичными полномочиями «внеш го* характера. Но в основном общественное управление регули} не законодательством, а уставами общественных объединений.

Административное право не регулирует внутреннее ynpaaie частных фирмах, ассоциациях, концернах и тл Их высшие органы ми устанавливают свои системы управления, свои порядки, кот однако, не должны противоречить законодательству

Органы исполнительной власти действуют на основе законов, многие из них при этом обладают правом издания нормативных тов, которые регулируют деятельность предприятий, учрежде и организаций, в также граждан, те. участвуют н в определении прав и обязанностей. Гражданин может, конечно, не реализовать п. во, предоставленное ему; но он не может отказаться от самого права» поскольку оно установлено властным путем — законом или основе закона Все это связано с тем, что государственный ор должностное лицо, осуществляющее исполннтельно-рас порядит ную деятельность, действует по поручению государства, выражает г сударственную волю, участвует в выполнении функций государей

Административное право очень близко стоит к конституционно (государственному) праву, и часто даже невозможно установить ч кую грань между их нормами. Но различия между этими отрасля имеются. Конституционное право занимает ведущее положение системе права, в том числе и по отношению к административно праву Последнее берет у конституционного права исходные нач прямо или косвенно относящиеся к органам исполнительной ЯГ детализирует н дополняет их, определяет механизмы реализации или иных норм.

Например, конституция и другие источники конституционно права закрепляют основные права, свободы и обязанности человека гражданина. Административное право конкретизирует многие норм о них, пополняет правовой статус гражданина другими (неосновн ми) правами н обязанностями, определяет механизм реализации мно­гих конституционных прав, свобод и обязанностей. Так, Конгппуш РФ закрепляет право обжалования незаконных действий государств венных органов и должностных лиц. Нормы же административного нрава призваны определить подведомственность различных жалоб* сроки и другие стороны процедуры их рассмотрения в администра­тивном порядке (порядок рассмотрения жалоб в судах определяется гражданским процессуальным законодательством).

Административное право тесно связано с гражданским правом. Обе отрасли иногда регулируют одни и те же имущественные отноше­ния, но разными методами. Например, по распоряжению уполномо-


ЦЕННОГО на то органа исполнительной власти государственная органи­зация передает другой здания, сооружения и оборудование* Орган в данном случае властным методом регулирует имущественные отноше­ния двух организаций. Стороны хозяйственного договора руковод­ствуются стандартами на продукцию, которые устанавливаются орга­нами исполнительной власти, т.е. властным путем. Многие граждан­ско-правовые отношения с участием гражданина тоже возникают на базе актов государственного управления- Так, часто договор жилищ­ного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у него ордера на данную жилую плошадь. Имущественные отношения иногда возникают прямо из актов государственного упраачения (те. без договоров); пример тому - конфискация и рекви­зиция предметов, наложение и взыскание штрафов. Сфера разграни­чения гражданского и административного права определена и в ГК РФ (л. 4 ст. 2).

Органы исполнительной власти иногда выступают не в качестве органов государства, а в качестве юридических лиц, действующих на основе норм гражданского права. Например, орган может арендовать помещение у какой-либо организации, пользоваться телефоном по договору с предприятиями связи, закупать (в пределах сметы) мебель и оргтехнику и т.д. Но в таких случаях орган выступает не в качестве субъекта полипной исполнительно-распорядительной деятельности» не выполняет функций государства.

Некоторые нормы административного права тесно соприкасаются с нормами трудового права. Нормы административного права опреде­ляют полномочия органов исполнительной власти по регулированию трудовых отношений (например, полномочия Правительства РФ, фе­деральных органов исполнительной власти по труду н социальному развитию).

Содержание индивидуальных актов управления в сфере трудовых отношений определяется, как правило, нормами трудового права, а порядок издания акта — нормами административного права, если, на­пример, гражданин поступает на работу в государственный орган, но не на государственную должность; на государственных служащих нормы трудового права распространяются, если иное не установлено нормами административного права о государственной службе.

Через соответствующие инспекции и другие контрольные органы государство осуществляет надзор за соблюдением правил охраны тру­да и техники безопасности. Эта деятельность регулируется админист­ративным правом.

Административное право тесно связано с финансовым правом, которое своим рождением обязано консгитуииоиному администра-


,

 

Разд«V AHMHHncrpemwoe право

тивному и частично гражданскому праву Финансовое право, как и вестно, регулирует общественные отношения в сфере финанс деятельности государства, прежде всего по аккумулированию и пределению денежных средств, составляющих национальный д (налоги, бюджет). Административное право определяет компетен Министерства финансов и других органов исполнительной ала действующих в финансовой сфере. Финансовое право широко прим няет метод прямого приказ* при регулировании финансовых огно ний, Ев. административно-правовой метод.

Правовые нормы, определяющие компетенцию финансовых ор нов как специфической группы органов исполнительной власти, ляются одновременно нормами административного и финансово права. Когда речь идет о нормах, >етанавливающнх содержание яий этих органов в сфере финансов, то это содержание определяете прежде всего, нормами финансового права. Организация же работ финансовых органов регулируется административным правом, Ина-говоря, административное право преимущественно регулирдо ор ннзационные отношения в области финансов, а финансовое право преимущественно сами финансовые отношения как особую разн: видность экономических отношений.

Административное право определяет компетенцию органов испо^1 нителъной власти по регулированию земельных отношений и поэтом тесно связано с земельным правом. За нарушение ряда норм зечел' ного права наступает административная ответственность. Все это ев детелъствуът о тесном переплетении норм административного и srf мельиого права. По этому же принципу строится отграничение адми-t нистративного права от водного, лесного и горного права*

Имеет административное право точки соприкосновения и с уго­ловным правом. Нормы административного права определяют, какие правонарушения являются административными правонарушениями.' Некоторые из них граничат с преступлениями, и поэтому чтобы дата-верную юридическую квалификацию противоправных деяний, Иерей ко приходится сопоставительно толковать соответствующие кормы' административного и уголовного права. Наконец, нельзя не упомя­нуть, что уголовное право устанавливает ответственность за должно­стные преступления.

Нормы административного права можно разделить на материаль­ные и процессуальные.

В административном праве нет единого универсального процесса, наблюдается множество его разновидностей, что предопределяется широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых материальным административным правом. Например, олна процеду-


*

Глш 2. Нормы щикниггрвпиного праа» 291

pa установлена применительно к решению вопросов о предоставле­нии жилой площади, другая — к выдаче разрешений на приобретение охотничьих ружей, третья — к решению вопроса о приеме в вузы, чет­вертая —i к решению дел об административных правонарушениях. В то же время эти и другие процессы имеют и общие черта.

По юридическому содержанию нормы административного права подразделяются Ца о6язы$ающие> запретительные t уполномочивающие, дозволительные, стимулирующие и рекомендательные.

Административное право огромно по объему, разнообразно и из­менчиво по содержанию. Его нормы, базирующиеся на нормах кон­ституционного права, содержатся в большом числе федеральных законов и законов субъектов Федерации, в указах Президента РФ и президен­тов республик, в постановлениях Правительства РФ и правительств республик в составе Российской Федерации, в распоряжениях глав администраций и в постановлениях правительств областей, краев, го­родов федерального значения, в приказах министерств и глав ве­домств. Поэтому кодифицировать его невозможно.

Правовое положение Правительства РФ и организация его работы урегулированы Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г «О Правительстве Российской Федерации**, Структура феде­ральных органов исполнительной власти утверждена Указом Прези­дента РФ от 20 мая 2004 г.3 Их правовой статус — рядом федеральных законов н положениями о каждом из этих органов, утвержденными Президентом или Правительством РФ. Например, положение о Ми­нистерстве внутренних дел Российской Федерации утверждено Пре­зидентом РФ Указом от 19 июля 20О4 г.

Государственная служба в настоящее время регулируется федераль­ными законами «О системе государственной службы Российской Фе­дерации» и «О государственной гражданской службе»1, а также рядом законов и других нормативных актов, определяющих особенности службы в милиции, в таможенных органах. В прокуратуре, в судах.

Административная ответственность регулируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений Гр**ждан установлен Указом Президиума Верховного Сове* та СССР от 12 апреля 1968 г *0 порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан* (в редакции Указа от 4 Марта 1980 г с по-

( СЗРФ. 199S toi.Cr.1.

Я СЗ РФ. 2004. Ыз 21. Ст. 2023.

J СЗ РФ. 2003.,\й 22. Ст. Я64; 20М. М 31, Ст, 3215.


т


Риде V. Аамннистр1гн»юс право


Гл«м 3. СуАъакты административного лрам 293



следующими изменениями и дополнениями)1. Этот союзный зак дательный акт продолжает действовать в Российской Федерации, рядок судебного рассмотрения жалоб определяется Федеральным ном от 27 апреля 1993 б *Об обжаловании в суд действий и реше нарушающих права н свободы граждан*3. Федеральный закон от 1+ кабря 1995 г3 внес в него изменения и дополнения.

Выше названы лишь некоторые законы и иные акты, со щие нормы административного права. Упомянуть все акты нет н кой возможности (их десятки тысяч).

Глава 3. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

§ L Общее понятие субъекта административного права

Субъект административного права зто участник общественных вощений, обладающий определенными правами и обязанностями, рымн оо наделся в сшязи с необходимостью реализации своих жни потребностей, предоставленных полномочий. В административном ве его нормы реализуются гражданами, государственными орга' общественными объединениями И другими, которые и являются ектами административного праваь тс. носителями конкретных п обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

Права и обязанности субъекта административного права соста ют о совокупности его правовой статут.

Правовой статус субъектов административного права обр£ нормы, общие для всех субъектов, например нормы о соблюден! правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъе-административного права объединяет нормы, которые реали: только данным субъектом, например есть правила, обращенные тол ко к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким разом, в зависимости от вида н объема полномочий субъекты админ стративного права могут быть классифицированы на группы н в»

По своему административно-правовому статусу субъекты админи
стративного права делятся на две группы: физические лица и органы:
ции.
Физические лица, в свою очередь, охватывают три вида субъе*
тов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданст
---------------- —

1 ВВС СССР. 19*0, J411 От 192, 1 ВВС РФ, 1993. №19. Сг. 683. 1 СЗРФ. 1995. >* 51. Ст. 4970.


В основу этой классификации положена степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей кон­кретного лица.

Организации как с>бъекты административного права, прежде все­го, надо разделить на государственные и негосударственные организа­ции. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им госу­дарством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры н др.. государствен­ные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации* учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные отличаются тем, что они не вы­полняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организа­циям можно отнести объединения граждан — профсоюзы, спортив­ные общества, творческие союзы, политические партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

Среди столь многочисленных субъектов административного права тем не менее выделяются как основные два вида субъектов — гражда­не и органы исполнительной власти.

§ 2- Административно-правовой статус граждан

Административно-правовой статус гражданина представляет со­бой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих элемента.

Первый и самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личностищ человека как с)бъекта администра­тивного права. В российском государстве правовое регулирование по­ложения личности, человека должно занимать центральное, приори­тетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государст­во, его органы и должностные лииа призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются вью­щей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод че­ловека и гражданина — обязанность государства*.

Сформулированный таким образом характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства



Рвадел V. Административное право


Глава 3. Объекты административного ирам


»S



стран и народов мира, что нашло свое закрепление 0 важнейшие й^РШ
международного права, принятых Организацией Объединенных Н*2
ций (ООН) и европейскими организациями1- J

Российское государство» слепун по пути признания общедемоедЭ тических начал развития общества и международных актов в этой он ласти, приняло в 1991 г Декларацию пр^а и свобод человека и гражди нина. которая вошла в ныне действующую Конституцию РФ.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательств
ву личность, человек независимо от его служебного, общественном
или имущественного положения, национальности, вероисповедания
и т.Д< яаяяется в Российской Федерации субъектом права всех его отЗ
реслой, для чего основы правового статуса личности закреплены и
Конституции РФ, причем в данном статье личности важное место эаЭ
ни мают и нормы административного права..J

Конституция РФ признает естественную природу прав н свобон
человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения
(ст. 17 Конституции). J

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статум
личности и нахцдяшихся в той или иной мере в сфере административна
но-правового регулирования» можно назвать, например, право
жизнь (сг, 20 Конституции), на свобод}1 и личную нсприкосновен^
ность{ст22), право на неприкосновенность жилища <ст 25), право HffS
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, зачI
щиту своей чести и доброго имени (ст. 23).,j

Провозглашай права личности. Конституция определяет для лично-fl стн и определенные обязанности, например, блюсти российские мко- I ны, платить налоги и сборы (ст. 5?), сохранять природу и окружающую I среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, налрав- i ленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34), ] Вместе с тем Конституция РФ устанавливает в исключительных g случаях возможность ограничения прав личности «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лру-; i их лиц. обеспечения обороны страны и безопасности государства»: (ст. 55). Причем правовые нормы, ограничивающие права личности,; обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилиша может быть ограничено сотрудника­ми ми/ошнн при наличии оснований, предусмотренных соответст­вующими административно-правовыми нормами, в частности, при


розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступ­ление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью лядой, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса пред­ставляет собой Статус граждонигш РФ. Как субъе!ст административно­го права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

Структура административно-правового статуса гражданина вклю­чает: I) правовой статус личности, очем речь шла вышс1 и 2) его права и обязанности, вытекающие из фаста гражданства1.

Нормы административного права, определяющие адмннистративно-превовой статус траждднина. >станавлнвают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности- Это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции), право на объеди­нение (ст 30), право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, ществня и пикетирование (ст, 31), обязанность нести во­инскую службу (ст. 59) и др. Далее» это нормы, определяющие админист­ративно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой дея­тельности, например, право на свободное использование своих способ­ностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (сх 34), прадо на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст. 37), право частной собствен­ности, в том 'теле на землю (ст. 35, 36). и др. Наконец, нормы, опреде­ляющие адмннистрати&но-иредовой статус 1ражданина вличной или се­мейной сфере, не затрагивающей интересы общества, например, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, пра­во на изменение фамилии, имени, отчества и др.

Когда физическое лицо обрело ептус личности» затем гражданина, к ним добавляется третий элемент администрапшвмо-правоеого ста­тусасоциальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, те сверх правового статуса личности и гражданина- В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий н специаль­ностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, ^тановленный в

основном нормами трудового и административного права.

И здесь в качестве социального элемента административно-право­вого статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.



Например Советом Европы была принята в Риме 4 ноября 1950 г. ЕвротгИскля Коиадпиия о зашитс ара» человека у основных свобод.


1 См. Федеральный закон от 31 мая 2002 г, *0 гражданстве Российской Федера­ции* // СЗ РФ. 2«Г2+ Л 22, Ст. 20Д1.


296 Раздел V. Ламмкистрдоиное лра&о


Главд 1. Субъекты администротншного Прове WT



Четвертый элемент администратиено-прайоеого статуса гражданин * на можно нажать особым статусом^ включающим в себя права и обя^ \ эанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному > интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребно­стей. Это. например, любители-охотники, любители-водители, в юл\х числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы» туристы, колдек*у инанеры и тд Все они получают официальный докуменг для занятий^ избранным делом, причем для каждого особого статуса субъекта уста-i ноален определенный круг дополнительных прав и обязанностей.

Итак, обший административно-правовой статус гражданина мож-^
но образно представить в виде «матрешки», когда в статус человека I
(личности) входит статус гражданина, в него — социальный, а затем и.
самый маленький по объему прав и обязанностей особый статус. Тем
не менее необходимо подчеркнуть, что это единый статус, единый,
правовой комплекс прав, свобод н обязанностей гражданина Росснй-ц
ской Федерации. ^

Определенными особенностями характеризуется администратор но-лравовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства1. *t

С определенными изъятиями они на территории Российской Фе­
дерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же об**;
эанности, что н граждане Российской Федерации, если иное не огово^
рено федеральным законом. *

Изъятия из этого общего положения следующие: I) они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти^ а также участвовать в референдумах; 2) не несут обязанностей по»0f енной службе; 3) не имеют права находиться на государственной му^ ницилальной службе: 4) им не могут быть проданы земельные участ-1 ки; 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой дру­гой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной; безопасностью, пользованием информацией, составляющей государ*» сгвениую тайну; 6) исключительно к ним может быть применена и та-" кая мера административной ответственности, как административно* выдворение за пределы Российской Федерации (сг 3.10 КоАП),

* -Й § 3. Правовой статус органов исполнительной власти -*

Установление системы федеральных органов государственной ял»* сти, в том числе органов исполнительной ачасги, отнесено Конститу­цией РФ к ведению Российской Федерации (ч. 2 ст. 77). Соответствен-

1 См. Федеральный икон от 25 мюля 2002 г. «О пртшиюм положении иностранных граждан а Росснисжы* Федерации* //СЗ РФ. 2002. te 30 Сг. ЗОИ*


но Конституция РФ предусматривает наличие Правительства РФ и необходимость принятия федерального конституционного закона, определяющего порядок деятельности Правительства (ст. 114).

Такой Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» принят парламентом РФ и 17 декабря 1997 г подписан Президентом РФ. Статья 1 этого Захона устанавливает, что Правительство РФ — это высший исполнительный орган государст­венной власти Российской Федерации, Правительство РФ является органом государственной власти Российской Федерации и осуществ­ляет исполнительную власть РФ. Оно является коллегиальным орга­ном, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Рос­сийской Федерации.

В своей деятельности Правительство РФ руководствуется рядом основных принципов; верховенсгаа Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обес­печения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона «О Прави­тельстве Российской Федерации»). О полномочиях Правительства РФ имеются статьи в ряде федеральных законов и указов Президента РФ. Правительству подчинено большое число федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб и агентств). Система фе­деральных органов исполнительной власти устаноатена Указом Пре­зидента РФ. Предложения о структуре федеральных органов исполни­тельной власти (их перечень) Председатель Правительства РФ пред­ставляет Президекту РФ в недельный срок после своего назначения (ст. 5 Закона *0 Правительстве Российской Федерации»).

Систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, областей и краев, городов федерального зна­чения, автономной области, автономных округов) определяют, со­гласно Конституции РФ, они сами, но «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принци­пами организации представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти, установленными федеральным законом» (СЕ 77 Конституции РФ). Системы органов исполнительной власти субъек­тов Федерации определяются сейчас главным образом их законода­тельством и отличаются значительным разнообразием. Однако нали­чие некоторых органов предусмотрено федеральными законами и уха-зами Президента РФ (так. Законом РФ *0 милиции» >гтановлсно н&чичие в республиках министерств внутренних дел, а в остальных субъектах Федерации — главных управлений или управлений внут­ренних дел; указами Президента РФ пред>смотрено наличие в облас­тях и краях глав их администраций (губернаторов), очерчены основы



*



Раздел V Аяминнсттмгги&ное гтрагю


-Глав* 3- С>вмкты административного права



тКОШШЯЯШШ органом такой шпися в Констнтушш'

их компетенции и взаимоотношений с другими органами госу; венной власти).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: