(Ливер, 1995) [цит. по 22]
Стиль ученика | Форма контроля (теста) |
Аналитический | Решение задач (выбор подходящего ответа из набора заданных вариантов) |
Синтетический | Открытые вопросы (возможность дать собственный развернутый ответ) |
Импульсивный | Фиксированный срок выполнения, задания «на время» |
Рефлективный | Задания с неограниченным сроком выполнения |
Визуальный | Контроль в письменной форме (с возможностью письменного ответа) |
Аудиальный | Контроль в устной форме (с возможностью дать устный ответ) |
Кинестетический | Демонстрационный эксперимент, деловая игра, лабораторные работы |
Таким образом, может оказаться, что определенная форма контроля будет создавать в условиях образовательной среды преимущества одним учащимся и может быть несправедливой к другим, причем, если рассматривать условия вуза, совсем не обязательно тем индивидуумам, личностные особенности которых соответствуют выбранной профессии. Это необходимо учитывать в связи с грядущими реформами в образовании.
|
|
По мнению М.А. Холодной, существует четкий рубеж между традиционной и инновационной формой образовательного процесса: в традиционном обучении учащийся рассматривается как объект учебно-педагогических воздействий в рамках позиции «каждый ученик должен нечто знать и уметь делать», тогда как в инновационном – как субъект учебной деятельности в рамках позиции «каждый ученик должен, может и хочет нечто знать и уметь делать с учетом его индивидуальности» [22].
Автор в основном говорит о школьном образовании. На наш взгляд, несмотря на разницу возрастного развития школьников и студентов это положение можно отнести и к вузовскому образованию. По-видимому, именно это может стать ключом к повышению качества образовательного процесса.
М.А. Холодная пишет о драматизме ситуации школьного обучения: «…человек, который в свои школьные годы был поставлен в позицию объекта, став взрослым, в значительной мере теряет шанс стать умным» [22]. Однако, на наш взгляд, школьная драма переходит в такую же драму в вузе, может быть еще более тяжелую, поскольку своеобразие склада ума отдельного студента труднее учесть, чем ученика в условиях школы. Надеемся, знание стилевого подхода поможет конструктивному решению данной проблемы.
ЛИТЕРАТУРа
1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др. Психология науки: учеб. пособие. – М.: Изд-во «Центр», 1998.
2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. – СПб.: Эконом. шк., 1993. – 351 с.
3. Богомаз С.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и проблемы обучения. – Томск, 1997. – 45 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
|
|
5. Боно Э. Нестандартное мышление. Как определить самый эффективный стиль мышления. – Минск: «Попурри», 2000. – 218 с.
6. Боно Э. Развитие мышления (интуитивное, последовательное, стратегическое). – Минск, 1996.
7. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998.
8. Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. – 207 с.
9. Годфруа Ж. Что такое психология. – M.: Мир, 1992. – Т. 1. – 491 с.
10. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993.
11. Голубева Э.А. Типологический и измерительные подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям // Психол. журнал. – 1995. – Т. 16. – № 1. – С. 7–64.
12. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., 1994.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – Спб.: Изд-во «Питер», 2000. – 368 с.
14. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993. – 272 с.
15. Залевский Г.В. Томский опросник ригидности (ТОРЗ) // Сиб. психол. журнал. – 2000. – № 12. – С. 129–137.
16. Макаренко О.В. Динамика когнитивного стиля «ригидность / флексибельность» через решение творческих задач учащимися (семиклассниками). Автореф. дисс…. канд. пед. наук. – Бийск, 2003. – 17 с.
17. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. – СПб.: «Андреев и сыновья», 1994.
18. Разумникова О.М., Шемелина О.С. Понятие когнитивного стиля. Роль импульсивности и гибкости мышления. – Новосибирск: НГТУ, 1998. – 25 с.
19. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психол. журнал. – 1998. – т. 19. – № 2. – С. 144–161.
20. Тихомирова И.В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: типологический подход // Вопр. психологии. – 1988. – № 3. – С. 106–115.
21. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М., Томск, 1997. – 391 с.
22. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 304 с.
23. Холодная М.А., Кострикина И.С. Особенности когнитивных стилей «импульсивность / рефлексивность» и «ригидность / гибкость познавательного контроля» у лиц с высокими и сверхпороговыми значениями IQ // Психол. журнал. – 2002. – Т. 23. – № 6. – С. 72–82.
24. Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. – Воронеж: НПО «Модек», 1994.
25. Штернберг Р. Дж. Отточите свой интеллект / пер с англ.; худ. обр. M. В. Драко. – Минск: ООО «Попурри», 2000. – 544 с.
26. Штернберг Р. Дж. Интеллект приносящий успех / пер с англ.; худ. обр. M.В. Драко. – Минск: ООО «Попурри», 2000. – 368 с.
27. Экспериментальная психология: практикум: учеб. пособие для вузов / под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: «Аспект Пресс», 2002. – 383 с.
28. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: «Ювента»; М.: «Прогресс – Универс», 1995.
29. Sternberg R.J. Thinking styles: theory and assessment at interface between intelligence and personality. In R.J.Sternberg and P. Rurgis (Eds.), Intelligence and personality. – N.Y., Cambridge Univ. – Press, 1994.
30. Harrison A.F., Bramson R.M. The art of thinking. – N.Y. Berkley Books, 1984. – P. 189–193.
* В скобках указаны стили по Р. Стернбергу.