Особенности стилей учения школьников с западным и незападным

подходами к обучению (Ливер, 1995) [цит. по 22]

Западный подход к обучению Незападный подход к обучению
Доминирование левого полушария (словесно-аудиальный стиль) Предпочитают словесные объяснения и контроль своих результатов Доминирование правого полушария (визуальный стиль) Предпочитают свободное обсуждение с опорой на целостные представления и элементы искусства
Контекст-независимость Учебные материалы, предъявляемые вне контекста; контроль в виде вопросов с выбором ответа; заучивание через повторение; математические вычисления Контекст-зависимость Математика (химия и т. д.) в окружающем мире; сочинение на свободную тему; самостоятельная работа; не любят заучивания и диктантов
Усилители Концентрация на различиях, деталях, контрасте; склонность решать задачи Усреднители Концентрация на сравнении, поиске общих черт; склонность порождать идеи
Дедуктивный тип мышления Предпочитают правила, обоснования; любят работать с новой дополнительной информацией Индуктивный тип мышления Предпочитают примеры, исключения из правил, правила «в действии»; утомляются от объяснений; стремятся к полноте понимания
Аналитичность Опора на информацию из учебника; ценят возможность анализировать и объяснять заданные материалы Синтетичность Изучение оригинальных текстов; ценят общую идею и возможность самим творить и придумывать
Абстрактный тип мышления Предпочитают лекции и письменные упражнения; легко работают с традиционным учебником Конкретный тип мышления Предпочитают экскурсии, метод проб и ошибок; плохо переносят традиционный учебник, «спят» на обычных уроках
Линейный тип мышления Предпочитают точные последова-тельные действия; стремятся все разобрать «до косточки», любят порядок; характерна ясная, строгая речь Нелинейный тип мышления Предпочитают свободные, не-структурированные ситуации; типич-ны импровизация, ссылки на инту-ицию и необычная форма выражения своих мыслей

Окончание табл. 2

Западный подход к обучению Незападный подход к обучению
Импульсивность Учатся в быстром темпе; предпочитают быструю смену видов деятельности и работу в группе Рефлективность Требуется время на размышления; сосредоточиваются на одной деятельности и предпочитают долгосрочные проекты; любят работать в одиночку

Даже из беглого анализа табл. 2 становится очевидным, что учащиеся с особенностями из правой колонки будут в условиях тестирования при прочих равных условиях проигрывать тем, кто соответствует левой колонке. Из табл. 3 становится очевидной вообще проблематичность единой формы контроля для учащихся с разным «стилем учения» [22, с. 334].

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: