подходами к обучению (Ливер, 1995) [цит. по 22]
Западный подход к обучению | Незападный подход к обучению |
Доминирование левого полушария (словесно-аудиальный стиль) Предпочитают словесные объяснения и контроль своих результатов | Доминирование правого полушария (визуальный стиль) Предпочитают свободное обсуждение с опорой на целостные представления и элементы искусства |
Контекст-независимость Учебные материалы, предъявляемые вне контекста; контроль в виде вопросов с выбором ответа; заучивание через повторение; математические вычисления | Контекст-зависимость Математика (химия и т. д.) в окружающем мире; сочинение на свободную тему; самостоятельная работа; не любят заучивания и диктантов |
Усилители Концентрация на различиях, деталях, контрасте; склонность решать задачи | Усреднители Концентрация на сравнении, поиске общих черт; склонность порождать идеи |
Дедуктивный тип мышления Предпочитают правила, обоснования; любят работать с новой дополнительной информацией | Индуктивный тип мышления Предпочитают примеры, исключения из правил, правила «в действии»; утомляются от объяснений; стремятся к полноте понимания |
Аналитичность Опора на информацию из учебника; ценят возможность анализировать и объяснять заданные материалы | Синтетичность Изучение оригинальных текстов; ценят общую идею и возможность самим творить и придумывать |
Абстрактный тип мышления Предпочитают лекции и письменные упражнения; легко работают с традиционным учебником | Конкретный тип мышления Предпочитают экскурсии, метод проб и ошибок; плохо переносят традиционный учебник, «спят» на обычных уроках |
Линейный тип мышления Предпочитают точные последова-тельные действия; стремятся все разобрать «до косточки», любят порядок; характерна ясная, строгая речь | Нелинейный тип мышления Предпочитают свободные, не-структурированные ситуации; типич-ны импровизация, ссылки на инту-ицию и необычная форма выражения своих мыслей |
Окончание табл. 2
|
|
Западный подход к обучению | Незападный подход к обучению |
Импульсивность Учатся в быстром темпе; предпочитают быструю смену видов деятельности и работу в группе | Рефлективность Требуется время на размышления; сосредоточиваются на одной деятельности и предпочитают долгосрочные проекты; любят работать в одиночку |
Даже из беглого анализа табл. 2 становится очевидным, что учащиеся с особенностями из правой колонки будут в условиях тестирования при прочих равных условиях проигрывать тем, кто соответствует левой колонке. Из табл. 3 становится очевидной вообще проблематичность единой формы контроля для учащихся с разным «стилем учения» [22, с. 334].
Таблица 3