Пояснительная записка. Государственное образовательное учреждение

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________2011г.

РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

Для студентов направления 032700.62 «Филология»

профиля подготовки –

Отечественная филология (русский язык и литература)

Очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Рогачева Н.А./

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы 12.04.11, протокол № 9.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 39 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Эртнер Е.Н./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21.04.11, протокол № 1.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра русской литературы

Н.А. Рогачева

РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология»

профиля подготовки –

Отечественная филология (русский язык и литература)

очной формы обучения

Тюменский государственный университет


Рогачева Н.А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.62 «Филология» профиля подготовки – Отечественная филология (русский язык и литература) очной формы обучения.Тюмень, 2011. 39 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Русское устное народное творчество [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.наук, профессор,

Зав.кафедрой русской литературы

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Рогачева Н.А., 2011.

Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Курс Русского устного народного творчества занимает одну из ключевых позиций в системе высшего филологического образования. В соответствии с основными положениями Стандарта высшего профессионального образования фольклор должен рассматриваться «в контексте истории культуры». Без традиционной устной культуры невозможно сформировать целостное представление о русской словесности, ее историческом развитии, движении жанров, сюжетов, мотивов, образов. Именно в фольклоре как явлении первоначальной культуры происходит вычленение художественно-эстетической доминанты словесного произведения. Поэтому народное коллективное искусство можно назвать своего рода предысторией авторского творчества и одновременно – его альтернативой. Фольклор имеет свою, отличную от литературы, поэтику, что определяет собственные цели и задачи фольклористики как науки. В то же время фольклор служит базовым источником развития таких направлений литературоведческих исследований, как историческая поэтика, историко-генетический и функциональный методы, мифопоэтический и интертекстуальный подходы к анализу литературного произведения.

В высшей школе накоплен богатый материал по изучению народного творчества, существует значительное число программ, учебников и учебных пособий. При этом за последние двадцать лет произошла модернизация учебного комплекса по русскому фольклору, были выпущены существенно более полные по объему учебники и хрестоматии нового поколения, разработаны разные концепции курса. Тем самым возникла потребность создания программы, которая бы учитывала достижения современной фольклористики и опиралась не только на общий, но и на региональный материал.

Цель курса – выработка у студентов-филологов представления о специфике традиционной устной народной словесности как семиотической системы.

Задачи. В курсе фольклора решаются, прежде всего, учебные задачи, которые предполагают а) умение студента различать жанры народной словесности, б) видеть их взаимосвязанность, в) прослеживать генетические связи между произведениями, отдельными сюжетами и мотивами, г) устанавливать отношения между коллективным и авторским творчеством, д) находить закономерности исторического изменения народной культуры, е) характеризовать смысловую и формальную структуру фольклорного произведения.

Методической задачей курса является подготовка студентов к преподаванию предмета в средней школе, где русский фольклор изучается в средних классах. Это требует а) умения составить тематический план, рассчитанный на перспективу, б) умения разработать отдельную тему урока по изучению произведения русского народного творчества, в) подготовить контрольные вопросы для проверки полученных знаний.

Эвристические и исследовательские задачи курса связаны с дальнейшей подготовкой филолога. Знание основ фольклористики, умение пользоваться системой приемов анализа фольклорного текста должно послужить базой для исследовательской работы в рамках избранной студентом специализации.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б.3. Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в результате изучения введения в профильную подготовку, истории основного языка и литературы; место дисциплины – в системе основных курсов (основного языка, истории основной и мировой литературы), ориентированных на изучение основного языка и литературы в их историческом развитии, сопряжении с гражданской историей и культурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow