№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||||||||||||||
1 модуль | 2 модуль | 3 модуль | ||||||||||||||||||||||
1. | История отечественной литературы | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
2. | История русского языка | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
3. | Русская диалектология | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
4. | Современная российская литература | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Содержание дисциплины.
Программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 032700 – Филология (квалификация – бакалавр).
Тема 1. Специфика фольклора. Фольклор как художественная система
Объект курса. Объем понятия фольклор. История возникновения термина. Фольклор как совокупность ментифактов, традиционных древних обычаев, верований, представлений и их пережитков в современном обществе. Человек – носитель фольклорного сознания. Фольклористика и антропология.
|
|
Фольклор как форма художественного творчества. Виды народного искусства (музыкальный, танцевальный, словесный фольклор, народные промыслы). Фольклористика и этнография.
Фольклор как устное народное поэтического творчество, искусство слова. Авторская и народная словесность: общность и различие. Специфические признаки народного творчества: традиционность, синкретизм, вариативность, устный способ бытования. Точки зрения на проблему авторства в фольклоре. Исполнитель фольклорного произведения, значение импровизации.
Предмет фольклористики. Поэтика фольклорного произведения. Произведение фольклора как совокупность вариантов, его многослойность. Проблема семантики фольклорного произведения.
Тема 2. Архаический фольклор и славянская мифология
Диахронный подход к изучению русского устного народного творчества. Происхождение фольклора. Язычество Древней Руси: пантеон славянских богов. Мифологические корни народного творчества. Исторические стадии народного искусства: от синкретизма к дифференциации, от общего к частному. Фольклор – альтернатива мифу.