Роль науки на разных этапах развития общества

Соответственно тому, что в общественном производстве имеются две основные стороны – производительные силы и производственные отношения, все науки можно разделить на две группы – естественнонаучную и общественную. Разнообразные прикладные науки, включая технические направления, являются частью естественнонаучной группы, поскольку они опираются на полученные в этой группе естественные природные законы и служат для внедрения их в те или иные технологии. Те же разделы науки, которые служат для осознания человеком своего места в обществе, являются частью общественных (обществоведческих) наук.

К естествознанию, как к исходному элементу общественного производства, все это имеет прямое отношение. Естествознание, накапливая данные о природных явлениях и законах, подготавливает почву для создания новых высокопроизводительных технологий, технологии реализуются с помощью новых средств производства, которые тоже создаются на базе естественнонаучных знаний, добытых естествознанием. Поэтому естествознание является основой общественного производства, и от его состояния существенным образом зависит состояние общественного производства и, как следствие, состояние общества в целом.

Накопление знаний о природе и создание на этой основе новых высокопроизводительных технологий приводит к тому, что в собственно производстве оказывается занято все меньше исполнителей. Часть рабочей силы высвобождается. И далее возникает вопрос о том, куда будут потрачены освобожденные время и рабочая сила. При социализме, ставящим своей целью улучшение благосостояния людей, свободное время будет потрачено на самих трудящихся. Это сокращенный рабочий день, это отдых, возможности образования и повышения культуры и т. д. При капитализме, ставящим своей целью получение максимальной прибыли собственниками, рабочее время не сокращается, освободившиеся люди просто выбрасываются на улицу. Чтобы сократить число недовольных и обезопаситься от социальных протестов, безработным выплачивается пособие, на которое они могут существовать, и уже существует четыре поколения безработных в США, отвыкших от всякого труда. Многие из них пополняют ряды преступников. В этом состоит сущность социал-демократии, при которой в условиях рыночных отношений богатые классы подачками удерживают основную массу населения от возмущений.

При наличии частной и личной собственности на элементы производства благосостояние членов общества растет неравномерно: бóльшая доля достается собственникам элементов производства, и на этой основе возникает социальная напряженность, заканчивающаяся очередной социальной революцией. Социальная революция – это не беготня с пулеметами, а становление новой общественно-экономической формации, в которой собственность на элементы производства становится более обобществленной, чем в предыдущей формации. Тогда противоречие на время снимается. Стрельба начинается только тогда, когда есть класс, препятствующий становлению новой формации.

Потребление всегда носит классовый характер. Классовая идеология устанавливала, чтó именно должно производиться для удовлетворения потребностей тех или иных классов, включая и те предметы потребления, которые в принципе не нужны людям для существования, – предметы роскоши и престижа, и это определяет характер и технологий, и техники. Но для основной массы людей нужны массовые доступные изделия, и именно они должны в конечном итоге определять основной характер технологии и техники.

После очередной социальной революции, которая производит передел собственности на элементы общественного производства в пользу исполнителей, производительные силы, включая естествознание, начинают развиваться ускоренно. Примером является бурное развитие науки и производства в Англии с конца 17 в., во Франции после победы буржуазной революции 1793 года, и в СССР после победы социалистической революции в 1917 г. и окончания Гражданской войны. Наоборот, контрреволюционные перевороты разрушают производительные силы, и здесь примером является сегодняшнее состояние России, обратившей свое развитие вспять – от социализма к капитализму: в производстве главной стала задача не сделать, а продать, в науке основной задачей стало не найти новые направления и открытия, а изображать научную деятельность и охранять «интеллектуальную собственность». Наука деградировала.

Отсюда видно, что в отношении развития науки разные классы проявляют различную заинтересованность. Больше всего должны быть заинтересованы исполнители производства, но лишь в той мере, в которой достижения науки не приведут их к еще большему обнищанию, ибо повышение производительности труда способно привести к сокращению рабочих мест. Организаторы и управляющие производством заинтересованы в развитии науки, но тоже в той степени, в которой это не скажется на их личном положении. А собственники элементов производства заинтересованы в развитии науки только постольку, поскольку они смогут увеличить доходы, но не настолько, чтобы рисковать потерять все в результате социальной революции, являющейся следствием развития производительных сил. Отсюда и линия их поведения по отношению к развитию науки, включая естествознание.

Ускоряющаяся нестабильность ситуации приводит к тому, что развитие науки при капитализме становится ненужным. Поощряются только те области науки, которые способны дать быструю прибыль. Фундаментальная же наука, работающая на перспективу, тормозится. Тем не менее, научные заделы создаются учеными во все времена, в том числе и в кризисные, эти заделы оказываются той базой, на которой после разрешения кризиса развивается производство.

Подобное положение складывается и в области общественных наук, которые служат для осознания человеком своего места в обществе. В этом, в первую очередь, заинтересованы исполнители производства и именно в силу того, что их положение в обществе хуже, чем у владельцев собственности на элементы производства. Для владельцев никакой анализ не нужен, поскольку их положение в обществе привилегированное и их задача – по возможности сохранить свое положение, не подвергая его ревизии. Именно поэтому марксизм как учение о реальном положении и развитии производственных отношений всегда вызывал бешеную ненависть со стороны владельцев собственности общественного производства. И именно поэтому общественные науки всегда были глубоко партийными, т. е. отражали интересы определенных классов общества – групп людей, положение которых относительно общественного производства качественно различное. Поскольку всякий объект и всякий процесс, в том числе и общественный, имеют бесчисленное множество сторон и качеств, то они могут иметь и самую различную трактовку, и заинтересованные классы в любом процессе подчеркивают те стороны этих процессов, которые им выгодны и которые упрочняют их положение и, наоборот, принижают и опускают те стороны этих же процессов, которые им не выгодны и которые их разоблачают.

Отсюда и отношение различных классов к общественным наукам. Класс прогрессивный, наступающий, заинтересованный в изменении своего положения и наступлении новой прогрессивной общественной формации всегда будет стремиться к осознанию своего текущего и будущего положений и поэтому к развитию общественных наук. Класс реакционный, заинтересованный в сохранении своего положения, всегда будет стремиться к торможению развития общественных наук, прибегая для этого к различным ухищрениям, включая ложь, фальсификацию, выпячивания негативных сторон прошедших событий и преувеличивая те стороны, которые выгодны для него и оправдывают его положение и действия сегодня.

Одним из способов сдерживания развития общественных наук является распространение установившихся ранее положений науки на новое время в изменившихся условиях. Примером этого является преувеличение ценностей буржуазно-демократических революций прошлого.

Таким образом, отношение различных групп общества к естественным и общественным наукам качественно разное. В целом, классы, находящиеся в общественном положении в худшем положении, всегда будут заинтересованы в развитии науки, классы, находящиеся в привилегированном положении – в ее торможении.

Поверхностное изучение марксизма и во многом догматическое к нему отношение в советское время непосредственно говорит о том, что уже в это время стали появляться классы, не заинтересованные в его развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: