Тема 1. Введение в теорию психологии журналистики

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Психологические и социально-психологические аспекты функционирование массовой информации в обществе. Глобализация общества и идентичность личности. Информаци­онное общество как общество, в котором Интернет и другие средства массовой коммуника­ции играют все более заметную роль. Коммуникация - «субстанция» общественного разви­тия? Коммуникативный процесс: единство деятельности, общения, познания.

Общественное сознание и массовое сознание - единство и различие. Массовое «информа­ционное сознание». Сознание индивида Современные технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию. Журналистика как область творческой дея­тельности: основные составляющие, разнообразие характера и результатов труда. Синкрети­ческий xapaiaep журналистской профессии. Множественность функций журналистики. Свобода СМИ: возможность отражения всей палитры мнений, различных позиций, оценок. Феномен Интернета как способа самоидентификации. Основы теории коммуника­ции как концепции. Систематические научные исследования коммуникативных процессов в первой половине XX века. Исследования масс-медиа в рамках социологических тради­ций, Основные значения понятия «информация». Культура как человеко - творческая обще­ственная система и социальная информация.

Массовая коммуникация: целостное социальное явление, представляющее сущност­ную часть человеческих взаимоотношений, которое, с одной стороны, отражает факты, события, явления в жизни общества, с другой, само оказывает определяющее влияние на их формирование. Только ли метафора утверждение, что масс-медиа есть нервная система целостного общественного организма? Суверенность личности, включенной б массовую ком­муникацию. Как противостоять манипуляциям общественным мнением? Г. Шиллер о ку­мулятивном характере воздействия продукции СМИ на аудиторию. Информационные вой­ны и проблема психологической зашиты от их последствий. Техника психологической без­опасности.

СМИ и новая информационная реальность, Н. Луман и Ж.И. Шерель о субъектах ин­формационной деятельности. Журналистика и современные информационные технологии. Тенденция трансформации институтов медиа в организации сферы бизнеса, изменения ка­чественного состава профессионалов. Партиципарные коммуникации и возможность пря­мого доступа общественности к производству, распространению информации по каналам СМИ. Система профессиональной культуры журналистов как способ формирования и мера реализации социальных и индивидуальных сущностных сил субъектов профессиональной деятельности во благо всего общества, а не отдельных его групп.

Психология журналистики как научно-практическая дисциплина. Задачи курса. Мето­дология исследований. Междисциплинарный характер большинства из них.

Тема 2. Психология журналистики! и смежные науки

Психологические и социально-психологические теории и журналистика. Массовая ком­муникация в психической жизни человека. Психологический аспект практических концеп­ций журнализма. Роль массовой коммуникации в процессах психосоциальной адаптации. Убеждение, внушение, заражение, подражание (научение) - основные формы воздействия на аудиторию. Междисциплинарный подход как «ключ» к анализу творческой индивиду­альности субъектов массово-коммуникационной деятельности, аудитории СМИ, органи­зации их диалоговых отношений.

Социожурналистика как научная дисциплина, исследующая проблемы, связанные с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, пиармена. Полеми­ка по поводу понятия социожурналистика». Психология журналистики и социология, фи­лософия, этика, политическая культура. Коммуникативистика и медиатенхология.

Индивидуальность (уникальность) человека — проявление его генетических и физио­логических особенностей, феномен общественного развития и результат волевой устрем­ленности на освоение общечеловеческой культуры и творческую самореализацию.

Понятие «личность», его определения в рамках различных философских, социологи­ческих, теорий и школ. Современные психологические теории. К. Юнг. Г. Олтюрт, Э. Креч-мер, К. Левин, Д. Гилфорд, А. Маслоу, Г. Айзенк и др. Основные направления исследования личности в отечественной психологии; теория отношений В.Н. Мясищева, теория сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, тео­рия деятельности А.Н. Леонтьева, теория установки Д.Н. Узнадзе, теория интегрального исследования индивидуальности B.C. Мерлина и др. Изучение личности коммуникатора и коммуниканта (реципиента) в психологии журналистики.

Функции СМИ и их психологический аспект. Информационные системы и явления. Типы триад и моделирование массово-коммуникационной деятельность в психологии журналистики. Коммуникативные барьеры, имеющие социально-психологи­ческий характер: Социальные, политические, религиозные, профессиональные, возрастив* и иные различия, которые приводят к неадекватному мироощущению, мировоззрению, ми­ропониманию сторон.

Основные виды психологических исследований в сфере масс-медиа:

• оценка содержания или контент-анализ:

• описание ментальной реальности различных групп аудитории средств массовой инфор­мации;

• оценка эффективности продолжительности воздействия продукции СМИ на различные аудиторные группы;

• изучение результативности и систематизация технологий воздействия на аудиторию раз­личных видов массовой коммуникации (публицистики, пропаганды, паблик рилейшнз. лоббистской деятельности СМИ, рекламы);

• оценка факторов кумулятивного (совокупного) эффекта деятельности масс-медиа.

Частные теории, обобщающие результаты психологических исследований массово-коммуникационной практики: теория социального научения, теория культивирования, теории социализация, теория использования и удовлетворения, теория установления (навязыва­ния) повестки дня, когнитивная (конструктивистская) теория. Прагматическая составля­ющая теорий, эмпирические выводы исследований, основные представители научных школ. Вклад данных теорий в понимание современной массово-коммуникациоинон практики и воздействия/взаимодействия СМИ с различными аудиторными группами или отдельны­ми реципиентами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: