II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Психологические и социально-психологические аспекты функционирование массовой информации в обществе. Глобализация общества и идентичность личности. Информационное общество как общество, в котором Интернет и другие средства массовой коммуникации играют все более заметную роль. Коммуникация - «субстанция» общественного развития? Коммуникативный процесс: единство деятельности, общения, познания.
Общественное сознание и массовое сознание - единство и различие. Массовое «информационное сознание». Сознание индивида Современные технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию. Журналистика как область творческой деятельности: основные составляющие, разнообразие характера и результатов труда. Синкретический xapaiaep журналистской профессии. Множественность функций журналистики. Свобода СМИ: возможность отражения всей палитры мнений, различных позиций, оценок. Феномен Интернета как способа самоидентификации. Основы теории коммуникации как концепции. Систематические научные исследования коммуникативных процессов в первой половине XX века. Исследования масс-медиа в рамках социологических традиций, Основные значения понятия «информация». Культура как человеко - творческая общественная система и социальная информация.
Массовая коммуникация: целостное социальное явление, представляющее сущностную часть человеческих взаимоотношений, которое, с одной стороны, отражает факты, события, явления в жизни общества, с другой, само оказывает определяющее влияние на их формирование. Только ли метафора утверждение, что масс-медиа есть нервная система целостного общественного организма? Суверенность личности, включенной б массовую коммуникацию. Как противостоять манипуляциям общественным мнением? Г. Шиллер о кумулятивном характере воздействия продукции СМИ на аудиторию. Информационные войны и проблема психологической зашиты от их последствий. Техника психологической безопасности.
СМИ и новая информационная реальность, Н. Луман и Ж.И. Шерель о субъектах информационной деятельности. Журналистика и современные информационные технологии. Тенденция трансформации институтов медиа в организации сферы бизнеса, изменения качественного состава профессионалов. Партиципарные коммуникации и возможность прямого доступа общественности к производству, распространению информации по каналам СМИ. Система профессиональной культуры журналистов как способ формирования и мера реализации социальных и индивидуальных сущностных сил субъектов профессиональной деятельности во благо всего общества, а не отдельных его групп.
Психология журналистики как научно-практическая дисциплина. Задачи курса. Методология исследований. Междисциплинарный характер большинства из них.
Тема 2. Психология журналистики! и смежные науки
Психологические и социально-психологические теории и журналистика. Массовая коммуникация в психической жизни человека. Психологический аспект практических концепций журнализма. Роль массовой коммуникации в процессах психосоциальной адаптации. Убеждение, внушение, заражение, подражание (научение) - основные формы воздействия на аудиторию. Междисциплинарный подход как «ключ» к анализу творческой индивидуальности субъектов массово-коммуникационной деятельности, аудитории СМИ, организации их диалоговых отношений.
Социожурналистика как научная дисциплина, исследующая проблемы, связанные с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, пиармена. Полемика по поводу понятия социожурналистика». Психология журналистики и социология, философия, этика, политическая культура. Коммуникативистика и медиатенхология.
Индивидуальность (уникальность) человека — проявление его генетических и физиологических особенностей, феномен общественного развития и результат волевой устремленности на освоение общечеловеческой культуры и творческую самореализацию.
Понятие «личность», его определения в рамках различных философских, социологических, теорий и школ. Современные психологические теории. К. Юнг. Г. Олтюрт, Э. Креч-мер, К. Левин, Д. Гилфорд, А. Маслоу, Г. Айзенк и др. Основные направления исследования личности в отечественной психологии; теория отношений В.Н. Мясищева, теория сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория установки Д.Н. Узнадзе, теория интегрального исследования индивидуальности B.C. Мерлина и др. Изучение личности коммуникатора и коммуниканта (реципиента) в психологии журналистики.
Функции СМИ и их психологический аспект. Информационные системы и явления. Типы триад и моделирование массово-коммуникационной деятельность в психологии журналистики. Коммуникативные барьеры, имеющие социально-психологический характер: Социальные, политические, религиозные, профессиональные, возрастив* и иные различия, которые приводят к неадекватному мироощущению, мировоззрению, миропониманию сторон.
Основные виды психологических исследований в сфере масс-медиа:
• оценка содержания или контент-анализ:
• описание ментальной реальности различных групп аудитории средств массовой информации;
• оценка эффективности продолжительности воздействия продукции СМИ на различные аудиторные группы;
• изучение результативности и систематизация технологий воздействия на аудиторию различных видов массовой коммуникации (публицистики, пропаганды, паблик рилейшнз. лоббистской деятельности СМИ, рекламы);
• оценка факторов кумулятивного (совокупного) эффекта деятельности масс-медиа.
Частные теории, обобщающие результаты психологических исследований массово-коммуникационной практики: теория социального научения, теория культивирования, теории социализация, теория использования и удовлетворения, теория установления (навязывания) повестки дня, когнитивная (конструктивистская) теория. Прагматическая составляющая теорий, эмпирические выводы исследований, основные представители научных школ. Вклад данных теорий в понимание современной массово-коммуникациоинон практики и воздействия/взаимодействия СМИ с различными аудиторными группами или отдельными реципиентами.