Тема 4. Человек как создатель продукции СМИ

Психология журналистского мышления и творчества, профессиональных методов и приемов. Психология личности журналиста как научно-практическая проблема. Профес­сионально-психологические качества. Творческие способности к журналистской деятель­ности и элементы индивидуального творческого мышления (природные особенности, ге­нетические и ряд других. Творческая одаренность в журналистике. Творческое сознание и специфика его отношения к действительности. Специфика журналистского мышления: способности к «сцеплению»; цельность восприятия; гибкость мышления; легкость гене­рирования идей: способность к оценочным действиям; способность к ассоциативному мышлению и ряд других характеристик. Конкретные технологии творческой деятельности журналиста.

«Прикладные» показатели специфики творческого мышления журналиста. Готовность памяти как способность запомнить, опознать, воспроизвести нечто немедленно, с отсроч­кой или в момент творческого акта. Способность предвидения и прогностическая мысли­тельная деятельность. Скептицизм, самоирония. Способность к доработке, беглость речи, умение адекватно и оперативно переводить внутреннюю речь в письменную как. необходи­мые «профессиональные» характеристики личности.

Замысел журналистского произведения и технологии его реализации. Этап полготов­ки: формирование информационного багажа, привлечение ньюсмейкеров. Этап «инкуба­ции* — извлечение следа памяти. Этап озарения, или по-другому — возникновение новых когнитивных структур, позволяющих внезапно увидеть элементы творческой задачи с но­вой точки зрения. Роль интуиции творящей личности. Так ли эфемерно понятие «творчес­кое вдохновение»? Продуктивные творческие технологии журналистов-практиков: «отвле­кающий маневр», «наводящее» и «техническое» стимулирование и ряд других. Парадигмы мышления и виды текста. Психотехнологии журналистского творчества.

Этап верификации: доработка, совершенствование произведения, соотнесение задуман­ного С выполненным и общими задачами. Коллективный характер журналистского труда. принцип социальной ответственности СМИ, Психологическая типология текстов средств массовой информации: информационно-фактограф.1гческих и оценочных, рационально-убеждающих и эмоционально -побуждающих, монологичньгх и диалогичных (полилогичных), реалистических и мифологических, деловых и гедонистических и т.д. Патопсихоло­гия журналистского творчества: негативные последствия психологических эффектов.

Составляющие информационного пространства. Информационное поле масс-медиа. Понятие формата. Фирменная подача материалов журналистом или СМИ в целом (на при­мере любой газеты, журнала, телерадиокомпании, Интернет-ресурса). Значимость понятия «авторский стиль». Психологические особенности и проблемы функционирования редак­ционного коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: