Дополнения к словарю терминов

Диалог – обмен мнениями (информацией) между субъектами познания о предмете познания. Диалог может быть дополняющим, результатом которого является увеличение полноты информации о предмете, и альтернативным, дискуссионным, когда высказываются противоположные суждения. Конструктивной целью диалога является выработка когнитивного решения о предмете познания или консенсус.

Дискурс – понятие лингвистики и языкознания, обозначающее любой письменный текст (языковое значение) в отличие от устной речи, устного диалога, устной языковой игры, а также от интуитивного мышления.

Жизнь – 1) высокоорганизованная форма бытия, способная к избирательному обмену веществом и энергией с окружающей средой, их переработкой и усвоением для осуществления своих жизненных функций, способностью к потенциально бесконечной репродукции, адаптивностью к среде в широком диапазоне; 2) человеческая жизнь ‑ асимметрия, с постоянным колебанием «на острие меча» между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием.

Информация – 1) в естествознании и математике – мера упорядоченности, организованности объектов, процессов, систем; 2) в гуманитарных науках _ совокупность сведений об объектах, явлениях, процессах, их свойствах и отношениях.

Истина – такое содержание знания (данных чувственного опыта, интуиций, суждений, теорий, когнитивных систем), которое тождественно (в определенном интервале) предмету знания. В подавляющем большинстве случаев это тождество и его границы лишь относительны, условны, приблизительны.

Когнитивные ценности – господствующие в обществе представления о целях и результатах познавательной деятельности, требованиях (стандартах), которым должны удовлетворять продукты этой деятельности (эмпирические, теоретические и технологические знания). К числу общих когнитивных ценностей относятся Рациональность, Истинность, Доказательность, Полезность. Содержание этих ценностей формируется объективно в ходе конкретной практики познания, частично стихийно, но во многом благодаря сознательной рефлексивной деятельности ученых и философов.

Культура – 1) человеческая (социальная) деятельность в ее ценностной, процессуальной, предметной и результативной определенности. Вся совокупность продуктов материальной и духовной целенаправленной деятельности человека – от орудий производства, зданий, социальных институтов и политических учреждении до языка, произведений искусств, религиозных систем, науки, норм нравственности и права; 2) знаково-символическая форма бытия человека; 3) самореализация субъекта, запечатлевающаяся в его способности к самопревосхождению – трансценденции, в диалоге с другими людьми, в многообразии форм рационализации жизненного мира, в воздействии на природу и общественные процессы.

Общество – высокоорганизованная. Иерархически упорядоченная социальная система, воспроизводство и функционирование которой в целом, а также всех ее подсистем, регулируются определенными установлениями и институтами (экономическими, моральными, правовыми, политическими и др.).

Рефлексия – форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, на свои вобственные основания и предпосылки с целью критического рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания.

Субъект – человек, обладающий сознанием, свободой выбора, волей и способный принимать решения в условиях неполной определенности; бинарная оппозиция понятию «объект».

Человек – био-социо-культурно-экзистенциальное существо. В биологическом плане человек представляет собой отдельный вид, возникший на траектории эволюции всего живого примерно 3 млн. лет назад. Для человека как биологического вида характерен свой генетический код; он может существовать только в определенном интервале физико-химических услсовий. Существенные признаки: прямая походка, развитый мозг, способность осуществлять целенаправленную деятельность, использовать язык в процессе коммуникации, вести коллективный образ жизни. В социальном плане человек оказался способным сознательно создавать социальные системы (семья, род, община, государство, мировое сообщество), состоящие из множества подсистем (армия, экономика, политика, образование, наука, идеология и др.). В культурном горизонте человек – творец, его культурное измерение и предназначение выше совокупности общественных отношений и не сводимо к последним. В экзистенциальном измерении человек – постоянно рефлексирующее существо, благодаря наличию сознания и самосознания; человек – открытое существо, незавершенный проект с неопределенным будущим. В отличие социальной свободы, за которую человек борется, экзистенциальная свобода дана ему изначально и не столько как дар, сколько как тяжелая ноша постоянно совершать выбор. Человек суть множества совершенных им актов выбора. Ответственность за свою жизнь человек прежде всего несет сам. Нельзя прожить жизнь за другого, так же как никто не может прожить твою собственную личную жизнь. Жизнь каждой личности – это собственный «крест» выбора и ответственности. Основными проблемами экзистенциального бытия человека являются Вера, Надежда, Страх, Страдание, Любовь, Жизнь, Смерть, Труд, Игра. Бытие человека принципиально проблематично. Экзистенциальная напряженность человеческой жизни состоит в необходимости постоянного структурирования поля своего существования.

Этос – множество этических ценностей, регулирующих отношения между людьми в границах культуры, нации, науки, хозяйства и т.д.

Этнос – ландшафтная человеческая общность на базе родства языка, культуры, обычаев, традиций, устоев жизневоспроизводства, поддержки существования. Этос отличается от «нации»: в основе этоса ‑ язык, традиция, в основе нации – государство.


[1] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

[2] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

[3] См.: Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М., 2010; Бек У. Что такое глобализация? М., 2001; Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2002; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004; Фуко М. Интеллектуалы и власть. М., 2005; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003 и др.

[4]Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 483

[5]Лосский Н.О. Ценность и бытие. М.: Республика, 1994. С.250.

[6] Гиппенрейтер Ю.Б. Индивид и личность // Введение в общую психологию. М.: «ЧеРо», 2005. С. 244-322.

[7] Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций личности. М.: Смысл, 1992. С. 97.

[8] Розин В.М. Кризис личности как отражение кризиса культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 59-63.

[9] Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избр. Труды. М., 1999. С. 270.

[10] Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991. С. 84-85.

[11] Гуревич П.С. Проблема целостности человека. М., 2004. С. 154-171.

[12] Фуко М. Воля к знанию. История сексуальности. Т.1 // Он же. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: Статьи разных лет. М., 1996. С. 193-196.

[13] Ойзерман Т.И. Кант и Гегель. М., 2008.

[14] Ницше Ф. К генеалогии морали. По ту сторону добра и зла. // Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1990.

[15] Риккерт Г.Науки о природе и о культуре. М., 1998. С. 40, 55.

[16]Лосский Н.О. Ценность и бытие. М.: Республика, 1994. С. 286

[17] Гуревич П.С.Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация. М.: МПСИ, 2007. С. 37-50.

[18] Гартман Н. Этика. СПб.: Фонд Ун-т: Владимир Даль, 2002. С. 344

[19] Касавин И.Т. Дискурс-анализ как метод исследования сознания // Проблема сознания в философии и науке / Под ред. проф. Д.И. Дубровского. М.: Канон, 2009. С. 242-243.

[20] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 354, 361-368, 385.

[21] Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академия. Проект. 2003. С. 138-140.

[22] Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 534.

[23] Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2006. С. 303.

[24] Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 2004. С. 45.

[25] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 71.

[26] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.- СПб., 1998. С. 32-33, 45-47.

[27] Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М.: Логос, 2002. С. 7.

[28] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2006. С. 134.

[29] Тоффлер О. Проблема власти на пороге XXI века // Свободная мысль. 1992. №2. С. 16.

[30] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. C. 238.

[31] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб., 1998. С. 51-53.

[32] Бернар А., Лиетар. Будущее денег. М., 2007. С. 120-123.

[33] Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. С. 169-170.

[34] Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М., 2007. С. 205, 242.

[35] Тоффлер Х., Тоффлер Э. Революционное богатство. М.: АСТ: Профиздат, 2008. С. 182,187.

[36] Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980 С 155.

[37] Ивин А.А. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006. С. 178.

[38] Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Он же. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. С. 49-100.

[39] Гуссерль Э. Картезианские размышления. М.: Наука, 2006. С. 167.

[40] Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003. С. 350.

[41] Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. С. 70-73.

[42] Губман Б.Л. Современная философия культуры. М.: РОССПЭН, 2005. С. 311.

[43] Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999. С. 250.

[44] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческих отношений. СПб.: Лениздат, 1992. С. 386-387.

[45] Ильин В.В. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 441-445

[46].Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. С. 157.

[47] Рубинштейн Л.С. Человек и мир. М.: Педагогика, 1990. С.51.

[48] Бурухина Л.В., Михайлова Е.Е. Образовательное пространство в обществе знания и искусственный интеллект. М.: Изд-во МЭСИ, 2009. С. 43.

[49] См.: Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. 21-22, 74; Мелехова О.П. Человек в нестабильном мире // Синергетическая парадигма. М., 2005. С. 287-324.

[50] Друкер П. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика. М., 2007. С. 181.

[51] Друкер П. Эпоха разрыва: Ориентиры для меняющегося общества. М., СПб., Киев, 2007. С. 386.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: