Поведение ученого

«Я ПРИДУМАЛ несколько интересных физических теорий, — сказал как-то Ландау, — но никто не понимает, что мой самый главный вклад состоит в том, что я придумал, как надо талантливо жить». «Он, конечно, не придумал, как надо талантливо жить, он просто талантливо жил», — пишет В. Ротенберг (Знание — сила, 1992, № 8. — С. 12).

Стоп! А почему отнимать у ученого право оценки собственной жизни? Так ли уж судьба великого исследователя случайна и индивидуальна, так ли уж далека она от судеб простых людей, от нравственных клише обычной жизни? Нет, нет и нет. Однако нет и полного тождества между жизнью ученого и жизнью простого смертного, потому что нет тождества в их поведении. Наша жизнь — это наше поведение. Гегель говорил о Сократе, что великая жизнь строится по принципам искусства.

Поведение ученого в идеале должно отличаться от поведения других людей. Ученый представляет высший слой интеллектуальной элиты, а высший слой обладает функцией образца, эталона, ориентира.

Первый вице-президент Астрономо-геодезического общества Гавриил Хромов считает иначе: «Это ведь только в наивной беллетристике да в романтических киноповествованиях вроде «Девяти дней одного года» ученые дышат прозрачным воздухом горных высей познания и демонстрируют, хотя бы в лице героев, исключительное благородство и приверженность научной истине. Да нет же! Ученые — вполне обычные люди, коим, увы, не чуждо решительно ничто человеческое. Более того, как показывает печальный опыт, обладатели изощренного разума порою проявляют и незаурядную беспринципность, питаемую умением изящно обосновывать неблаговидные поступки» (Знание — сила, 1995, № 5. — С. 38).

Такое мнение не единичное, и примеров недостойного поведения людей науки можно привести немало, равно как и примеров достойного поведения. [178]

Дело, однако, не в поединке «пример на пример», а в установке личности. Что выбирают молодые исследователи: ежедневно подтверждать, что они вполне обычные люди, или ежедневно стремиться к горнему, высшему уровню общения и поведения? И что считать для себя высшим уровнем?

Мы уже писали о многих качествах исследователя: целеустремленности и аккуратности, научной этике и научной дисциплине. Поведенческие аспекты затрагивались и при разговоре о здоровье. Для заключительной главы выделим три характеристики ученого, важные для нашей страны и для нашего времени. Это доброта, честность, достоинство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: