Понимание движущей силы изобретений

Как и эво­лю­ция в жи­вой при­ро­де, глу­бин­ные эф­фек­ты ин­но­ва­ций про­яв­ля­ют­ся срав­ни­тель­но мед­лен­но. Ес­ли рас­ши­рить эту ана­ло­гию, дол­гос­роч­ные ин­но­ва­ции оп­ре­де­ля­ют глав­ное нап­рав­ле­ние эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, а от­дель­ные усо­вер­шен­с­т­во­ва­ния и изоб­ре­те­ния иг­ра­ют роль му­та­ций. Ес­ли они при­жи­ва­ют­ся в ок­ру­жа­ющем ми­ре, то пос­те­пен­но приводят к боль­шим пе­ре­ме­нам и фор­ми­ро­ва­нию но­во­го об­ра­за жиз­ни.

Главные ве­хи в ис­то­рии раз­ви­тия ин­фор­ма­ци­он­ных ре­сур­сов и тех­но­ло­гий - хо­ро­шие при­ме­ры та­ко­го ро­да. Каж­дая из них от­ме­ча­ет но­вую сту­пень раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции. Изоб­ре­те­ние ал­фа­ви­та и пись­мен­нос­ти вы­ве­ло че­ло­ве­ка из ка­мен­но­го ве­ка. За­ко­но­да­тель­ные ко­дек­сы, пись­мен­ные ре­ес­т­ры и кон­т­рак­ты про­из­ве­ли пе­ре­во­рот в по­ли­ти­чес­кой и де­ло­вой жиз­ни, при­дав ей боль­шую ста­биль­ность и пос­то­ян­с­т­во. Пе­чат­ный пресс уп­рос­тил рас­п­рос­т­ра­не­ние ин­фор­ма­ции и сде­лал ее го­раз­до ме­нее кон­т­ро­ли­ру­емой. Че­ло­ве­чес­т­во пе­реш­ло в сов­ре­мен­ную на­уч­ную эпо­ху, где дан­ные ста­ли под­т­вер­ж­да­емы­ми и срав­ни­тель­но лег­ко дос­туп­ны­ми, бла­го­да­ря сис­те­ме ссы­лок и ка­та­ло­гов.

Интернет стал сле­ду­ющим ша­гом на пу­ти к ин­фор­ма­ци­он­ной гло­ба­ли­за­ции. Он да­ле­ко прод­ви­нул­ся по пу­ти ус­та­нов­ле­ния без­г­ра­нич­но­го и мгно­вен­но­го дос­ту­па к сум­ме зна­ний, на­коп­лен­ных че­ло­ве­чес­т­вом, и пря­мо­го об­ще­ния меж­ду людь­ми. Вли­яние Ин­тер­не­та на об­щес­т­во уже ог­ром­но, но его воз­мож­нос­ти еще да­ле­ко не ис­чер­па­ны.

Мы так мно­го слы­шим об Ин­тер­не­те, и для мно­гих из нас он стал та­кой не­отъ­ем­ле­мой час­тью жиз­ни, что мы час­то упус­ка­ем из ви­ду его роль в фор­ми­ро­ва­нии об­щес­т­ва бу­ду­ще­го. На­ши де­ти рас­тут уже сов­сем в дру­гом ми­ре. Труд­но пе­ре­оце­нить воз­мож­нос­ти Ин­тер­не­та для ран­не­го обу­че­ния и но­вых карь­ер­ных воз­мож­нос­тей. Шес­ти­лет­ний ре­бе­нок мо­жет за нес­коль­ко ми­нут най­ти мас­су све­де­ний по лю­бо­му ин­те­ре­су­юще­му его воп­ро­су.

Картина, ко­неч­но, за­ме­ча­тель­ная, но ка­кие пос­лед­с­т­вия все это мо­жет иметь - по­ло­жи­тель­ные или от­ри­ца­тель­ные? Как это вли­я­ет на раз­ви­тие кри­ти­чес­ко­го мыш­ле­ния у на­ших де­тей и на их же­ла­ние глу­бо­ко и серь­ез­но изу­чать тот или иной пред­мет? Не при­ве­дет ли воз­мож­ность по­лу­че­ния мгно­вен­ных от­ве­тов на лю­бые воп­ро­сы к ат­ро­фии мыс­ли­тель­ной

способности, по­доб­но то­му, как мыш­цы ног и би­цеп­сы ста­но­вят­ся вя­лы­ми от пос­то­ян­ной кон­тор­с­кой ра­бо­ты за сто­лом? Смо­жет ли граж­да­нин Бан­г­ла­деш вы­пол­нять ра­бо­ту, на­хо­дясь за 10 000 ки­ло­мет­ров от ра­бо­то­да­те­ля? Или, бо­лее оп­ти­мис­тич­ный ва­ри­ант, смо­же­те ли вы ос­та­вать­ся до­ма и ра­бо­тать по Ин­тер­не­ту на ком­па­нии из Гер­ма­нии, Бра­зи­лии и Ин­дии?

Использование тех­но­ло­гии - да­ле­ко не то же са­мое, что оцен­ка ее пер­с­пек­тив и вклю­че­ние сде­лан­ных вы­во­дов в свою жиз­нен­ную стра­те­гию. За свою трид­ца­ти­лет­нюю шах­мат­ную карь­еру я час­то за­да­вал­ся воп­ро­сом, ка­кое вли­яние тех­но­ло­ги­чес­кие нов­шес­т­ва мо­гут ока­зать на мир шах­мат, в ко­то­ром я жил. Обыч­но мы уз­на­ем о пос­лед­них но­вин­ках из но­вос­тей или из об­ще­ния с друзь­ями и зна­ко­мы­ми, но иног­да вес­ти при­хо­дят с со­вер­шен­но не­ожи­дан­ной сто­ро­ны.

И ре­бе­нок по­ве­дет нас

Когда я стал пре­тен­ден­том на шах­мат­ную ко­ро­ну, у ме­ня по­яви­лась воз­мож­ность об­за­вес­тись пер­со­наль­ным ком­пь­юте­ром, ко­то­рых тог­да в мо­ем род­ном Ба­ку бы­ло раз два и об­чел­ся. Тот ком­пь­ютер, ко­неч­но, был очень прост, но все рав­но ме­ня вос­хи­щал. Од­наж­ды я по­лу­чил бан­де­роль из Гам­бур­га от нез­на­ком­ца по име­ни Фре­де­рик Фри­дель, лю­би­те­ля шах­мат и ав­то­ра на­уч­но-по­пу­ляр­ных книг. Он прис­лал мне бла­го­дар­с­т­вен­ное пись­мо и гиб­кий диск с нес­коль­ки­ми компьютерными иг­ра­ми, в том чис­ле од­ну под наз­ва­ни­ем «Хоппер», то есть по-рус­ски «поп­ры­гун­чик».

Видеоигры в Ев­ро­пе тог­да, в се­ре­ди­не 80-х, еще не бы­ли та­ким фе­но­ме­ном, ка­ким они ста­ли в США, и я с эн­ту­зи­аз­мом пре­дал­ся но­вой за­ба­ве. Приз­нать­ся, в сле­ду­ющие нес­коль­ко не­дель я тра­тил не­ма­лую часть сво­бод­но­го вре­ме­ни на дос­ти­же­ние ре­кор­д­ных ре­зуль­та­тов в иг­ре «Хоп­пер».

Несколько ме­ся­цев спус­тя, при­ехав по шах­мат­ным де­лам в Гам­бург, я на­нес ви­зит веж­ли­вос­ти гос­по­ди­ну Фри­де­лю. Там я поз­на­ко­мил­ся с его же­ной и дву­мя деть­ми, де­ся­ти­лет­ним Мар­ти­ном и трех­лет­ним Том­ми. Хо­зя­ева соз­да­ли для ме­ня до­маш­нюю ат­мос­фе­ру, а Фре­де­рик по­ка­зы­вал мне на сво­ем ком­пь­юте­ре пос­лед­ние нов­шес­т­ва. В раз­го­во­ре я скром­но упо­мя­нул, что стал мас­те­ром в од­ной из ма­лень­ких игр, по­лу­чен­ных от не­го.

- Знаете, я луч­ше всех в Ба­ку иг­раю в «Хоп­пер», - сказал я, умол­чав о пол­ном от­сут­с­т­вии кон­ку­рен­тов.

- Какой у вас луч­ший ре­зуль­тат? - спро­сил он.

- Шестнадцать ты­сяч, - от­ве­тил я и нем­но­го уди­вил­ся, когда эта вну­ши­тель­ная циф­ра не зас­та­ви­ла его хо­тя бы повести бровью.

- Впечатляюще, - ска­зал Фре­де­рик, - но в этом до­ме не та­кой уж ре­корд.

- Что? Вы мо­же­те по­бить его?

- Нет, не я.

- Ага, зна­чит, Мар­тин - мас­тер по ви­де­о­иг­рам?

- Нет, не Мар­тин.

Улыбка Фре­де­ри­ка, оз­на­чав­шая, что до­маш­ним чем­пи­оном по «Хоп­пе­ру» был трех­лет­ний ма­лыш, выз­ва­ла у ме­ня гне­ту­щее чув­с­т­во.

- Не мо­жет быть, что­бы это был Том­ми, - не­до­вер­чи­во сказал я.

Мои опа­се­ния под­т­вер­ди­лись, ког­да Фре­де­рик под­вел маль­чи­ка к ком­пь­юте­ру и уса­дил его ря­дом с на­ми. Пос­ле заг­руз­ки зна­ко­мой иг­ры мне, как гос­тю, раз­ре­ши­ли выс­ту­пить пер­вым, и я не уда­рил в грязь ли­цом, ус­та­но­вив но­вый лич­ный ре­корд в 19 000 оч­ков. Увы, ког­да за ком­пь­ютер сел Том­ми, мой ус­пех ока­зал­ся не­дол­го­веч­ным. Его паль­чи­ки пор­ха­ли с по­ра­зи­тель­ной быс­т­ро­той, и вско­ре счет дос­тиг 20 000, а по­том пе­ре­ва­лил за 30 000. Я был вы­нуж­ден приз­нать свое поражение, что­бы не про­си­деть пе­ред эк­ра­ном до кон­ца обе­да. Мое по­ло­же­ние бы­ло яв­но без­на­деж­ным.

Проиграть в «Хоп­пер» ма­лы­шу бы­ло для мо­его са­мо­лю­бия лег­че, чем ус­ту­пить Кар­по­ву за шах­мат­ной дос­кой, но это да­ло мне пи­щу для раз­мыш­ле­ний. Как моя стра­на бу­дет со­пер­ни­чать с по­ко­ле­ни­ем ма­лень­ких ком­пь­ютер­ных ге­ни­ев, под­рас­та­ющим на За­па­де? Вот я, один из нем­но­гих жи­те­лей боль­шо­го со­вет­с­ко­го го­ро­да, име­ющих ком­пь­ютер, - и не­мец­кий ма­лыш обыг­ры­ва­ет ме­ня без тру­да! А как нас­чет пос­лед­с­т­вий для шах­мат? Что по­лу­чит­ся, ес­ли ар­хи­ви­ро­вать и изу­чать шах­мат­ные пар­тии в том же ду­хе, как мы поль­зу­ем­ся ком­пь­юте­ром для сос­тав­ле­ния пи­сем и хра­не­ния за­пи­сей? Это бу­дет мощ­ное ору­жие, и я не дол­жен стать пос­лед­ним, ко­му оно дос­та­нет­ся.

Но пер­вая воз­мож­ность, ко­то­рой я вос­поль­зо­вал­ся пос­ле это­го уро­ка, не име­ла пря­мо­го от­но­ше­ния к шах­ма­там. Ког­да я в 1986 го­ду под­пи­сал спон­сор­с­кий кон­т­ракт с ком­пь­ютер­ной ком­па­ни­ей Ata­ri, то взял в ка­чес­т­ве пла­ты бо­лее ста их ком­пь­юте­ров для пер­во­го в Со­вет­с­ком Со­юзе дет­с­ко­го ком­пь­ютер­но­го клу­ба (я был од­ним из его уч­ре­ди­те­лей). Мы не мог­ли ос­та­вать­ся в ка­мен­ном ве­ке, по­ка Том­ми и его про­вор­ные со­оте­чес­т­вен­ни­ки за­во­евы­ва­ют мир.

Я так­же об­су­дил с Фре­де­ри­ком важ­ный воп­рос о том, как прев­ра­тить до­маш­ний ком­пь­ютер в шах­мат­ный ин­с­т­ру­мент. На­ши бе­се­ды при­ве­ли к соз­да­нию пер­вой вер­сии прог­рам­мы Ches­sBa­se, наз­ва­ние ко­то­рой ны­не ста­ло си­но­ни­мом про­фес­си­ональ­ных шах­мат­ных прог­рамм от од­но­имен­ной ком­па­нии, ос­но­ван­ной в Гам­бур­ге Фре­де­ри­ком и его ком­пань­она­ми. Ches­sBa­se - это ре­зуль­тат сво­ев­ре­мен­но­го внед­ре­ния ин­но­ва­ций и бди­тель­но­го наб­лю­де­ния за воз­мож­нос­тя­ми и тен­ден­ци­ями. (Хо­тя Мар­тин и Том­ми так и не за­во­ева­ли мир, они ста­ли ус­пеш­ны­ми про­фес­си­она­ла­ми в об­лас­ти прог­рам­ми­ро­ва­ния и ком­пь­ютер­но­го ди­зай­на.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: