Модификации классического бихевиоризма: теория оперантного бихевиоризма, теория социального научения

Скиннер и оперантное обусловливание. С. считал, что если строить понимание человека на его видимом поведении, то вовсе не требуется ломать голову над его внутренними процессами. Т.о., личность понимается как набор поведенческих шаблонов. Ситуация-реакция (последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории). В этом теория С. похожа на буддистское представление о личности - нет личности, а есть лишь поведение и чувства, которые непостоянны, правильное понимание причин которых исключает возможность исключает путаницу. Надуманные объяснения- термины, которые употребляют противники бихевиоризма для описания поведения. К ним С. относит свободу (доказывает ее отсутствие на примере гипнотических опытов М. Эриксона), личность, творчество (оно не есть спонтанный процесс, а его истоки не находятся за пределами жизненного опыта творца; Док-во: гипноз, 25 кадр в рекламе и т.п.). Факторы, меняющие или нет поведение:Респондентное поведение-поведение, возникающее в ответ на что-то (классический пример опыты Павлова с собакой). Оперантное повед. (обусловливание) - поведение возникающее спонтанно. Оно усиливается или ослабляется в зависимости от тех, событий которые следуют за ним (пример: девочка боится воды - если зайдешь в воду по колени, то получишь конфету - и так шаг за шагом). Но это обусловливание может зависеть от нашего предыдущего опыта (Иллюзия Эймса - чукчи ее не видят, поскольку иглу круглые). Подкрепление - любой стимул предъявляемый после к-л. действия и усиливает вероятность его дальнейшего появления. Позитивное п. - увелич.вероятность повторения действия, после которого оно появилось. Негативное п. -усиливает то поведение, которое снижает вероятность появления поведения, которое мы подкрепляем. Первичное п. - заложенные в нас с рождения стимулы. Вторичные - нейтральные стимулы, но кот. сильно связаны с первичн. В конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард и другие молодые ученые Йельского универа сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Н.Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение". Центральной проблемой стала проблема социализации. Социализация-процесс, кот.позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального "гуманоидного" состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Теория социального научения (А. Бандура и Р. Уолтерс) – социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивида и его научения в процессе получения вознаграждений и наказаний. Особая роль в развитии тех или иных поведенческих форм отводится подражанию. Важная роль в развитии индивидуального поведения отводится также убеждениям, ожиданиям, возможности выбора и самоподкреплению;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: