Аналитическая психология К. Юнга

К.Юнг отверг пансексуализм Фрейда. Отличительные черты его теории:-сочетание каузальности (обусловленности поведения индивидуума индивидуальной и расовой историей) и телеологии (обусловленностями поведения целями и стремлениями); -поведение детерминировано не только прошлым, но и будущим (целями); -судьба –беспрерывное, часто креативное развитие, поиск целостности и завершенности. Юнг придавал огр.значение расовым и филогенетическим основаниям личности. Индив.личность–продукт и вместилище родовой истории. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Юнг выделяет рассовые истоки личности. Структура личености по Юнгу выглядит следующим образом: ЭГО – сознательный ум (перцепции, воспоминания, мысли, чувства) как центр сознания. Личное бессозн-ое –переживания, бывшие некогда созн-ыми, но вытесненные. Содержание личного бессозн-ого доступно сознанию. Комплексы – организованная группа мыслей, чувств, перцепций. воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, притягивающее различные переживания. Комплекс может вести себя как самост.личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но могут стать сознательными. Коллективное бессозн-ное – наиболее влиятельная психическая система, хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков (расовая история и опыт животных предков). Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивидуума и,универсально. В виде коллективного бессознательного наследуется возможность повторного переживания опыта, например, страха перед змеями. Архетип –универс.мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоцион.элемент, структурный компонент бессознательного. Подобные мыслительные формы создают образы, соответствующие неким аспектам сознательной ситуации (например, архетип матери). архетипы могут и смешиваться в коллективном бессознательном: например, архетип героя + архетип мудрого старца = король-философ. Некоторые архетипы развились так, что могут уже именоваться отдельными системами внутри личности:- персона – роль, предписанная человеку обществом или внутренними архетипическими потребностями; она тождественна публичной личности, в противоположность личности собственной; - анима и анимус (идея бисексуальности всех организмов); ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму; -тень – животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она ответственна за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств и действий; Самость –центр личности, вокруг которого фор-тся остальные системы. Она удерживает их вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность. Реализация самости-цель жизни (примеры–Христос и Будда). Вышеназванные системы могут компенсировать друг друга, противостоять друг другу, либо объединятся. У человека есть установки: экстравертивная либо интровертивная. Пси.функции он выделял следующие: рациональные (мышление–понимание сущености мира и чувство–оценочная функция) и иррациональные (ощущение–перцептивная функция и интуиция–восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний). Методы:-словесных ассоциаций в сочетании с физиологической фиксацией эмоц.реакций;-амплификации – ассоциации не уходят от предмета сновидения, а образуют констелляцию, многогранно отражая его; -анализ серии сновидений;-активного воображения: сосредоточить внимание на образе и посмотреть, что сним произойдет – просто пронаблюдать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: