Образовательная область Естественные науки

Предметные результаты изучения предметной области «Естественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов: физика, химия и биология.

Изучение предметной области «Естественные науки» должно обеспечить:

· сформированность основ целостной научной картины мира;

· формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

· сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

· создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

· сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

· сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

«Химия» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса химии должны отражать:

1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;

5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

«Химия» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса химии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность системы знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умений исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;

4) владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

Учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением, в том числе учитывающие специфику и возможности образовательного учреждения.

Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должно обеспечить:

· удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

· общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования;

· развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

· развитие навыков самообразования и самопроектирования;

· углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;

· совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Результаты изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должны отражать:

1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

· сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

· способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

· сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

· способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

2. Учебный план, учебная программа и учебник: их содержание и требования к ним.

Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности должны быть направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;

2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4) содержание курса внеурочной деятельности;

5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Учебная программа по предмету создается на основе Обязательного минимума содержания. Сначала разрабатывается типовая программа, а затем на ее основе создаются программы отдельных авторов. Если они проходят специальную экспертизу, то утверждаются МО и рекомендуются к применению в учебном процессе. Обычно авторы программ являются и создателями учебника, а также всего учебно-методического комплекса, с которым будет работать учитель.

Учебная программа -это документ, в котором определены цели изучения предмета, последовательность изучения учебного материала, примерный объем времени, требуемый для изучения, подробно раскрывается объем вводимых понятий, фактов, способ изучения химических законов.

Если программа имеет какие-либо особенности содержания, она может рассматриваться как авторская. Например, программа по химии с экологическим содержанием, Программа по химии для изучения на базе естествознания (или без него), программа курса, в котором ставятся особые цели развивающего характера. При этом любая из них отражает Обязательный минимум содержания.

Программа по химии обязательно содержит, кроме перечня теоретических вопросов, рекомендации по постановке демонстрационных опытов, рекомендуемую тематику лабораторных и практических работ, типы расчетных задач и место их ввода в учебный материал.

Все программы, прошедшие экспертизу, рекомендуются для использования, публикуются в специальных сборниках (показать) и доступны для выбора учителем. Учитель выбирает и ему предоставляется возможность в случае необходимости адаптировать программу для целей своего учебного заведения. В этом случае он будет работать с адаптированной программой, при этом сохраняя в ней Базовый минимум содержания.

На основе учебной программы учитель составляет свою рабочую программу. В ней он определяет последовательность и количество уроков по теме, (составляет, так называемый тематический план, или технологическую карту, об этом позже), указывает основные методы работы, определяет примерное содержание и объем домашних заданий, экскурсии, место лабораторных работ, показа демонстрационных опытов, - то есть более или менее подробно характеризует свою методику изучения предмета. Конечно, при этом учитель ориентируется на определенный учебник, который, как правило, соответствует определенной программе конкретного автора.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы.

Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды как совокупности условий:

· обеспечивающих достижение целей среднего (полного) общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание и социализацию обучающихся;

· гарантирующих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:

1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы;

2) соблюдение:

· санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательного учреждения, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию);

· требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);

· требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания обучающихся);

· строительных норм и правил;

· требований пожарной безопасности и электробезопасности;

· требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений;

· требований к транспортному обслуживанию обучающихся;

· требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных учреждений;

· требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательных учреждениях;

· установленных сроков и необходимых объёмов текущего и капитального ремонта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: