F70 Умственная отсталость легкой степени

Приказ

От 6 августа 1999 г. N 311

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ федерации

(Извлечение)

С целью повышения эффективности диагностики и лечения больных с психическими и поведенческими расстройствами с учетом современных подходов к тактике ведения больных и унификации оптимальных режимов лечебно-диагностического процесса, приказываю:

1. Утвердить клиническое руководство "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств" (приложение).

2. Руководителям органов управления здравоохранением Российской Федерации организовать работу подведомственных учреждений и подразделений в соответствии с клиническим руководством "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств".

3. Руководителям территориальных лицензионно-аккредитационных органов при проведении сертификации и лицензирования медицинской деятельности руководствоваться указанными моделями диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств.

4. Департаменту организации медицинской помощи населению (Карпеев А.А.) оказывать методическую помощь органам и учреждениям здравоохранения по внедрению в их работу клинического руководства.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И.

Министр Ю.Л.Шевченко

Приложение

Модели диагностики и лечения психических

И поведенческих расстройств

(клиническое руководство)

(утв. приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. N 311)

(извлечение)

F70-F73 Умственная отсталость

Принципы терапии

Амбулаторное - основано на ранней диагностике и заключается в регуляции поведения больного.

F69 Расстройство личности и поведения в зрелом

Возрасте неуточненное

Рубрика используется лишь в крайнем случае при отсутствии достаточной

F70 Умственная отсталость легкой степени

F71 Умственная отсталость умеренная

F72 Умственная отсталость тяжелая

F73 Умственная отсталость глубокая

F70 Умственная отсталость легкой степени

Характеристика состояния

Затруднения проявляются главным образом в процессе школьного обучения.

Ориентировочно IQ - 60 - 80 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера) *(9):

а) неосложненная;

б) осложненная (церебрастенический синдром, неврозоподобные расстройства, невротические, психопатоподобные, патохарактерологические и психопатические расстройства, речевые нарушения, эписиндром и т.д.).

Условия лечения

а) специализированные детские сады;

б) специализированное обучение (вспомогательные школы, школа-интернат);

в) дневной стационар или стационар (при нарушении адаптации, наличии осложняющей симптоматики, или отрицательных микросоциальных условий);

г) амбулаторное наблюдение.

Перечень необходимых обследований

- педиатр (1 раз в год, по показаниям - повторно);

- психолог, в том числе, количественное определение интеллекта - тест Векслера;

- логопед;

- окулист;

- невролог;

- отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);

- общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);

- ЭЭГ;

- Эхо-ЭГ (1 - 2 раза в год, чаще - по показаниям).

Для установления этиологии

- составление родословной - обязательно;

- исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обязательно;

- цитогенетическое обследование - по показаниям;

- лабораторное исключение ряда генетических и внешнесредовых нарушений - по показаниям;

- аудиограмма;

- рентгенограмма черепа;

- компьютерная томография (КТ);

- ядерно-магнитный резонанс (ЯМР);

- РЭГ;

- нейропсихолог;

- дерматолог;

- стоматолог.

Принципы терапии

Основная роль в коррекции умственной отсталости принадлежит психолого-педагогическому процессу. Ребенок своевременно должен получать образование по программе, доступной его уровню интеллекта. Большое значение имеет выявление и развитие у детей с умственной отсталостью сохранных (или более сохранных) способностей: у одних - физической ловкости, у других - музыкальности, у третьих - склонности к рисованию и т.д.

Необходима семейная психотерапия, с объяснением родителям всех особенностей ребенка, с обязательным указанием на положительные черты его личности, нуждающиеся в развитии. Постоянным должен быть контакт врача и психолога с педагогами.

При выявлении специфической нозологической формы обменного характера, приводящей к умственной отсталости (ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - с учетом медико-генетической консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на повышение предпосылок интеллекта и на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Выбор терапии (препарат, его дозировка, длительность лечения) производится в соответствии со структурой психопатологического синдрома, возрастом, соматическим состоянием, индивидуальной переносимостью препаратов (препараты нейрометаболического, дегидратирующего, цереброваскулярного действия, транквилизаторы, "малые" нейролептики, противосудорожные, антидепрессивные, общеукрепляющие средства).

Длительность лечения

Лечение психотерапевтическое; комплексное, курсами - 2 месяца, с периодичностью 2 - 3 раза в год.

а) амбулаторное наблюдение до достижения стойкой социальной адаптации;

б) пребывание в дневном стационаре (стационаре) - 1 - 2 мес. (при наличии осложняющей симптоматики);

в) наблюдение и лечение обучающихся в специализированной школе-интернате и находящихся в специализированном дошкольном учреждении должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений - в течение всего срока пребывания ребенка в учреждении.

Ожидаемые результаты лечения

Достаточно успешная адаптация ребенка в условиях семьи и специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: