Характеристика состояния
Нарушения адаптации проявляются уже в дошкольном возрасте и сохраняются практически в течение всей жизни. Ориентировочно IQ = 45 - 59 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):
а) неосложненная;
б) осложненная.
Условия лечения
а) специализированные дошкольные учреждения;
б) в большинстве случаев доступно специализированное обучение во вспомогательной школе;
в) в более тяжелых случаях - пребывание в обучаемой группе системы социального обеспечения;
г) стационар или дневной стационар (при нарушении адаптации при наличии осложняющей симптоматики или отрицательных микросоциальных условий);
д) амбулаторное наблюдение.
Перечень необходимых обследований
- педиатр (1 раз в год, по показаниям повторно);
- психолог (1 - 3 раза в год);
- логопед (1 - 3 раза в год);
- окулист (1 - 2 раза в год, кратность - по показаниям);
- невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
|
|
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ (1 - 2 раза в год, чаще - по показаниям).
По показаниям:
- аудиограмма;
- рентгенограмма черепа;
- КТ;
- ЯМР;
- РЭГ;
- нейропсихолог;
- дерматолог;
- стоматолог.
Вспомогательные исследования для установления этиологии:
- составление родословной - обязательно;
- исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обязательно;
- цитогенетическое обследование - практически во всех случаях, за исключением нозологически самостоятельных этиологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы и др.).
Принципы терапии
При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к умственной отсталости (в первую очередь, обменного характера - ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - медико-генетические консультации, эндокринолог. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Психотерапевтическая работа с семьей. Педагогическая и психологическая коррекция имеет важное значение и при этом, более тяжелом нарушении интеллектуального развития. Следует всемерно способствовать формированию родительских обществ детей с идентичной патологией (болезнь Дауна, синдром Мартина-Белл, ФКУ, синдром Вильямса и др.), что дает родителям лучшее понимание всех особенностей болезни детей, прогноза и возможностей адаптации в настоящее время и в будущем, а также имеет положительное значение для эмоционального состояния родителей, так как в основе деятельности этих обществ лежит возможность оказания взаимопомощи.
|
|
Длительность лечения
а) амбулаторное наблюдение. Дети имеют право на получение пособия по детской инвалидности;
б) пребывание в дневном стационаре (стационаре) - 1 - 2 мес.;
в) наблюдение и лечение обучающихся в специализированной школе-интернате и находящихся в специализированном дошкольном учреждении должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений - в течение всего срока пребывания ребенка в учреждении.
Ожидаемые результаты лечения
Достаточно успешная адаптация ребенка в условиях семьи и специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики.