double arrow

F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции

F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции

F80.1 Расстройство экспрессивной речи

F80.2 Расстройство рецептивной речи

F80.8 Другие расстройства развития речи и языка

Характеристика состояния

Данная группа расстройств речи представлена нарушениями, в которых ведущим симптомом является нарушение звукопроизношения. Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует при этом возрасту. Могут иметь место нарушения внимания, поведения, двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер.

В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или иначе - "косноязычие". Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата.

Различают функциональную и механическую дислалию. К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков.

Этиология дислалии включает биологические и социальные факторы: минимальная мозговая дисфункция, соматическая ослабленность ребенка, запоздалое развитие речи, неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи и т.п.




Механическая дислалия - нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (неправильные прикусы - прогения, прогнатия, "толстый" язык, короткая уздечка и т.д.).

По степени тяжести, а следовательно и числу нарушенных звуков речи, различают простую и сложную дислалию.

Условия лечения

Медико-педагогическая коррекция проводится в амбулаторно-поликлинических условиях или в условиях специализированного детского учреждения.

Перечень необходимых обследований

- логопед;

- невролог;

- педиатр;

- психиатр;

- психолог.

Дополнительные исследования:

- психотерапевт;

- ортодонт;

- ЭЭГ;

- Эхо-ЭГ.

Принципы терапии

Курс коррекционных занятий предполагает:

- логопедические занятия, курс 15 - 45 занятий. Желательно начинать с индивидуальных занятий с последующими занятиями в группе по автоматизации звуков.

- логоритмика (по показаниям);

- массаж, ЛФК (по показаниям);

- психиатрическое и неврологическое лечение (по показаниям).

Длительность лечения

До достижения результата.

Ожидаемые результаты лечения

Коррекция звукопроизношения, автоматизация звуков и их употребление в спонтанной речи, расширение словарного запаса.






Сейчас читают про: