Нужна технология создания Новых знаний

В технике создана своя теория и методология решения изобретательских задач, изложенная в ТРИЗ5. Мир техники – это мир технических - искусственных систем. Их развитием занимается техническое творчество. Представление возникающие при этом сводятся в систему представлений (НС) о конкретной группе технических систем (ТС). Развитие этих систем представлений влечет за собой и развитие ТС.

Существует также мир природных систем (ПрС). Их изучением занимается научное творчество. Представления, возникающие при этом, сводятся в системы представлений (НС) о конкретной группе ПрС. С развитием НС увеличивается степень соответствия ее представлений реальной ПрС.

И природные, и технические системы едины по своей материальной сущности. Едины и пути развития НС о них, т.к. они в одинаковой мере подчинены законам природы и законам познания. Об этом убедительно говорит решение ряда научных и исследовательских задач с помощью представлений ТРИЗ, перенесенных на научное творчество. Например, объяснение парадокса, связанного с эффектом Рассела, открытия ветроэнергетики растений, изобретение способа поиска внеземных цивилизаций, исследование дефектов в пленках двуокиси кремния, выдвинута гипотеза о квазарах и др.

Развитие теории технического и научного творчества показывает, что на данном этапе существуют два подхода (две идеологии) к проблеме творчества: диалектический – путь развития ТРИЗ – основанный на представлении о закономерном развитии систем представлений о ТС и ПрС и возможности познания и сознательного управления им, и метафизический – путь абсолютизации и развития метода проб и ошибок – путь, игнорирующий объективные закономерности развития представлений о ТС и ПрС. Эти две идеологии с появлением ТРИЗ вступили в противоборство. Но увеличение сферы действия ТРИЗ убеждает в несостоятельности метафизических представлений о непознаваемости природы творчества и невозможности его формализации. Это закономерный процесс становления любого познания. И так будет до тех пор, пока в технологии производства новых знаний не утвердится новое учение о творчестве и методологии познания. А для этого у нас есть мощная теоретическая база знаний, изложенная в трудах Н.В. Левашова, А.М. Хатыбова, Н.Морозова, Б.В.Макова идр., позволяющая видеть многие процессы глубже и на совершенно ином уровне.

Выводы:

Для эффективного решения задач, относящихся к творческим, необходимо параллельно идти двумя путями:

1. изучать и открывать закономерности развития исследуемых систем;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: