double arrow

Теории несовершенной и монополистической конкуренции

Кризисные годы депрессии 1929–1933 гг. повлекли за собой модификацию традиционной неоклассической микроэкономической теории А. Маршалла. Реалистичный взгляд на механизмы функционирования рынков и процесс формирования цен в неоклассической теории был представлен в 1930-х гг. в трудах экономистов
Э. Чемберлина (США) и Дж. Робинсон (Англия).

Эдвард Гастингс Чемберлин(1899–1967)– американский экономист, основоположник теории монополистической кон-
куренции.

Основные экономические идеи Э. Чемберлина:

– первым в экономической теории ввел понятие «монополистическая конкуренция». До этого традиционная экономическая наука считала конкуренцию и монополию взаимоисключающими понятиями, цены объяснялись либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии;

– по Э. Чемберлину, большинство экономических явлений включают и конкуренцию (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок), и монополию (покупатели отдают предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). Предприниматели, желая получать монопольную прибыль, стремятся создать товар, который хоть чем-то отличается от конкурента. Так, возникает монополия по дифференциации продукта, которая лежит в основе монополистической конкуренции;

– дифференциация продукта — это наличие в товаре (услуге) одного из продавцов (производителей) существенного отличного признака, который приводит к предоставлению преимущества при покупке продукта именно этого производителя. Виды дифференциации продукта:

1) дифференциация продукта может базироваться на определенных особенностях, различных свойствах самого продукта (фабричные марки, фирменные названия, стиль и т.д.);

2) дифференциация может существовать в отношении условий реализации и услуг, сопутствующих продаже (манера ведения дел, репутация, деловая сноровка и т.д.);

3) дифференциация продукта может быть связана с более удобным местонахождением продавца;

– пределы власти этой группы монополистов ограничены: вследствие существования товаров-заменителей (субститутов) и возможно высокой эластичности спроса по цене;

– цены, по Чемберлину, не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей;

– в масштабе всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребители платят за товар дороже, а выпуск товаров будет меньше потенциально возможного. Поэтому имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица. За данное состояние экономики монополисты несут ответственность лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества.

Однако в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов потребителей.

В свою теорию цены Чемберлин вводит понятие «издержки сбыта» – затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. По его мнению, при увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, а издержки сбыта дополнительной продукции растут, поэтому в долгосрочном периоде избыточная прибыль отсутствует. Цена покрывает полные издержки (издержки производства и сбыта).

Джоан Робинсон(1903–1983) – самая известная в мире женщина-экономист, представительница Кембриджской школы. В 1965–1971 гг. работала профессором Кембриджского университета. В период учебы в Кембридже одним из преподавателей Дж. Робинсон был А. Маршалл, что отразилось на ее творческой деятельности в довоенный период.

Мировое признание ей принес труд «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933).

Основные экономические идеи Дж. Робинсон:

– основное внимание в ранних трудах Дж. Робинсон уделяла микроэкономическому уровню ведения хозяйства;

– обосновала собственную макроэкономическую концепцию экономического роста, проработав марксистские схемы общественного воспроизводства;

– критиковала неоклассическую теорию предельной производительности и концепцию функционального распределения доходов, сформулировала принципиальные методологические позиции левого кейнсианства;

– среди типов рыночных структур (рыночных ситуаций) проанализировала чистую монополию, монопсонию и олигополию;

– процесс ценообразования рассматривала при условии, когда каждый производитель выступает как монопольный обладатель своего собственного продукта (новаторство Дж. Робинсон);

– ведущий метод исследования Дж. Робинсон – частично равновесный подход к ситуациям совершенной и несовершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции производитель расширяет масштабы производства до тех пор, пока предельные расходы и цена не уравняются.При несовершенной конкуренции Дж. Робинсон доказывает, что выгодным становится сокращение объемов производства, основой которого является рост количества покупателей, вытеснение конкурентов, высокая цена возможных товаров-заменителей (субститутов);

– утверждала, что несовершенная конкуренция стимулирует специализацию, которая дает возможность реализовать экономию от масштаба производства;

– ввела в экономическую теорию понятие «дискриминация в ценах», что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках;

– показала последствия ценовой дискриминации, которая:

· приводит к увеличению объема выпуска продукции и валового дохода;

· ведет к неправильному распределению ресурсов и к их общему недоиспользованию;

· неблагоприятно влияет на распределение богатства между людьми.

По мнению Робинсон, монополист – это один производитель или продавец на рынке. Используя монопольное положение, фирма может продавать по высшей цене, чем конкурирующие производители. Равновесие при условиях монополии (равенство предельного дохода и предельных расходов) приводит к высшей цене и низшему качеству предлагаемого товара, по сравнению с совершенной конкуренцией. Монополия предусматривает также дифференциацию товаров. Дополнительным условием монополизации являются размеры фирмы, которые превышают оптимальные.

Чистая монополия – это ситуация, когда одна фирма является единственным производителем (продавцом) продукта, у которого нет близких заменителей. Возникновение чистой монополии связано с образованием барьеров вхождения в отрасль, монополией производителей сырья и т.п. Фирма-монополист получает полныйконтроль над ценой.

Учитывая, что монополия не только рыночное явление, но и порождение высококонцентрированного производства, Дж. Робинсон указывала на действие эффекта экономии от масштаба. С расширением производствапроисходит снижение уровня постоянных расходов на единицу продукции, которая вызывает экономию совокупных расходов фирмы.

Олигополия – рыночное состояние, которое характеризуется небольшим количеством мощных фирм-производителей со значительными объемами производства. Особенностью олигополии является взаимозависимость между фирмами, которая определяет специфику ценообразования: формируя ценовую политику, каждая из фирм отрасли вынуждена учитывать поведение и реакцию конкурентов.

Монопсония – тип рыночной структуры, которая определяется существованием монополии единственного покупателя определенного товара.

Последствия монопсонии на рынке труда: компания-монопсонист навязывает рабочим условия сделки: реальная заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда рабочего (эксплуатация труда). Факторы, противодействующие эксплуатации труда: законодательство о минимальной заработной плате; политика профсоюзов и др.

Влияние монополии Дж. Робинсон рассматривает как дилемму: эффективность или справедливость. С одной стороны, рост размеров производственной единицы в той или другой отрасли обусловливает совершенствование методов производства, а с другой, приводит к еще большей неравномерности в распределении богатства.

Дж. Робинсон, в отличие от многих западных ученых, высоко ценила достижения марксистской экономической теории.

Отсутствие в теориях Э. Чемберлина и Дж. Робинсон концепции государственной регуляции экономики является свидетельством непризнания ими его необходимости.

Теории монополистической и несовершенной конкуренции
Э. Чемберлина и Дж. Робинсон представили экономической науке реалистичные схемы функционирования рыночного механизма и процесса ценообразования, оставив неизменными другие постулаты неоклассической теории.

 
 



Сейчас читают про: