Сравнительная характеристика конных памятников Вероккио и Донателло

Скульптор. Донателло родился в 1386 году. Отец – мастер Николо.

О ранних годах жизни известно очень мало. Он был основоположником ренессанса.

В 1434 году во Флоренции к власти пришли Медичи. Начался подъём хозяйственной и культурной жизни города –государства. Для художников кратковременный “золотой век”.

Строились и укрощались дворцы, загородные вилы, перестраивались церкви.

Жизнь и творчество Донателло в основном связаны с Флоренцией, но работал и в Италии. Здесь он создавал наиболее популярную работу – памятник Эразмо Гаттамелате.

Кондотьер Гаттамелата умер в 1443 году. В благодарность за освобождение Венецианской области от миланских герцогов было решено поставить знаменитому полководцу памятник – конную статую. Конные статуи в то время были почти совершенно неизвестны. Новую и труднейшую как в художественном, так и в техническом смысле задачу Донателло разрешил блестяще. В статуи чувствуется храп и дрожь коня, а в фигуре всадника – его гордость. Он создал новый образ и преодолел трудности технического выполнения. Здесь присутствует классическое наследие. Донателло облегчил работу над подобными статуями всем последующим скульпторам, в том числе и Верроккио.

Работа над статуей была начета в 1446 году, когда мастеру было уже 60 лет. Открытие памятника состоялось через 7 лет.

Когда Донателло вернулся на родину, то он продолжительное время был прикованный к постели параличом, в 1466 году он умер. В год смерти Донателло, создателю второй конной статуи, поставленной в Италии в эпоху Ренессанса, - Андреа Верроккио – шел тридцать первый год. Живописец и скульптор, блестящий рисовальщик и знаток анатомии. У него не было той поражающей глубины в понимании идеи и образа, которая характерна для Донателло.

Крупнейшая скульптурная работа Верроккио, которая создала ему мировую славу, - конная статуя венецианского кондотьера Бартолоиео Коллеони. Статуя Донателло немного тяжеловата. В качестве модели коня он выбрал коротконогого жеребца с тяжелым крупом, короткой шеей и небольшой головой. Прямо посаженая фигура всадника кажется не совсем соразмерной, хотя сами по себе пропорции всадника совершенно правильны. Верроккио выбрал коня более изящных, более легких пропорций – тонконогого скакуна, прибавив к этому еще тонкую проработку мускулатуры, сухожилий и складок кожи животного. Фигура всадника, изображена в легком, но чрезвычайно энергичном движении. Конь Донателло дан в более обобщенных формах. В данном случае чутье Верроккио подсказало ему более правильное решение: в конном монументе имеет смысл более четко проработать формы коня, чем лицо всадника.

Статуи Донателло и Верроккио остаются до сих пор замечательными обрасцами монументального конного памятника.

2) Икона Рублёва «Троица». Андрей Рублёв – основоположник русской живописи. Классическое древнерусское искусство уходит в прошлое.

Иконопись разделяется с живописью. Петр I посылает обучатся за границу многих будущих русских живописцев, так называемых <<пенсионеров>>, которые в основном осваивают портретный и исторический стили. В Россию начинают прибывать выдающиеся мастера из Европы. Однако нельзя сказать, что русская живопись зародилась только благодаря заграничному влиянию. Русские мастера, создавая свои произведения стремились отойти от поверхностного восприятия натуры, добавляя больше энергии, выразительности и яркой красочности.

Андрей Рублёв жил в доме, в лесу, неподалёку от Сергиева Посада. Старая деревня, церковь.

В 1408 году на страну напали татары и предали огню монастырь и церковь.

Настоятель монастыря вместе со своими монахами восстановили.

С помощью живописцев захотел он расписать церковь. Для этой цели пригласил он Андрея Рублёва и дал ему в помощники монаха Даниила.

Можно предположить, что их последним произведением была икона “Троица”. Картина из первой книги Моисея. Авраам принял в обеденное время трёх мужей. Гостеприимство для жителей Востока означало больше, чем просто угощение. Оно представляло собой общение за столом, своеобразную дружескую беседу. Три посетителя сидят за одним столом, на котором стоит чаша с одним для всех кушаньем. Золотистого цвета крылья и голубой цвет в их одеянии. Трое должны были теперь совместно обсудить, чтобы принять очень важное решение. Андрей Рублёв изобразил обдумывание. В правом ангеле мы можем видеть Святого Духа. В Его облике выражены готовность и преданность. Со всей преданностью утешает Святой Дух средний Образ, в котором мы узнаём Сына Божьего Иисуса. Чтобы спасти людей, пожелает он сойти на землю и смирится. Зелёный цвет как символ жизни, исполненной надежды. Есть только послушная готовность в тяжелому, полному страданий, пути. Красно – кровяной цвет нижнего одеяния указывает на истинность любви, с которой он – Иисус – проявляет послушание для блага людей. У ангела в верхнем одеянии присутствует голубой цвет – символ божественного великолепия. Это значит, что Бог хочет открыть себя в Иисусе Христе. Дерево позади него представляет собой дерево жизни, которое находится в Раю. Голова Его наклонена в лево к Отцу. Но Его колени, руки и открытые палицы благословляющим жестом направлены в право к Святому Духу; таким образом, он указывает на того, кто подкрепляет во всех немощах, и кто является божественным Помощником в жизни. Левый ангел сидит с прямой осанкой на своём троне. Это Отец. Розовый цвет Его верхнего одеяния – как самый главный цвет – указывает на его происхождение, как на источник божества, источник своей жизни. Через розовое одеяние сверкает голубой цвет нижнего одеяния. Андрей Рублёв показал тот факт, что великолепие Небесного Отца так мощно, что его невозможно скрыть. От голубого нижнего одеяния видны только маленькие узкие полоски: Он, Отец, живёт в неприступном свете.

Главная тема иконы – это движение любви от одного Лица к другому. Что в свою очередь означает – никто не может разрушить единство трех Лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: