1) Что такое лубок? Лубок. Сатирического жанра, народные, элюстрации к сказкам. Выполняется на дереве, на мягкой древесине. Вырезали Ножами после того, как всё вырезано, печатали. Рисунок был чёрно – белый, а потом разукрашивали анилиновыми красителями или акварелью (водорастворимой краской).
2) Творчество Федотова. Федотов Павел Андреевич (1815-1852).
Реалист, баталист, живописец. Натантливый художник. Родился 22 июня 1815 г. в Москве, в большой семье бедного чиновника. Детство прошло в бедности.
В одиннадцать лет был определён в воспитанники 1 – го Московского кадетскогкорпуса, отличился своими блестящими способностями. Темами его рисунков становятся полковые учения и лагерная служба.
В 1830 г. он стал унтер – офицером, в 1833 г. окончил курс.
Переселился в Санкт – Петербург. Жизнь в полку была трудной, а здоровье – слабым. Но находил время на рисование. Через три года службы начал посещать вечерние рисовальные классы Академии художеств. Изучал формы человеческого тела. Рисовал придуманные им жанровые сцены. Писал портреты своих сослуживцев и знакомых (князь <<Михаил Павлович>>). Летом 1837 г. возратился в Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный этой живописной сценой начал работу и за три месяца закончил большую акварельную картину “Встреча великого князя”.
|
|
Картина была представлена великому князю, который пожаловал за нее художнику бриллиантовый перстень. Вслед за этим он принялся за другую картину, “Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновленном после пожара”. Испытывая большую нужду, решился представить эту ещё неоконченную картину великому князю, который показал её своему августейшему брату. Дали добровольное право оставить службу и посветить себя живописи с содержанием по 100 рублей в месяц.
Федотов стал заниматься батальной живописью, стал ещё усерднее заниматся рисованием и писанием этюдов с натуры (“Переход егерей вброд через реку на маневрах”,”Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника”и несколько композиций на тему “Казарменная жизнь”).
Ему были присущи: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий.
Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. Простота композиционного решения (“Набережная Васильевского острова зимой”). От альбомов разрозненных набросков и рисунков Федотов перешел к созданию крупных произведения (“Нравственно – критических сцен из обыденной жизни”, которая была исполнена в технике сепии: “Крестины”, “Модный магазин”, “Мышеловка”, “Первое утро обманутого молодого”).
|
|
Федотов заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приемов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1846 г. написал по имевшимся уже в его альбоме наброскам, “Свежий кавалер”, или “Утро чиновника, получившего первый крест”.
На выставке 1849 года Федотов впервые показал свои картины <<Свежий кавалер>>, <<Разборчивая невеста>>, <<Сватовство майора>> и сразу завоевал популярность. Художник раскрыл большие социальные конфликты.
Настоящего драматизма Федотов достигает в своей последней работе <<Анкор, ещё Анкор!>>. Мрачное, тоскливое чувство наполняет картину.
За восемь лет работы Федотов создал целый ряд живописных произведений и бесчисленное множество рисунков.
Он умер в больнице для душевно больных. 3) Русский реалистический пейзаж.