Билет №8. 1). Третьяковская галерея и ее создатель

1). Третьяковская галерея и ее создатель.

Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. Музейные экспозиции охватывают период с 10 по 20 век и все направления русской живописи - от икон до авангарда.

Галерея носит имя своего создателя Павла Михайловича Третьякова. Страсть к собирательству овладела богатым московским купцом и текстильным фабрикантом в середине 1850-х годов, когда были приобретены первые работы будущей коллекции. Тогда же семья Третьяковых переехала в усадьбу в Лаврушинском переулке, где впоследствии разместился знаменитый музей.

Задумавший создание общественной картинной галереи, которая бы наиболее полно представляла историю русской школы, Третьяков покупал картины, следуя исключительно личным предпочтениям. Он систематически собирал работы старых русских мастеров, одним из первых оценил высокую художественную ценность древнерусских икон, но в то же время интересовался современным искусством. Нередко Третьяков, ставший видной и влиятельной фигурой в культурной жизни России, покупал работы вопреки неблагоприятным отзывам критиков или запрету цензуры. Мнение Третьякова считалось настолько авторитетным, что если какая-либо работа оказывалась у коллекционера, то для художника это было равносильно общественному признанию.

С начала 1870-х годов Третьяков тесно общался с представителями Товарищества передвижных художественных выставок. Основатель картинной галереи не только разделял принципы и идеалы, которыми руководствовались художники, но и поддерживал передвижников материально и морально. Он собрал уникальную коллекцию, которая включала картины В. Г. Перова, В. М. Максимова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, И. Е. Репина и В. И. Сурикова.

К концу 1860-х Третьяков, вдохновленный модной в то время просветительской идеей о важной роли личности в истории, задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русского искусства. Собиратель не только покупал уже имеющиеся портреты выдающихся русских писателей, композиторов и других деятелей искусств, но и заказывал их у художников-современников. Интересно, что сам Третьяков категорически отказывался позировать, сделав только два исключения за всю свою жизнь - для И. Н. Крамского и И. Е. Репина.

С каждым годом коллекция Третьякова становилась больше. Для того чтобы разместить все картины, пришлось перестроить усадьбу - построить новые помещения и расширить галерею, которой был придан статус музея. Несмотря на то, что юридически галерея оставалась частной, любой человек, без различия рода и звания, мог бесплатно посетить ее в любой день недели.

В августе 1892 года от своего имени и от имени своего покойного брата Третьяков принес свое собрание в дар городу Москве. Кроме того, основатель галереи подарил городу свою часть дома в Лаврушинском переулке, оставив за собой право на пожизненное попечительство и пользование жилой частью дома. До самой своей смерти Третьяков вел активную собирательскую деятельность и подарил галерее еще свыше 220 произведений русской живописи и графики. Последним крупным приобретением коллекционера было знаменитое полотно "Богатыри" кисти Васнецова. В 1898 году Третьяков скончался. После его смерти к старинному зданию по проекту Васнецова был пристроен новый фасад в "русском стиле", ставший эмблемой Третьяковской галереи.

Уже в дореволюционное время Третьяковская галерея стала самым популярным и посещаемым музеем России. После революции 1917 года галерея была национализирована, и ее коллекции пополнились множеством работ из экспроприированных частных коллекций и ликвидированных музеев.

К концу 20 века Третьяковская галерея стала одним из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России и одним из богатейших в мире музеев русского искусства. В галерее хранятся бесценные коллекции древнерусской иконы, живописи 18-20 веков, скульптуры и графики.

Кроме основного здания "в русском стиле" в Лаврушинском переулке музею принадлежит недавно построенный комплекс на Крымском валу. Экспозиция филиала целиком посвящена русскому искусству 20 века. Здесь регулярно проходят различные временные выставки современного искусства.

2). Архитектура русского барокко. Творчество Растрелли.

"РУ́ССКОЕ БАРО́ККО" (см. Барокко; русское искусство) — условное название исторической эпохи в развитии русского искусства конца XVII — первой половины XVIII в. Название предпочтительнее брать в кавычки, поскольку Барокко так, как понимали этот художественный стиль в западноевропейской архитектуре, живописи и скульптуре, в России, за небольшими исключениями, не было. Иногда своеобразное явление "русского барокко" включают в более широкое понятие "славянского барокко". Новые идеи иформы западноевропейского искусства проникали в Россию через Западную Украину и Польшу (сравн. сарматские портреты). Элементы классического итальянского Барокко (см. римское барокко) и более провинциального немецкого барокко (включающего формы Маньеризма и Рококо) соединялись в странах Восточной Европы с традиционными формами народного творчества и, соответственно, несли иное содержание.

Творчество Растрелли

Бартоломео Франческо Растрелли (1700, Париж – 1771, Петербург) – глава русского барокко 18 века, русский архитектор. Сын Б. К. Растрелли, итальянец по происхождению, приехавший в Петербург с отцом в 1716 г. В период с 1730 - по 1763 гг. состоял в должности придворного архитектора. В творчестве Растрелли почти в равных отношениях соединились элементы западноевропейскогоКлассицизма(от латинского classicus - образцовый)
Рококо и русского узорочья. В одних проектах, например в планировке и композиции фасадов Зимнего Дворца в Петербурге Растрелли действует в границах «французской схемы» («Большого стиля" французского Классицизма XVII в.), однако в разработке деталей и мотивов декора его метод ближе стилю Рококо.
Удивительный факт: Растрелли Младший, привезенный отцом в шестнадцатилетнем возрасте из Парижа в Петербург, более не выезжал из России. Он не видел классической европейской Архитектуры, изучал ее исключительно по увражам и помогал в проектных работах своим старшим коллегам. Поэтому его «барокко» с европейской точки зрения может показаться варварским, излишне «цветастым»; скептики называют растреллиевскую архитектуру «разукрашенной избой», фасад Большого Царскосельского дворца — «русской гармошкой», а самого архитектора — «деревенщиной» (итал. borgognone). Но Растрелли — истинный гений! Именно он внес на своих плечах русскую архитектуру в классическую Европу.
В проекте грандиозного Воскресенского собора Смольного монастыря в Петербурге по требованию императрицы Елизаветы Петровны архитектор взял за основу традиционное русское пятиглавие, но затем смело придвинул боковые башни вплотную к центральному куполу таким образом, что возникла барочная «фуга». Несмотря на явные конструктивные издержки, которые можно было бы принять за неграмотность (неловкие касания боковых башен и барабана центрального купола), вся композиция с фантасмагорической доминантой колокольни (ее предполагалось построить высотой 140 м) создает образ небывалой динамики. Одновременно в композиции Смольного монастыря сохранена древнерусская традиция.

3). Творчество Леонардо да Винчи.

Леонардо Да Винчи (1452-1519) – гениальный, он был экспериментальным изобретателем, инженером, живописцем, скульптором, архитектором. Родился в маленьком городке Винчи 15 апреля 1452 года, в субботу, в 3-ем часу ночи. Дед Антонио умер в 1468 году, а спустя год отцовская семья переехал во Флоренцию. Большую часть свободного времени Леонардо проводил с дядей Франческа, старше его на 17 лет. Рано проявившаяся у мальчика художественная одарённость побудила отца отдать его в обучение к одному из самых разносторонних и известных мастеров Франции – скульптору, ювелиру и живописцу Андреа Верроккьо. В верроккьевской мастерской началось формирование творческой индивидуальности Леонардо. В 1472 году он предстал перед герцогом Милан Лодовико Сфорц, в письме к которому перечислил свои профессиональные способности, в том числе в качестве инженера гражданских сооружений военных машин. Ломбардский город ему оказал благосклонный приём. Вместе с живописцами, братьями Де Предис, он жил в квартале Порта Тичинезе и уже в 1483 году был приглашён написать алтарный образ для капеллы Иммаколата в церкви Сан Франческо Гранде. Так он создал Мадонну в скалах, один из вариантов которой в Париже, а другой – в Лондоне. Мучительной и неблагодарной для Леонардо стала в эти годы работа над бронзовым памятником Франческо Сфорца; подготавливая его, он вынужден был выполнять множество набросков, рисунков, эскизов, моделей и пробных отливок. В 1496 году французский король Людвиг Седьмой вторгся в Миланское герцогство. Леонардо покинул город, переехал в Мантую, а затем Венецию; в 1503 году он вернулся во Флоренцию, где наряду с Микелянжело получил заказ на роспись Зала Большого Совета в Палццо Синьории. Леонардо должен был изобразить здесь битву при Ангиари, Буонарроти – Битву при Кашине. Как и в ряде других случаев, поиск новых технических средств для выполнения композиции помешал художнику довести работу до конца. Вероятно, в том же году он написал Джоконду. 24 сентября 1512 года Леонардо вместе со своими учениками переехал в Рим. В мае 1513 года Леонардо принял приглашение французского короля Франциска первого приехать в Амбуаз. Здесь Леонардо прожил до самой смерти. Он занимался оформлением празднеств. 23 апреля 1513 года художник составил завещание, упомянув в нём всех, кто был ему близок. 2 мая того же год Леонардо умер. Он был похоронен в церкви Сан Фьорентино в Амбуазе. Во время религиозных войн в 16 веке могила его была осквернена, а останки рассеяны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: