Вот еще ссылка можешь по ней по смотреть http://kazakhstan.awd.kz/glava/g15.html

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары. Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусулманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке были открыты сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.

Во второй половине XIX века жили и творили выдающиеся представители казахской культуры Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. Чокан Валиханов (1835-1865 годы) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский Кадетский корпус в Омске в звании корнет армейской кавалерии. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта он принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. Во время этой поездки он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал: "Дневник поездки на Иссык-куль", "Записки о киргизах". Он записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса "Манас", а по результатам поездки в Кульджу - "Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа". В феврале 1857 года он был избран действительным членом Русского географического общества.

В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический, этнографический материал, уникальные реликвии: рукописи, грамоты, предметы искусства. Результатом этой поездки стал капитальный труд "О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)"; 1856-1861 годы - это время пребывания его в Петербурге. Он работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедом В. В. Григорьевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, А. Н. Бекетовым, В. П. Васильевым, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым продолжалась еще с Семипалатинска; он общался с поэтами А. М. Майковым, Я. П. Полонским.

Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Коген-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также: "Аблай", "Киргизское родословие", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи", "Записки о судебной реформе", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у киргизов", "О кочевьях киргиз" и другие. Он оставил многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки. Его вклад в науку заключается в том, что он значительно уменьшил белые пятна в русской и мировой науке о практически малоизученных в то время таких регионах Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан. Он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию этих земель. Он одним из первых ввел в научный оборот такой пласт исторических источников, как казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.

В рассматриваемый период активно творил казахский просветитель, общественный деятель, педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889 годы). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия. войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтынсарин ученый в области педагогики, этнографии, фольклористики. Он явился создателем в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Им были написаны учебные пособия: "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", опубликованы отрывки из казахского эпоса "Кобланды-батыр", "Жанибек-батыр", материалы по истории "Кыпчак Сейткул", "Байулы" и другие. По этнографии в "Записках" Оренбургского отдела Русского географического общества он опубликовал статьи "Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства", "Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства". Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.

Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародное признание получили такие акыны как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и другие.

Наряду с развитием устного народного творчества развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904 годы). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода Тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение "Лето" и последующие годы жизни его прошли в поэтическом творчестве. Он перевел на казахский язык произведения М. Лермонтова, А. Пушкина. Абая называют "лицом казахского народа". Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении "Гаклия", где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.

В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты "Акмолинские областные ведомости", "Киргизская газета", "Оренбургский листок" и другие. 28 апреля 1870 года вышел в свет первый номер газеты "Туркестан уалаяты" на казахском и узбекском языках.

Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет Казангапов, Ыхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов.

В изучаемое время появилось много произведений выдающихся художников о Казахстане, его природе, жителях. Это рисунки и картины Т. Г. Шевченко, в 1847-1857 годах отбывавшего здесь ссылку: "Казах на лошади", "Казахские дети - байгуши", "Казахское стойбище на Кос-Арале" и другие. Особое место занимают картины В. В. Верещагина, который в конце 60-х, начале 70-х годов посетил Туркестан и написал свою знаменитую Туркестанскую серию "В горах Алатау", "Мечеть Хазрета Ясави" и другие.

Казахская литература
Абай Кунанбайулы. Во второй половине XIX в. в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт, классик Абай (Ибрагим) Кунанбайулы (1845-1904). Абай родился в семье крупного скотовладельца в Шингисских горах Семипалатинской области. Получив домашнее образование, в возрасте восьми лет он поступает в Семипалатинское медресе, где изучает мусульманскую философию, литературу, религиозное вероучение. Продолжая обучение в медресе, Абай поступает в русскую школу. В школьные годы он изучил не только доступные ему произведения писаталей и поэтов, но и сам начал писать стихи. Ранние его произведения это лирические отрывки, любовные послания, написанные чаще всего под влиянием восточной классической поэзии. Но учебу продолжить ему не удалось. В 80-е годы Абай встретился со ссыльными революционерами, представителями русской революционной интеллигенции. Дружба с Е. Михаэлисом, П. Долгополовым, С.Гроссом помогла ему глубже изучить революционно-демократические идеи. С 1886 г. Абай начал переводить на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов.
Абай был также известным композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Он создал ряд лирических мелодий, которые вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.

Билет53------------------------Поэты школы зар заман монтеулы шортанбай улы канай улы
Поэзия "Зар Заман". Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление "эпохи скорби" (зар заман).
Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своем произведении "Зар заман" он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Его беспокоило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества. Шортанбай - поэт-пессимист. Не находя выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религозные обряды.
Созвучны с поэзией Шортанбая и произведения Дулата Ба-батайулы (1802-1874). В своих нравоучительных стихах "Осиет-Наме" он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат осуждает действия казахских ханов XVIII в. допустивших русских на казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде. Он выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачая представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации, Дулат в своих произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате.
Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье казахского народа. Он говорил: "Страна твоя осталась в кольце". В этих условиях все богатство будет разграблено, а люди "будут находиться на учете". Он предсказывал всеобщее разорение и исчезновение казахов как народа.
Свидетелем массового переселения русских крестьян в Казахстан был поэт Мурат Монкеулы (1843-1906 гг.). Его творчество выражало настроение казахского народа в связи с этими событиями. В своих произведениях "Казтуган", "Ушкиян" высказывает недоброжелательное отношение к переселенцам, призывает народ откочевать на новое место. Он идеализировал прошлое время казахов, давал политическую оценку некоторым ханам, которые, по его мнению, были защитниками страны, не допустившими русских к казахским кочевьям. Мурат критиковал пороки капитализма и представителей местных органов власти. В стихотворении "Сарыарка" основной причиной обнищания казахов названа переселенческая политика русских властей.
Мурат - поэт религиозного направления и защищает устои ислама в казахской степи. Религиозность его заставляет искать причины всякого явления в божественной воле. Вместе с тем он был активным борцом против колониализма, в обоих произведениях призывал изгнать колонизаторов из казахской степи.

\Билет 54--------------------Анализ Трудов Валиханова Кунанбаева и Алтынсарина

Ч. ВАЛИХАНОВ
Ч. Валиханов родился в 1835 году в крепости Кушмурун. В 1847 году был отдан на обучение в Омский Кадетский корпус. Деятельность Валиханова начинается в 1854 года. он совершает свое первое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью, Тарбагатаю. В 1856 году он участвовал в военно-ученой экспедиции по ознакомлению с населением, проживающим в районе бассейна озера Иссык-Куль. Научные результаты путешествия молодого Валиханова были отражены в его ярких очерках «Поездка на Иссык-Куль», «Западная провинция Китайской империи и город Кульджа», «Записки о киргизах». Некоторые свои поездки Валиханов осуществлял с Семеновым-Тяньшанским. Его знаменитая Кашгарская экспедиция состоялась 1858-1859 гг. Именно тогда Чокан открыл миру Алтышар, о котором ранее ничего не было известно просвещенному миру.
Чокан Валиханов стал одним из основоположников казахской демократической публицистики. К этому его подвели как социальные запросы казахского народа, так и личная одаренность.
Стремление к работе профессионального журналиста наиболее сильно обнаруживаются у Валиханова в начале 60-х гг. 19 века, после возвращения из Петербургской поездки и обострения
отношений с местной знатью. Он также интересовался возможностью сотрудничества в журнале «Отечественные записки», которому он предлагал для опубликования свои фольклористические и этнографические материалы.
К научным трудам Валиханова следует отнести следующие произведения: «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Киргизы», «Западный край Китайской империи и город Кульджа», «Очерки Джунгарии», «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи», «Киргизское
родословие», «Предания и легенда Большой Киргиз-кайсацкой орды», «Шуна-батыр», «Эдиге», некоторые письма и научные записки, черновые заметки к статьям.
Сила и новаторство публицистических произведений Валиханова заключаются в том, что он впервые в истории казахского народа подошел к освещению действительности с точки зрения общенациональных интересов.
Семенов-Тянь-Шанский, близко знавший Валиханова на протяжении его жизни, характеризовал его как «замечательного знатока жизни народов Средней Азии», человека, способного выполнить любое научное задание. Чокан впервые дал географическое описание и характеристику пути в Кашгарию, охарактеризовал природные климатические особенности, флору и фауну. Чокан всесторонне сумел изучить Кашгарию, ознакомиться с ее политическим и экономическим устройством собрать материалы, по истории и этнографии народов. Главнейший результат его
поездки - создание солидного научного труда, посвященного истории, географии, социальному строю жизни народов Восточного Туркестана.
Анализ большей части произведений Валиханова свидетельствует о его большом кругозоре. Его мышление не ограничивалось узкими рамками, а охватывало и осмысливало факты в больших всемирно-исторических масштабах. Называя Чокана одним из основоположником казахской
демократической публицистики, необходимо отметить великолепное использование русского языка, к которому он обращался в связи с неразвитостью в те времена казахской письменности и отсутствием тогда собственной национальной периодической печати. Первым в Казахстане Валиханов обратился к жанру очерка. Обращение именно к этому жанру диктовалось публицистическими интересами и стремлениями Валиханова. Именно публицистика Чокана Валиханова, предстающая перед нами тематически разнообразной, целеустремленной и стилистически выверенной, дала качественный толчок в развитии как национального самосознания, так и собственной публицистики. Валихановская публицистика утвердила традиции, проложенные другими видными публицистами, учеными и просветителями, дала толчок к зарождению, развитию и углублению нашей публицистики и специализированной отрасли - научно-познавательной журналистики.
И. АЛТЫНСАРИН
И. Алтынсарин – педагог, автор первых учебных пособий на казахском языке. В своей литературно-педагогической работе он исходит из опыта передовой русской литературы и педагогики. Первое полноценное учебное пособие на казахском языке – «Киргизской хрестоматии».. В «Киргизскую хрестоматию» включены казахские песни, пословицы, поговорки, сказки, легенды, айтысы. Вслед за Ч. Валихановым, Ибрай Алтынсарин в своих публицистических произведениях отстаивает интересы своего народа. Он всю свою жизнь неустанно собирал материалы устного народного творчества, изучал традиции, быт и нравы казахов. Все это он систематизировал, обрабатывал и делал соответствующее обобщение. Его труд «Очерки обычаев при сватовстве и свадьбе, при похоронах и поминках у казахов Оренбургского ведомства» получил высокую оценку в научных кругах. Эта работа представляет научно-практический интерес не только как этнографический труд, но и является ценным вкладом в публицистику. В нем впервые в истории казахской общественной мысли осуждается существующая система социально-бытового закабаления женщин-казашек. Большое влияние на развитие публицистической деятельности Ибрая Алтынсарина оказала газета «Оренбургский листок», издание которой в 1873 году он поддержал одним из первых. В этой газете были опубликованы статьи И. Алтынсарина научно-популярного и просветительского характера, очерки из жизни местного казахского
народа. 2 декабря 1879 года в «Оренбургском листке» было напечатано предисловие И. Алтынсарина к «Киргизской хрестоматии», где он разъяснял, что материалы, включенные в данную книгу, взяты из жизни казахского народа, что эта книга предназначена для использование не только как учебное пособие, но и как книга для массового чтения. На конкретных примерах автор показал необходимость приобщение казахов к русской культуре путем развития народного просвещения, заимствуя при этом передовой опыт деятелей русской педагогики.
Помимо научной и просветительской деятельности, Ибрай Алтынсарин известен также как выдающийся общественный деятель. Он сделал все возможное для того, чтобы в Казахстане как
можно больше людей получили образование. В 1887 году в Тургае Ибрай Алтынсарин впервые открыл училище для девочек-казашек. Главным предметом их занятий было рукоделие: ручное шитье, шитье на машинке, вышивка, вязанье, шитье золотом. Открытие этого женского училища произвело впечатляющее впечатление на казахов.
Ибрай Алтынсарин выступал смелым новатором за чистоту казахского языка. вместо искусственного, засоренного татарскими и арабо-персидскими выражениями книжного языка, которым пользовались раньше казахские акыны, он писал простым, образным, подлинно народным языком. В своих произведениях Алтынсарин широко использовал метафоры, аллегории, сравнения. Он не боялся вводить простые слова, отражающие быт казахского народа.
АБАЙ КУНАНБАЕВ
Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы, казахского литературного языка. Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Чингисских горах Семипалатинской области. Первоначальное образование он получил дома у наемного муллы, затем в медресе семипалатинского мама Ахмет-Ризы.
Произведения Абая, написанные в 1886 году, можно тематически объединить в несколько циклов.
1. Посвящен тяжелому положению трудовых казахов. В них поэт бичует невежество, осуждает родовые распри, насилие верхушки феодалов.
2. Адресован молодежи («Наших множество детей», «Пока не знаешь – молчи», «Только юность одна – жизни счастливый цветок»).
3. Составили 2 стихотворения: «О, помоги к топам твоим…», «Бестолково учась, я жизнь прозревал», выражающие внутреннее состояние поэта.
В стихотворении «О казахи мои! Мой бедный народ!..» он рисует безрадостную долю простых людей. Они не уверены в завтрашнем дне. В стихотворении «Не в том беда, что сбились мы с пути…» поэт создает собирательный образ бездельника, тунеядца, живущего за счет народа. Он обличает молодых и здоровых людей из гущи народа, придающихся праздной жизни. Появление таких людей Абай считает трагедией и призывает всячески бороться с ними.
Просветительские взгляды Абая наиболее ярко выражены в стихотворении «Наших множество детей…», проникнутом думой о судьбе казахского народа. В нем поэт разоблачает уродливые
стороны феодалов и призывает к просвещению, к учебе. В стихотворении «Пока не знаешь – молчи…» поэт прямо обращается к молодежи. Он говорит о значении науки, ее роли в человеческой жизни, затем перечисляет, чему должна следовать молодежь и от чего она должна отказаться. Есть пять черт, которые необходимы каждому: разум, доброта, упорство, скромность, труд. Пять черт, которых стоит остерегаться: злословие, ложь, хвастовство, безделье, мотовство.. В стихотворении «Лето» поэт пишет о выезде на джайляу. Это большой праздник: ставятся юрты на берегу горной реки, аксакалы беседуют за кумысом, юноши забавляются охотой…
Описанию природы посвящены стихи «Осень», «Зима». В 1889 году Абая создает цикл любовных стихотворений. Во многих стихотворениях Абай обращается к теме женщины, ее нелегкой доле. Он отрицает институт калыма, многоженства, порабощения, борется за равноправие женщины и мужчины. Абай был не только гениальным автором, но и очень одаренным переводчиком. С целью ознакомления своих соотечественников с образцами русской классики, он обращался к сокровищницам русской литературы. За 15 лет Абай перевел с русского языка на казахский более 50 произведений русских писателей. Это семь отрывков из романа в стихах Пушкина А. С. «Евгений Онегин», «Кинжал», «Дары Терека», «Парус», «Демон», 28 стихотворений М.Ю. Лермонтова, 12 басен Крылова и несколько произведений других авторов. В своем прозаическом произведении «Гаклия» (или «Слова назидания») автор подвергает критике степных воротил и царских чиновников, размышляет о судьбе своего народа. Он размышляет о достоинстве человека, о воспитании молодежи, о необходимости культуры и просвещения, об отношении к людям других национальностей, о старости и смерти. Но все эти мотивы сплетаются в один проблемный узел. В «Гаклие» очень много философских мыслей и идей. Например, в 17 слове идет спор Силы, Разума и Сердца. Судьей в этом споре выступает Наука. Она призывает их к единению. В 27 слове говорится о Разуме человека.
Вместе с тем просветительские идеи нередко выступают у Абая в религиозной оболочке. Он не отрицает основ Ислама, признает Аллаха единым для всех, а Мухаммеда – его пророком,
толкует о необходимости веры и долга человека. Перед Всевышним. Но в то же время он обличает невежественных ходжей и мулл, искажающих истинную суть Корана. «Слова назидания» имели большое прогрессивное значение для развития казахской общественной школы.

Билет55--------------------Роль и место казахской нацтональной демократической интелегенции в каз освобод движении 20 века

В начале XX в. казахи, обреченные колониальной политикой царизма на нищету, почувствовали угрозу даже своему существованию как этносу. Это вызвало новый подъем национально-освободительного движения, идущего по двум направлениям. Традицио-налистское и панисламистское направление, связанное с мусульманским движением Средней Азии, пользовалось огромной поддержкой духовенства и национальной интеллигенции Южного Казахстана. Пантюркистское и модернистское направление базировалось на идеях тюрко-мусульманского единства и поддерживалось интеллигенцией и молодой казахской буржуазией.
Казахская буржуазия и национальная интеллигенция возглавили антиколониальную борьбу на новом этапе. Уже с 1902 г. царская охрана стала перехватывать распространявшиеся среди казахов подпольные антиправительственные прокламации панисламистского духа. Летом 1905 г. освободительное движение начинает приобретать новые формы. В степи начали организовываться митинги по случаю ярмарок, появились политические статьи на страницах русских и казахских газет.
Подъем национально-освободительной борьбы. Казахский съезд, состоявшийся 25 июля 1905 г. на Кояндинской ярмарке близ г. Каркаралы, принял петицию к председателю Совета министров, основные требования которой состояли из следующих пунктов: прекращение переселения крестьян из центральных губерний; организация отдельного духовного управления для казахов; отмена цензуры; введение официального делопроизводства на казахском языке; введение суда присяжных; участие казахских депутатов в работе совещания по разработке проекта о созыве Государственной Думы.
В то же время казахские депутаты участвовали в Общероссийских мусульманских съездах в 1905-1906 гг. Один из казахских депутатов, Шахмардан Кожагулулы стал членом Президиума партии "Иттифак-аль-Муслимии" (Союз мусульман). С 1905г. появляются политические статьи казахских авторов как на страницах мусульманских изданий, так и в русской оппозиционной прессе.
В конце 1905 г. в г. Уральске состоялся Первый обшеказахский съезд, поставивший задачу создания казахской национальной политической партии. Казахская партия должна была стать филиалом кадетской партии, однако более радикальной и отражающей интересы коренного населения края. Во главе национально-освободительного движения встали лучшие представители казахской интеллигенции: Алихан Бокейхан (Букейханов), Миржакып Дулатулы (Дулатов), Бакытжан Каратай (Каратаев), Мухаметжан Тынышпаев, Мустафа Шокайулы (Чокаев), Ахмет Байтурсын (Байтурсунов) и др.
Царское правительство, обеспокоенное консолидацией казахской оппозиции, начало репрессии против ее руководителей. В январе 1906 г. был арестован А. Бокейхан, направлявшийся в Семипалатинск для подготовки второго общеказахского съезда. Съезд тем не менее состоялся в феврале того года, на нем присутствовало 150 делегатов. На съезде была одобрена программа российских кадетов, в которой содержались и требования признания всех земель Казахстана собственностью казахского народа, принятия закона об открытии школ, медресе и университета, прекращения переселения крестьян.
Однако эти требования не получили поддержки в руководстве партии кадетов, хотя А. Бокейхан входил в состав центрального комитета этой партии. Репрессии и аресты не позволили казахским патриотам образовать свою политическую партию, но политическая борьба продолжалась по двум направлениям. Казахские депутаты стали активно использовать трибуну Государственной Думы, появилась казахская политическая пресса.
В состав 1 и 2 Думы были избраны и депутаты от казахских областей, в том числе освобожденный из Павлодарской тюрьмы А. Бокейхан, Ш. Кожагулулы, Б. Каратай. Они выступили за новую аграрную реформу, пересмотр переселенческой политики. На заседании 2 Думы 16 мая 1907 г. Б. Каратай сделал доклад о влиянии переселения на хозяйство казахов. Когда председательствующий прервал депутата, Каратай сделал знаменитое заявление о том, что казахи поддерживают любое российское оппозиционное движение, выступающее за конфискацию "частновладельческих земель для удовлетворения крестьянского земельного голода". Однако предложения казахских депутатов остались без ответа. Более того, по новому избирательному закону от 3 июня 1907 г. народы Средней Азии и Сибири вообще были лишены депутатских мест в Думе. После этого начались новые репрессии против лидеров освободительного движения казахов. В 1908 г. вторично был арестован А.Бокейхан, а в июле 1909 г. - А. Байтурсын. В 1910 г. он был освобожден, но выслан из пределов казахских областей.
Казахская политическая пресса. Полицейский террор, начавшийся в 1908 г. не смог полностью ликвидировать освободительное движение казахов.
Однако теперь оно развивалось в основном по линии политической прессы. Так, в 1911 г. были созданы сразу-два печатных ^ органа. В январе в типографии "Энергия" в Троицке появился ежемесячный журнал "Айкап", издаваемый Мухаметжаном Сералиулы и Еркемом Алимулы. Журнал был крайне модернистского толка, испытывал на себе влияние революционного панисламизма и пантюркизма, открыто и резко выступал против царизма и русского присутствия в степи.
В марте 1911 г. вначале в Ханской ставке, затем в Уральске начала издаваться газета "Казакстан", редакторами которой были Батырша Каирнияз, Мухаммед Кураш и Омар Караши (Карашин). Возглавлял редакцию Султан Сагинкерей Бокей (Букеев). Газета была революционного и панисламистского направления, русская цензура запретила ее выпуск после 4 номера. Вновь "Казакстан" появился только в 1913 г.
. В 1909 г. в г. Уфе был опубликован сборник стихов Миржакыпа Дулатулы "Оян казак". Стихи были направлены на пробуждение самосознания казахского народа, акцентировалось внимание на колониальной политике России и угнетенном положении казахов.
С 1913 г. начинается новый этап освободительного движения, связанный с деятельностью газеты "Казак". Она издавалась в Оренбурге на средства Мустафы Оразаева и с самого начала достигла значительного по тем временам тиража - 3 тыс. экземпляров. Редактором был Ахмет Байтурсын, окруженньй целой плеядой талантливых казахских журналистов и писателей: Алихан Бокейхан, Миржакип Дулатулы, Халел Досмухамедулы, Магжан Жумабай, Жусипбек Аймауытулы и др. "Казак," противостоял колониальной политике царизма, воздерживаясь однако от призывов к вооруженной борьбе. Вокруг этой газеты на протяжении 1913-1916 гг. сложились актив и сторонники будущей партии "Алаш". Газета раздражала царскую охрану антиколониальным характером публикаций, ее на протяжении 1913-1916 гг. закрывали 26 раз и сам А. Байтурсын неоднократно арестовывался.
Несмотря на репрессии со стороны властей, национально-освободительное движение в начале XX в. все более крепло, консолидировалось, приобретало черты политической оппозиции режиму. Период 1905-1914 гг. подготовил появление казахской политической партии и новый подъем освободительной борьбы.


Билет56------------------------------------------------------ Национально-освободительного восстания 1916 года.

Национально-освободительное восстание 1916 г. в Казахстане

Причины: Политика русификации, проводимая царским правительством, массовое переселенческое движение в Казахстан и связанное с этим изъятие земель, а также произвол местных властей привели к национально-освободительному движению 1916 года, охватившему Казахстан и всю Среднюю Азию.

Повод: Указ российского императора от 25 июня 1916 г. «О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных необходимых для государственной обороны работ».

Набору подлежало все трудоспособное мужское население Терской и Кубанской областей, Средней Азии, Казахстана, Закавказья и части Сибири «в возрасте от 19 до 43 лет включительно» Призыву предполагалось подвергнуть до 400 тыс. чел

От мобилизации освобождались те, кто состоял на государственной службе, занимавшие руководящие посты в местном управлении, представители духовенства, учащиеся высших и средних учебных заведений, дворяне, почетные граждане. Это внесло некоторый раскол в общенациональное движение, так как вышеперечисленные привилегированные слои казахского общества стали проводниками мобилизации.

Социальная группа Представители Отношение к указу.
Радикальная часть народной интеллигенции – (учителя, врачи, юристы, пере­водчики) Тургайского центр А. Джангильдин, Уральская область – С. Мендешев, в Акмолинске – С. Сейфуллин, в Семиречье – Т. Бокин, в Сырдарьинской области – Т. Рыскулов. Направила движение по традиционному пути – вооруженного сопротивления, воз­главив многочисленные отряды повстанцев.
представители местной администрации из казахов   Привилегированная часть казахского аула, «вскормленная и выпесто­ванная» колониальной властьюподдержала Указ и активно стремилась претворять его в жизнь.
Либеральная национальная интеллигенция А. Букейханов и его соратники по бу­дущей партии Алаш Искали компромисс между официальной властью и восставшим народом. Отсюда их призывы к повиновению царскому указу, различные обращения к правительству Российской империи с предложе­ниями более оптимальной мобилизации казахов на тыловые работы. Казах­ская интеллигенция через газету “Казак” предлагала использовать казахов в кавалерий­ских частях.

Самой массовой, организованной в тактическом отношении и продолжитель­ной по времени была национально-освободительная война в Тургайской области, охватившая все уезды этого региона. Начавшееся, как и на всей территории Казахстана, движение в форме протестов, различных съездов, манифестаций, актов неповиновения, переросло в течение 15-20 дней в мощный очаг народной войны. К октябрю 1916 г. здесь насчитывалось 50 тыс. повстанцев.

По мере нарастания освобо-дительного движения ханом Тургайского очага восстания был избран Абдигапар Жанбосынов, потомок авторитетного в народе Нияз-бия. Главнокомандующим - сардарбеком повстанцев был назначен внук знаменитого батыра Имана - сподвижника Кенесары-ханаАмангельды Иманов (1873-1919). Одним из руководителей восстания в данном регионе также был уроженец этих мест Алиби Джангильдин

22 октября 15 тыс. повстанцев во главе с А. Имановым окружили г. Тургай. Осада города продолжалась несколько дней. Тем временем к городу в трех направлениях двинулся карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лавретеньева. Получив сведения о приближении пре­восходящих сил царских карателей, повстанцы сняли осаду Тургая и выступили навстречу отрядам царских войск. 16 ноября сарбазы общей численностью около 12 тыс. человек во главе с А. Имановым в районе почтовой станции Топкойма атаковали карательный отрядподполковника Катомина. Основная масса повстанцев, чтобы сохранить живую силу, во второй половине ноября отошла на 150 км отТургая и сосредоточилась в районе Батпаккары. Отсюда совершались партизанские рейды против карателей со второй половины ноября 1916 г. до середины февраля 1917 г. Схватки между повстанцами икарателями происходили на Татыре, Акчиганаке, Дугал-Урпеке, в Куйуке. Напряженными были бои в районе Батпаккары, где находил­ся штаб А. Иманова. Они развернулись во второй половине февраля 1917 г. В этих боях повстанцы А. Иманова встретили Февральскую буржуазно-демократическую революцию.

Для подавления восстания в Семиречье было направлено 95 рот в 8750 штыков, 24 сотни в 3900 сабель, 16 орудий и 47 пулеметов. В Семиречье были уничтожены десятки казахских и киргизских аулов, жестоким преследованиям подвергались мирные жители. Преследу­емые царскими властями 300 тыс. казахов и киргизов, или четвертая часть коренных жителей Семиречья вынуждена была бежать в Китай.

Только по судебным приговорам, утвержденным генерал-губерна­тором Куропаткиным, в Туркестанском крае на 1 февраля 1917 г. было приговорено к смертной казни 347, каторжным работам —168, тюрем­ному заключению —129 человек, не считая расстрелянных без суда и следствия, погибших от рук карателей и отрядов, сформированных из жителей переселенческих сел.

Движение в Тургайском регионе имело свои особенности

Внутренняя военная организация повстанческого движения была более совершенна и подчинена стро­гой дисциплине.

В действиях лидеров наблюдался четко организованный порядок; страте­гия и тактика боевых действий была приближена к профессиональной.

Возрождение тра­диционных для казахского общества элементов государственности (В период событий 1916 г. было избрано около 50 ханов.), былых воинских традиций номадов (Во главе военной организации стоял главнокомандующий армией – сар­дарбек. Общее управление осуществлялось Военным советом. Административными во­просами ведал секретариат. Работала судейская коллегия, налоговая и другие службы.).

Восстание в Тургайской области продолжалось до 1917 года и слилось с собы­тиями Февральской революции.

Причинами поражения были стихийность, слабая организация сопротивления, отсутствие технической оснащенности восставшего населения и консолидации между разрозненными повстанческими отрядами.

Характер: Народной войны в 1916 г: национально-освободительный, антиколо­ниальный, антиимпериалистический, антивоенный

Историческое значениенационально-освободительной войны 1916 г. заключа­ется в пробуждении национального самосознания народа, попытках возрождения идеи этнической государственности, его решимости сражаться за свою свободу и не­зависимость.

Билет57--------------------Казахстана после Февральской революции 1917 года.

Установление двоевластия Временного правительства и Петроградского Совета явилось главным своеобразием политической ситуации в стране после свержения самодержавия. Во Временном правительстве 5 из 11 министров были представителями партии кадетов. Умеренно-либеральными были и первые шаги нового правительства России. Наиболее главные вопросы программы временного правительства – об Учредительном собрании, о земле и о войне – оказались заранее обреченными на невыполнение. Все они ставились в зависимость от воли Учредительного собрания, но за 8 месяцев своего существования Временное правительство так и не смогло созвать этот орган народного представительства.

Февральская революция была встречена в Казахстане с восторгом. Временное правительство вместо прежних структур власти начало создавать областные и уездные комиссариаты.

Комиссаром Тургайской области стал Алихан Букейханов, Семиреченской – Мухамеджан Тынышпаев, Уральской – Халел Досмухамедов. 6 марта 1917 г. всем участникам восстания 1916 г. была объявлена амнистия. Весной 1917 г. во всех казахских областях стали проходить съезда, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. По кардинальным вопросам общественно-политического развития после февральского периода лидеры национально-либерального движения встали на сторону Временного правительства. В силу этого у них возникло негативное отношение к Советам как органам, оппозиционным Временному правительству. Двоевластие в Казахстане имело специфические особенности, обусловленные социально-экономическим и политическим положением края, его многонациональным и в основном мелкобуржуазным населением, расположением казачьих войск. Советы Казахстана с момента своего возникновения были интернациональными, руководящая роль в них принадлежала мелкобуржуазным партиям, главным образом – партии социалистов-революционеров. Но с весны 1917 г. начался процесс большевизации Советов. Весной и летом 1917 г. в среде казахских трудящихся возникли организации, объединявшие участников тыловых работ, союзы чернорабочих и революционно-демократические молодежные организации, примыкавшие к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вначале большинство организаций молодежи ставило перед собой культурно-просветительские задачи. Но в процессе поляризации общественно-политического движения они вплотную подошли к решению задач классового, социального и политического значения.

Октябрьский переворот 1917 года активисты партии Алаш встретили враждебно, отождествляя его с незаконным актом. 21 ноября 1917 года в газете “Казах” за подписями А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова и др. была опубликована программа партии Алаш, состоявшая из десяти пунктов.

5-13 декабря 1917 года состоялся Второй Общеказахский съезд. В повестке дня стояли следующие вопросы: отношение к автономии Сибири, Туркестана и Юго-Восточному Союзу, автономия киргизских областей, милиция, Национальный Совет, образование, Национальный фонд и др. Обсудив доклады А.Букейханова, М.Дулатова, М.Чокаева, съезд постановил:

Образовать территориально-национальную автономию на территории Казахстана. Автономии присвоить название “Алаш”. Организовать Временный народный Совет - Алаш-Орда” - правительство Казахстана, состоявшее из 25 министров, 10 портфелей из которых предоставить русским и другим народам.

Создать народную милицию. К Учредительному собранию правительство должно предоставить выработанный им проект Конституции Казахстана. Таким образом, организационное оформление партии и утверждение ее политических приоритетов произошло почти одновременно с первым актом деятельности новой партии - провозглашением государства “Алаш” и его правительства “Алаш-Орда”.

В мае 1918 года Алаш-Орда определилась в выборе союзников, остановивших в качестве таковых на белых, надеясь на их признание автономии казахов. В результате этого союза уже в конце июня 1918 года вооруженные отряды казахов в качестве частей регулярной армии сражались на стороне белых в Семипалатинске, Тургае и Акмолинске.

Тогда же очередная сессия Алаш-Орды приняла решение, по которому советские законы не имеют никакой силы на территории автономии Алаш. Было решено предать суду казахских большевиков за предательство. Правительство приняло закон “О временном землепользовании на территории автономии Алаш”, согласно которому институт частной собственности на территории автономии Алаш отменялся. Закон предусматривал, что в казахском обществе все споры о владении землей должны разрешаться аксакалами; земли, отнятые у казахов, должны быть немедленно возвращены. Были также приняты законы о свободе совести, слова, печати, собраний, союзов, о неприкосновенности личности и налоговой системе.

В июне 1918 года, через несколько дней после свержения власти советов в Семипалатинске, Алаш-Орда объявила о том, что она, согласно решениям Второго Общеказахского съезда, приступила к исполнению своих обязанностей и находится в союзных отношениях с Сибирской и Башкирской автономиями.

В сентябре 1918 года в Уфе, на особом совещании Алаш-Орды решено было, ввиду военного времени и слабости развития путей сообщения организовать “Западное отделение правительства” для фактического управления западной частью автономии Алаш. Управление восточной частью оставалось в руках правительства со столицей в Семипалатинске.

По мере того, как гражданская война разгоралась, в белом движении стали отчетливо проявляться тенденции к восстановлению монархии и единой и неделимой России. Последствия не заставили себя долго ждать. А.Колчак категорически отказался предоставить Алаш-Орде право на существование, перечеркнув даже тень надежды на возможность создания даже в отдаленном будущем казахской национальной государственности, хотя бы в пределах автономии.

Тогда, после долгих колебаний, группа лидеров Алаш-Орды, во главе с А.Байтурсыновым установила контакт с советским руководством. Этот шаг стал началом конца и партии и государства Алаш.

Стремясь к политическому компромиссу, ВЦИК объявили амнистию алашординцам. Его лидеры были даже приглашены на Учредительный съезд Советов Казахстана. В постановлении ВЦИК от 4-го апреля 1919 г. отмечалось «киргизы и трудовое казачество, принимавшие участие в гражданской войне против Советской власти, а также члены и сотрудники «Алаш-Орды» за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат. Но Советское правительство не сдержало своего слова, и почти все алашординцы подверглись в различные годы репрессиям.

Билет58---------------------------------------Решения Первого Всеказахского съезда

В этих условиях лидеры казахского либерального движения, учи­тывая быстро меняющуюся ситуацию и ускоренный процесс поляри­зации политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда.

Первый всеказахский съезд, в котором участвовали представите­ли почти из всех областей Казахстана, состоялся в г. Оренбурге 21—26 июля 1917 г. В повестке дня было 14 вопросов: система государствен­ного управления; автономия казахских областей; земельный вопрос; организация народной милиции; земство; народное образование; суд; духовно-религиозные вопросы; женский вопрос; созыв Учредитель­ного собрания и подготовка к его выборам в казахских областях; всероссийский мусульманский съезд; образование казахской полити­ческой партии; события в Семиреченской области; об участии казахов во всероссийском федеративном совете в Киеве и в работе комиссии по народному образованию в Петрограде.

Главное внимание делегаты уделили проблеме национальной автономии, решению земельного вопроса, подготовке к Учредитель­ному собранию и образованию казахской политической партии.

Еще за месяц до начала съезда на страницах газеты «Казах» была опубликована серия статей, в которых высказывались различные точки зрения по вопросу автономии. В номере за 24 июня газета писала: «Если совершенно ясно, что автономия необходима, то какая форма будет наиболее удобной для казахов — государственная авто­номия или федеративная автономия? Если мы придем к форме региональной автономии, то что будет ее базисом — территория или особенности культуры или особенности национальности? Смогут ли казахи претендовать на независимость, или добьются ее в союзе с другими народами?»8.

А. Байтурсынов и М. Дулатов высказались за создание независи­мого автономного Казахского государства. Букейханов отдал пред­почтение казахской национально-территориальной автономии «в демократической, федеративной и парламентской Российской рес­публике». Эту точку зрения поддержало большинство. «Казахские области, — говорилось в резолюции съезда, — должны получить... территориально-национальную автономию»9.

Центральным пунктом в работе съезда был земельный вопрос. Основные положения резолюции съезда по данному вопросу своди­лись к следующему: изъятие земель казахского общества прекраща­ется; вся конфискованная земля, а также нераспределенные участки переселенческих управлений возвращаются казахским общинам в традиционное использование; иммиграция в степь прекращается на основе введения ценза и т. д.

Съезд обсудил вопрос о подготовке к Учредительному собранию, в список кандидатов в депутаты был внесен 81 человек — представи­тели всех регионов Казахстана, а также казахских общин Бухары, Ферганы и Хивы. Среди них были руководители газеты «Казах», лидеры казахского национально-либерального движения А. Букей­ханов, А. Байтурсынов, лидеры регионов: А. Ермеков, X. Габбасов (Семипалатинск), Ж. Досмухамедов, X.

Досмухамедов (Западный Казахстан), М. Тынышпаев (Семиречье), М. Чокаев, С. Ж. Асфенди-яров (Туркестанский край). Среди кандидатов были также русский ученый Г. Потанин и политический деятель В. Чайкин.

На решения съезда оказала сильное влияние казахская интелли­генция, объединившаяся вокруг газеты «Казах». Благодаря этому суживались возможности влияния мусульманского духовенства на казахское население: устранялись клерикальные суды, на смену им должны были вводиться правовые структуры; женщины должны были обладать равными с мужчинами правами, запрещался калым. Образование должно было стать обязательным и подчиняющимся гражданским властям.

Вместе с тем решения съезда предусматривали создание независи­мого муфтиата в Оренбурге для управления Акмолинской, Семипа­латинской, Тургайской, Уральской областями и казахскими района­ми Закаспийской области.

Первый всеказахский съезд, по существу, конституировался в казахскую национальную политическую партию «Алаш». В его реше­нии говорилось: «Признавая образование казахской партии необхо­димым, съезд поручает представителям от казахов во всероссийском мусульманском совете выработать программу этой партии, причем в основу политической программы должно быть принято требование (создания в России) демократической федеративной парламентской Республики»10. Лидерами партии «Алаш» стали Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллиген­ции буржуазно-демократического направления, это была партия либерального байства и мелкобуржуазной демократии.

В партию «Алаш» вошли также представители научной и творчес­кой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев,Г. Карашев, С. Торайгыров, X. Габбасов, А. Ермеков, Ж. и X. Досмухамедовы и др. Абсолютное большинство из них в условиях лета1917 г. не восприняли социалистическую программу, поскольку казахское общество в целом не было готовок этому.Они объединилисьпод лозунгом: «Освобождение казахского народа из-под колониального ига!».

Осенью 1917 г. в Казахстане возникла еще одна национально-политическая организация — партия «Уш-Жуз», назвавшая себя «Киргизской (Казахской) социалистической партией». Ее лидером был Кольбай Тогусов. Партия придерживалась пробольшевистской ориентации и выступала главным оппонентом партии «Алаш» по многим вопросам общественно-политической жизни Казахстана.

Билет59-------------------------------- причины образования партии Алаш и содержание ее программы.

Наряду с общими проблемами, стоявшими перед казахским обществом в этот переходный период времени на съездах все настойчивее звучала мысль о необходимости создания самостоятельной национальной партии. 24 июня 1917 г. передовица газеты "Казах", указав, что программа ни одной общероссийской партии не соответствует целям казахского общества, сделала вывод о необходимости создания самостоятельной партии, "которая выражала бы более полно наши интересы"
Проходивший 21-28 июня 1917 г. в Оренбурге I-й Всеказахский съезд, высказался за автономию Казахстана в составе Российской федеративной демократической парламентской республики, а так же признал необходимость создания отдельной политической партии. Составление проекта платформы партии было поручено делегатам Всероссийского съезда Шуро-и-Ислами: от Акмолинской области - А. Турлыбаеву, от Семипалатинской - А. Сатбаеву, от Тургайской - А. Байгарину, от Уральской - Ж. Досмухамедову, от Букеевской Орды - У. Танашеву, от Семиреченской области - Б. Маметову, от Сырдарьинской - М. Чокаеву, от Ферганской - Г. Оразаеву. Название партии "Алаш" было предложено делегатом этого съезда от Уральской области юристом Жаханшой Досмухамедовым, которое было всеми поддержано.
Газета "Казах" стала печатным органом партии. Как отмечалось выше, на съезде А. Букейханов объявил о своем решении выйти из партии кадетов, оказавшейся неспособной выразить и защитить интересы "инородцев".
Вскоре во главе 30 представителей от казахов А.Н. Букейханов участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске. На съезде было принято решение о создании казахской автономии в составе будущей Сибирской республики. По возвращению из Томска в Оренбург, он, как было сказано выше, включился в организацию первой в истории казахов политической партии Алаш. Разразившийся в июле 1917 г. общероссийский политический кризис требовал скорейшего определения места и роли движения "Алаш" в сложившихся условиях. 21 ноября 1917 г. газета "Казах" напечатала проект программы партии, составленной А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, А. Жундебаевым, А. Беремжановым, Е. Турмухамедовым.
Документ состоит из 10 разделов, каждый их которых озаглавлен. Например, в первой главе "Государственной устройство" указывалось, что Россия должна стать демократической федеративной республикой, "что означает народное управление государством, а федерация - союз равноправных государств, каждое из которых автономно и управляется самостоятельно на одинаковых правах и интересах".Проект программы представляет собой попытку, исходя из социально-политических и экономических реалий казахского общества определить оптимальный вариант его эволюции в сложившихся обстоятельствах. В проекте нашли свое выражение вековые чаяния казахского народа, то, что обеспечило достаточно широкую социальную базу движения на данном этапе.

Правительство "Алаш-Орды"в газете “Казах” от 21 ноября опубликовали проект программы партии “Алаш”, составленной Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Миржакипом Дулатовым, Елдесом Гумаровым, Есенгалием Турмухамедовым, Габдулахмитом Жундибаевым и Газимбеком Биримжановым. Проект программы состоял из десяти пунктов. Наиболее существенные из них следующие:

I. Государственное устройство. Россия должна быть демократической Федеративной Республикой... каждое государство, входящее в Федеративную Республику, являясь самостоятельным, действует в единении с другими государствами — членами федерации...

II. Местная свобода. Автономия казахов слагается из областей, населенных ими, и составляет часть Российской Федеративной Республики... Партия “Алаш” является сторонником справедливости, для нее бедные — товарищи, мироеды — враги...

III. Основное право. В Российской Республике все являются равноправными без различия вероисповедания, происхождения, пола. В Российской республике существует равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, союзов...

IV. Религия. Религия отделяется от государства. Все религии равноправны... у казахов должен быть свой муфтиат...

V. Власть и суд. Власть и суд должны строиться в соответствии с особенностями каждого народа. Бий и судья должны знать язык местного народа... В районах, где казахи составляют большинство, языком суда является казахский.

VI. Защита народа. Для защиты народа должно быть войско... Казахи отбывают службу в виде конной милиции.

VII. Налог. Взимание налогов происходит по степени богатства и имущественного состояния; богатый платит больше, бедный — меньше.

VIII. Рабочие. Рабочие должны защищаться законом... Партия “Алаш” поддерживает в этом вопросе программу меньшевистской группы социал-демократов.

IX. Развитие науки и просвещения. Образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях — бесплатное. В начальных школах преподавание должно вестись на родном языке. Казахи должны иметь на родном языке средние учебные заведения, университеты. Учебные заведения должны быть автономными, власти не вмешиваются в обучение...

X. Земельный вопрос. При выработке земельного закона в Учредительном собрании в основу должно ложиться владение землей в первую очередь коренного населения; до обеспечения казахского населения землей на местах переселения крестьян в казахские земли должно быть прекращено; незаселенные участки, ранее отобранные в переселенческий фонд земель, должны быть возвращены казахам.
Таким образом, в конце 1917 г. политическое руководство национально-освободительным движением в крае большей частью принадлежало единственно организованной партии Алаш, социально-политический статус которой можно определить как национально-демократический. Естественно, что процесс формирования и становления партии со всеми присущими ему признаками был сжат во времени, а затем вообще прерван стремительным развитием революционных событий, приведших к октябрьскому перевороту. Поэтому в отношении партии Алаш применительно такое определение, как "движение" поскольку алашское движение и до появления партии "Уш жуз" и других групп являлось главной руководящей силой всей национально-освободительной борьбы казахского народа начала ХХ века.
Деятельность Временного правительства и течение общественно-политической жизни России и ее национальных окраин в русле демократических перемен была прервана октябрьским переворотом, сломавшим все традиционные социальные связи, появившиеся политические институты, движения. Не успев до конца оформиться в партию, движение Алаш было вынуждено сконструироваться как общенациональный орган государственной власти.
Это произошло на II-ом Всеказахком съезде, проходившем с 5 по 12 декабря 1917 г. в Оренбурге. Съезд объединил представителей различных слоев казахского общества. На съезд прибыли делегаты из всех областей Казахстана. В его работе участвовали так же представители казахов Алтайской губернии, Самарканда, Киргизии. На повестке дня стояли следующие вопросы:"1. О Сибирской, Туркестанской автономиях и о юго-восточном союзе.2. Казах-киргизская автономия. 3. Милиция. 4. Народный Совет. 5. Образование. 6. Народная казна. 7. Проблемы муфтиатства. 8. Народный суд. 9. Аульное управления. 10. Продовольственный вопрос".

Билет60------------------Алихан Бокейханов лидер партии Алаш

Алихан Букейханов – видный общественный и государственный деятель, организатор и лидер национально-демократической партии «Алаш», глава первого казахского национального правительства Алашорда, ученый, талантливый публицист. Алихан Букейханов всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа.
Алихан Букейханов родился в 1870 году, в расположенном на берегу реки Токрауын в ауле №7 Токрауынской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне территория Жезказганской области).

В 1879 году отец Мукан отдает девятилетнего мальчика на учебу в Каркаралинское медресе. Будучи неудовлетворенным на качество знаний, Алихан своевольно переходит в начальную городскую трехклассную русско-казахскую школу. С детских лет Букейханов был хорошо знаком с творчеством Абая и Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В то время он не понаслышке был знаком с русской и мировой культурой. Обучаясь в Омске и Санкт-Петербурге, Алихан близко сошелся с представителями европейской интеллигенции. В числе его друзей были таким крупные ученые, как Григорий Потанин, академики Щербина, Шевцов, бартольд и Радлов.

Оживление политической жизни в Казахстане, начавшееся в 1905 году, связано было с первой революцией в России. Возрождающееся самосознание казахского народа, его стремление вырваться из рамок колонии Российской империи выражалось тогда в петиционных акциях, в которых высказывались основные политические и социально-экономические требования казахов. Наиболее известная была петиция 1905 года, подписанная на Кояндинской ярмарке 14,5 тыс. жителями Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Ее составили Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Жакып Акбаев, Миржакып Дулатов, Мухаммед-Максут Бекметов. Основные требования сводились к признанию за казахами права собственности на землю, где они проживали; обязательному введению в школах, наряду с русским, обучение на казахском языке; исполнению мусульманских обрядов согласно мусульманской вере; введению судопроизводства на казахском языке и другие.

Алихан Букейханов принимает активное участие в ряде общественных организаций. К примеру, он состоял действительным членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества и Семипалатинского статистического комитета. В 1905 году Алихан Букейханов выступил на Съезде земских и городских деятелей в Москве, категорически требуя равных прав для 5 млн. казахов. Одним из важнейших вопросов считал свободу выбора языка.

В 1905 году Букейханов был избран депутатом в I Государственную думу (Российская империя) от Семипалатинской области, но в ее работе он не успевает поучаствовать. В Павлодаре его арестовали по приказу Омского генерал-губернатора сроком на три месяца. В Санкт — Петербурге Букейханов оказался только накануне роспуска Государственной Думы (1906 г.), после чего он уехал в Выборг (Финляндия).

Для пробуждения национального самосознания казахов и организации их просветительской деятельности стало издание газеты «Казах», первой в истории казахов поистине общенационального периодического издания. Активное участие в создании газеты приняли руководители казахского национального движения Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов. Сам Букейханов пишет свои статьи под псевдонимом «сын степей».

После Февральской революции, Букейханов принял активное участие в национально-освободительной борьбе казахского народа. Вернувшись на родину, Алихан Букейханов немедленно принимается за организацию первой казахской национальной политической партии, известной в истории как Алаш. В марте 1917 года Букейханов назначается комиссаром Временного правительства. Но главная его цель – создание Казахской автономии. В мае того же года Алихан добивается прекращения жесткой деятельности в степях карательного корпуса генерала Лаврентьева. И уже в июле по инициативе Букейханова и его соратников проходит первый Всеказахский съезд в Оренбурге, создается партия «Алаш» со своей программой. Установка партии «Алаш» на создание демократического, правового, экономически свободного, просвещенного общества расценивается как одна из немногих реальных, но упущенных возможностей иного, нежели советского, варианта развития Казахстана. Название партии было предложено делегатом Уральской области юристом Жаншой Досмухамедовым и всеми поддержано. Газета «Казах» стала печатным органом партии.

Созванный второй Всеказахский съезд единогласно постановил образовать территориально-национальную автономию казахов, чтобы защитить их в условиях анархии и разворачивающейся гражданской войны. Председателем Народного совета «Алаш-Орды» большинством голосов был избран Алихан Букейханов, а временной столицей автономии назван Семипалатинск. Это было поистине историческое событие, поскольку впервые стало реальностью создание единого Казахского государства.
В 1919 году руководители партии «Алаш» приняли нелегкое решение присоединиться к большевикам, которые вначале не казались столь враждебными в отношении Казахской автономии. Из всех лидеров Алашорды, отказался служить большевикам один Алихан Букейханов.

В 1922 году ему препятствуют в политической деятельности и отзывают на постоянное место жительства в Москву, где Букейханов провел последние 15 лет жизни. Вначале Алихан Нурмухамедұлы работает литературным сотрудником Казахской секции Центрального издательства народов СССР. В 20-х годах был дважды арестован. В 1937 году в Москве вновь арестовывают Алихана Букейханова и заключают в Бутырскую тюрьму.

27 сентября 1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР по необоснованному обвинению приговорила Алихана Букейханова к расстрелу. На допросах и суде он взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь защитить участников движения. Делал он это сознательно. Алихан Нурмухаметович был расстрелян на пороге своего семидесятилетия. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.
Алихан Букейханов оставил очень богатое, бесценное наследие. Одна лишь его публицистика насчитывает более тысячи статей, очерков и заметок, опубликованных в более чем 50 газетах и журналах до и после Октябрьского переворота. Из них около 30 казахских и русских печатных изданий опубликовали его материалы только до 1917 года. Он был выдающимся казахским ученым-энциклопедистом, основоположником казахского краеведения. Автором рядом фундаментальных научных трудов, очерков по истории Казахстана, антропологии, земледелию, животноводству, литературе и другим отраслям знаний.
С тех пор выросли целые поколения казахстанцев, не знавших о трагической судьбе лидера казахского интеллигенции XX века. 14 мая 1989 года постановлением Верховного суда СССР он был оправдан в связи с отсутствием состава преступления. В свое время Алиханом Букейхановым были сказаны слова «Потомки ханов имеют непреходящий долг перед казахами, и пока я жив, не перестану служить казахам!..». Эти сказанные в свое время слова не потеряли своей актуальности и сегодня. Всей своей деятельностью – и научной, и публицистической, и политической он служит примером для молодых. Своей человечностью, порядочностью, состраданием к соотечественникам он служил народу и внушал ему эти качества.

Билет61--------------------------- Вклад А. Байтурсына в духовное развитие казахского народа.

Ахмет Байтурсынов

(1873-1937)


Ахмет Байтурсынов - великий казахский просветитель, крупный ученый-лингвист, тюрколог, поэт, переводчик, исследователь литературы, автор целого ряда учебников и учебных пособий. Он родился в Тосынской волости бывшего Торгайского уезда (аул Акколь Жангельдинского района нынешней Костанайской области).
Ахме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: