Модели социально – экономического развития стран Азии, Африки

Идеи социализма и социалистической ориентации в Азии и Африке. После второй мировой войны во многих афро-азиатских странах большую популярность приобрела идея ускоренного развития по пути социализма с использованием помощи и опыта СССР. С помощью СССР и его союзников создаются основы тяжелой индустрии, готовятся кадры квалифицированных специалистов, за счет коллективизации (обобществления) сельского хозяйства повышается его производительность. Это, в свою очередь, должно было высвободить рабочую силу, пополняющую ряды промышленных рабочих.

ограниченность масштабов помощи, недостаточной для решения проблем развития, необходимость выполнять рекомендации советских советников, как правило не знающих местных условий, сопротивление значительной части населения попыткам разрушения традиционного образа жизни, опасения, что страна станет ареной соперничества СССР и США, помешали распространению коммунистической тоталитарной модели развития. Единственными странами, где она смогла утвердиться, были Китай, Северная Корея и Вьетнам. В условиях «холодной войны» они стали ареной противоборства сверхдержав, были охвачены гражданской войной между сторонниками социалистической и капиталистической ориентации развития.

В Северной Корее коммунисты пришли к власти после ее освобождения от японских войск Советской Армией. Остальные страны, провозглашавшие социалистическую ориентацию, либо отошли от нее, либо были охвачены хаосом, анархией гражданских войн, стали жертвами внешних и внутренних конфликтов.

Свою роль сыграл тот фактор, что идея социалистической ориентации родилась в период общего заката тоталитаризма. Кроме того, она оказалась экономически несостоятельной. Попытки перехода к коллективным формам обработки земли при сохраняющемся примитивном уровне техники землепользования вели не к повышению, а падению производительности труда. Национализация крупных хозяйств, принадлежавших колонизаторам или местной знати, и передача их под управление мало заинтересованных в хозяйственных успехах чиновников, тем более уравнительное распределение земли среди крестьянства, вели к ликвидации единственного более или менее современного производительного сектора земледелия.

В целом аграрные реформы советского типа привели к резкому упадку сельского хозяйства, голоду в странах, где был взят курс на социалистические преобразования: Гане, Танзании, Эфиопии, Бирме, Индонезии, Анголе, Мозамбике. Даже Китай столкнулся с проблемой голода из-за того, что с 1957 г. КПК перешла к политике, получившей название «Большого скачка». Эта политика включила создание аграрных коммун, форсированное развитие промышленности. Ускоренными темпами осуществлялась милитаризация страны, было создано собственное ядерное оружие. В итоге, к концу 1970-х гг. усилилась зависимость от ввоза аграрной продукции, начался спад в экономике.

Индустриализация в дружественных СССР странах оказалась ограниченной по масштабам. Ресурсы и возможности СССР были далеко не безграничны. Крупные производства, созданные при содействии Советского Союза, сыграли важную роль в модернизации национальных экономик. Однако чаще возникали ситуации, при которых продукция созданных предприятий металлургии и тяжелого машиностроения не находила спроса ни на крайне ограниченном внутреннем, ни на мировом рынке. Сами эти производства постепенно приходили в упадок, отнюдь не становясь центрами подготовки кадров квалифицированной рабочей силы.

Итог развития по пути социалистической ориентации был чаще всего плачевен.

В Китае с конца 1970-х гг. стали развиваться рыночные реформы. Были ликвидированы коммуны, что отчасти вернуло крестьянству возможность работы на себя, реализации произведенных излишков на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, приоритетом стало производство потребительских товаров, к модернизации был привлечен иностранный капитал, созданы свободные экономические зоны. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность, разрешено развитие кооперативного и частного секторов в сфере кустарного производства, торговли и обслуживания. При этом Компартия Китая стремилась сохранить за собой руководящую роль в политической жизни. Сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира.

Опыт новых индустриальных стран. Для многих государств Азии, вступивших на путь независимого развития, большую притягательность имел опыт послевоенного восстановления и модернизации Японии, ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга (четырех азиатских тигров, как их называли). Однако этот опыт имел весьма ограниченное значение в силу уникальности условий этих стран.

Япония располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, традициями индустриального развития. Благодаря низкому уровню военных расходов, притоку капиталов из США, удачно проведенным социальным и структурным реформам, эта страна к концу века стала одной из самых высокоразвитых в мире.

Сингапур и Гонконг в 1998 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) также еще до второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей.

Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объемы американской помощи, приток капиталов сперва из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, четкая политика правительства в отношении использования средств — все это облегчило модернизацию. В частности, продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вторгнувшихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, жизни, характеру социальной структуры населения. Появление внутренних факторов стабильности открыло путь к демократизации, позволило в 1993 г. провести свободные президентские выборы.

Специфика стран Южной Азии. Те крупнейшие страны Азии, которые были ориентированы на цели модернизации (Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Таиланд и др.), но не обладали особо благоприятными для нее условиями и не поддались соблазну социалистической ориентации выбрали путь, предполагающий осторожность в проведении социально-политических преобразований, ограничение их мерами, необходимыми для преодоления наиболее архаичных форм общественной жизни. Так, в Индии была отменена кастовая система, формально уравнены в правах представители высших и низших каст. Была ликвидирована основа феодальных В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы натурального и полунатурального хозяйства.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В этих странах выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия и Пакистан самостоятельно овладели технологией производства ядерного оружия, ракетной техники.

именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в развивающихся странах Азии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает партию или лидера, которые стали привычными, традиционными.

Исламский мир. в 1960— 1970-е гг. монархический, шахский режим, используя огромные доходы от продажи нефти, щедрую помощь США, которые видели в Иране бастион своего влияния, вступил на путь модернизации.

осуществлялись далеко идущие перемены. Была создана европейского типа система образования, предоставлены равные права женщинам, в деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства капиталистического типа. Проводившиеся мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни и, несмотря на рост благосостояния населения, вызывали недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. Массовое движение протеста под лозунгом возвращения к традиционным, исламским ценностям и образу жизни охватило в 1979 г. всю страну. Шах вынужден был бежать за границу, власть перешла к исламскому, религиозному руководству. Иран был провозглашен исламской республикой, значительная часть плодов модернизации оказалась утрачена.

власти многих стран с сильным влиянием ислама, как правило, не затрагивают образа жизни и традиций относительно малочисленного коренного населения. В развиваемой нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей, строительной и иной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: