Измерение, эмпирические данные и методы анализа. 6 страница

Рейтинг интернет-практик, соотнесенных в инструментарии с возможностями Интернета, в которые регулярно (не реже, чем раз в месяц) включаются пользователи, представлен в таблице 4.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: "Считаете ли Вы себя активными участниками интернет-сообщества?" (в %от числа опрошенных)

Варианты ответов Возрастные группы
15 - 24 лет 25 - 39 лет 40 - 59 лет 60 лет и старше всего
Да 57,2 41,1 17,0 2,5 26,5
Нет 31,2 34,6 35,6 9,3 29,0
Затрудняюсь ответить 11,6 12,0 9,8 2,2 8,6
Нет ответа / не пользуюсь Интернетом 0,0 12,3 37,6 88,0 35,9

Таким образом, в структуре интернет-практик "современный" тип сочетается с "традиционным". В структуре интернет-пользования относительно сбалансированно сочетаются досуг, профессиональная, образовательная и деловая активность. Однако не исключено, что использование более детализированного инструментария выявило бы более значительную долю тех, для кого Интернет является средством реализации практик пассивного досуга. Косвенно на это указывает такой факт: если

стр. 145

"поиск информации, необходимой для работы/учебы" в сети осуществляли 44,6% респондентов, то "самообразование" отмечено у 9,8%. То есть подавляющее большинство ищущих даже профессиональную или обучающую информацию парадоксальным образом не соотносят её с самообразованием и саморазвитием. Для большинства пользователей Интернет прежде всего выступает как важнейший коммуникационный инструмент, дающий возможности оперативного и фактически бесплатного общения.

На доминирование коммуникативных практик в структуре пользования Интернетом указывает и иерархия востребованных ресурсов "всемирной паутины". Рейтинг ресурсов Интернета, регулярно (не реже, чем раз в месяц) используемых респондентами, выглядит так: социальные сети и блоги (46,5%), электронная почта (35,6%), поисковые системы (25,1%), Skype и ICQ (24,1%), информационные порталы (17,9%), познавательные сайты (12,4%), развлекательные сайты (9,4%), чаты (7,9%). Таким образом, безусловно лидируют ресурсы, дающие возможности общения (социальные сети и блоги, электронная почта, Skype, ICQ, чаты) и уже затем с достаточно большим отрывом следуют ресурсы, связанные с поиском информации новостного, досугового, профессионального и образовательного характера.

Степень включенности в интернет-практики может быть выражена не только количественно (частота, регулярность, проведенное в Сети время), но и содержательно - по самооценкам пользователей. Что характерно: 26,5% респондентов (или 41,3% пользователей Интернета) считают себя активными участниками интернет-сообщества. Безусловно, понимание активного участия весьма субъективное. По всей видимости, это выражается, прежде всего, в регулярном использовании социальных сетей, которые, действительно, выполняют значимую социальную функцию установления и поддержания контактов, обмена значимой для сторон информацией. Принципиальным отличием сетевой коммуникации от непосредственного общения является то, что такой коммуникационный контакт по желанию пользователя может стать доступным неограниченному количеству адресатов. Следовательно, коммуникация становится принципиально публичной. Включенность в социальные сети, активное использование блогов и форумов размывает у коммуникантов представления о приватном и публичном, неразделенность приватной (иногда интимной) и публичной сфер является отличительной особенностью субкультуры значительной части участников социальных сетей. Последствия такого смешения могут быть достаточно противоречивыми. Постоянное присутствие в публичном пространстве усиливает внешний локус контроля, ориентацию на бытующие в сети нормы общения, а также ролевые отношения. Соответственно, участники социальных сетей в большей мере могут оказаться подверженными чувству зависти и ощущению собственной неуспешности по сравнению с другими членами интернет-сообществ, выкладывающими текстовую и визуальную информацию о своем досуге и профессиональной деятельности. Погружение в состояние фрустрации для людей с подобными установками становится вполне реальным в ситуации, когда большинство членов сообщества демонстрируют образ и стиль жизни, считающийся нормативным с позиции престижа.

Самоидентификация себя с активными участниками интернет-сообщества характерна, прежде всего, для самых молодых респондентов (57,2%). С возрастом доля активных "сетевиков" снижается - до 2,5% у пожилых граждан (табл. 5).

Социальные сети действительно являются очень популярным ресурсом. Наиболее популярна сеть "Одноклассники": ей пользуются 40,9% респондентов или 63,8% интернет-пользователей. На втором месте находится "ВКонтакте" (32,2 и 50,3% соответственно). Затем со значительным отрывом следует "Facebook" (10 и 15,6% соответственно), "Мой мир" (8,8 и 13,8% соответственно), "Google+" (5,1 и 8,0% соответственно), "Twitter" и "Мой круг" - по 6% [57% россиян...].

Об активности пользования социальными сетями свидетельствует тот факт, что менее одного часа в сутки в социальных сетях проводят лишь 16,9% их пользователей. Подавляющее же большинство (83,1%) проводят в социальных сетях от одного часа и более в сутки, среди них: 1 - 2 часа - 45,7%, 3 - 5 часов - 26,0%, 6 - 8 часов -6,8%,

стр. 146

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: Сколько времени в сутки Вы проводите в социальных сетях?* (в % к числу пользователей сетями каждой возрастной группы)

Возрастные группы (кол-во полных лет) Продолжительность пребывания в сети
Менее 1 часа 1 - 2 часа 3 - 5 часов 6 - 8 часов Свыше 8 часов
15 - 24 5,6 39,6 37,2 11,6 6,0
25 - 39 13,1 39,8 25,3 5,2 4,6
40 - 59 16,4 30,6 9,8 2,8 2,1
60 и старше 2,5 6,8 2,5 0,3 0,0

и более 8 часов - 4,6%. Таким образом, доля активных пользователей социальных сетей (тех, кто проводит в них 3 и более часов в сутки) составляет 37,4% - свыше трети пользователей.

Удельный вес наиболее активных пользователей социальных сетей по полу практически одинаков (23,5% среди мужчин и 24,1% среди женщин), но, как отмечалось, женщины несколько в большей мере, чем мужчины, относят себя к активным участникам интернет-сообществ. Естественно, "экстремальные" значения времени пользования социальными сетями (3 и более часов) наиболее характерны для самой младшей возрастной группы: 3 - 5 часов - 37,2%; 6 - 8 часов - 11,6%; свыше 8 часов - 6,0%.

Таким образом, анализ результатов исследования позволил выявить ряд в чем-то очевидных, в чем-то не очень, тенденций. Прежде всего, экспансия Интернета в настоящее время максимально распространилась на самую восприимчивую к технологическим новациям и гаджетам аудиторию - подростков и молодежь. При этом фиксируется очень сильный разрыв между поколениями. Границей является возраст приблизительно 40 - 45 лет. Если молодежь по количественным параметрам (интенсивность и регулярность пользования, охват Интернетом) демонстрирует общемировые тенденции или, точнее, тренды информационно развитых стран, то старшие поколения существенно отстают в этом. С одной стороны, это объясняется более поздним "стартом" интернет-технологий в России, на который не успело вовремя выйти большинство тех, кому сейчас больше 45 - 50 лет. С другой стороны это связано с ситуацией социальной эксклюзии, в которой находится значительное количество российских пенсионеров, не имеющих иногда материальной возможности, но чаще всего - стремления и стимулов к овладению информационно-коммуникативными технологиями.

В структуре медиа-предпочтений населения Интернет постепенно замещает традиционные СМИ, опять-таки затрагивая преимущественно возрастные группы до 40 лет. Это особенно относится к интернет-источникам в сфере распространения деловой и аналитической информации - здесь они востребованы практически наравне с телевидением (в последнем случае - также с газетами и журналами). Но, по большому счету, основная функция, которую в массовом порядке реализует Интернет - коммуникационная. Социальные сети, иные коммуникационные интернет-технологии - наиболее востребованный населением вид ресурсов, интернет-общение, а также своеобразный сетевой эксгибиционизм стали интерактивным наркотиком для огромной части молодежи. Обладая большим потенциалом в сферах бизнеса и научно-познавательной деятельности, Интернет все же в большей мере реализует досуговую и коммуникационную функции, связанные с бытовой повседневностью. Массовая включенность населения в интернет-практики порождает две противоположные тенденции. Для массы людей с проблемами социализации это прекрасная возможность ухода в "онлайн" с дальнейшим ослаблением живых социальных контактов. Для многих других Интернет - это своеобразный институт, позволяющий наращивать объем социального и человеческого капитала.

стр. 147

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ваганов А. Технологии цифрового потребления // Независимая газета.

Вдовиченко Л. Н. Социальные отношения в турбулентное время // Социологические исследования. 2012. N 3. С. 13 - 15.

Интернет в мире и в России: самые главные новости и основные тенденции. URL: http://www.bizhit.ru/ (дата обращения: 04.12.2012).

Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2013. URL: http://www.runet.fom.ru/ Proniknovenie-interneta/10950 (дата обращения 02.12.2012).

Компьютеры и Интернет в жизни россиян. URL: http://www.levada.ru/17 - 05 - 2013/kompyutery-i-intemet-v-zhizni-rossiyan (дата обращения 21.01.2014).

57% россиян пользуются Интернетом. URL: http://www.levada.ru/12 - 11 - 2012/57-rossiyan-polzuyutsya-internetom (дата обращения: 04.12.2012).

Home Internet Access Still Out of Reach for Many Worldwide. URL: http://www.gallup.com/poll/159815/ home-internet-access-remains-reach-worldwide.aspx#2 (дата обращения: 02.12.2012).

стр. 148

   
Заглавие статьи ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ НА ПОВЕДЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ
Автор(ы) И. С. ШАПОВАЛОВА
Источник Социологические исследования, № 4, Апрель 2015, C. 148-151
Рубрика
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 17.4 Kbytes
Количество слов  
   

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ НА ПОВЕДЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ

Автор: И. С. ШАПОВАЛОВА

ШАПОВАЛОВА Инна Сергеевна - доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и организации работы с молодёжью Белгородского государственного национального исследовательского университета (E-mail: shapovalova@bsu.edu.ru).

Аннотация. Проведенное в Белгородской области исследование показало нарастание сетевой интернет-зависимости молодых людей и осознание ими негативных последствий от информационных контентов для социального самочувствия и психического здоровья. Выявлены риски от бесконтрольного развития виртуальных сетей, привлечено внимание к существующей проблеме и к поиску путей ее решения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии * антропокультурные риски * интеллектуальная маргинализация * социальное прогнозирование * молодежь * виртуальные сети

Открытость информационных порталов, легкость доступа к ним и свобода создания новых сайтов имеют как позитивные, так и негативные последствия. Отсутствие возможности проверить достоверность приводимых на них данных, ясных критериев в осуществлении отбора содержания в информационном потоке современного мира создает информационное поле повседневного существования современного индивида, не просто не выполняющее социализирующие функции, но и несущее заряд его интеллектуального разрушения и маргинализации.

Современные исследования выявляют все больше фактов, подтверждающих, что человечество сталкивается с неконтролируемым процессом техногенного порабощения людей, подчинения их сознания манипуляционным практикам и ограничения

Статья выполнена по гранту Российского научного фонда, проект N 14 - 38 - 00047.

стр. 148

свободы мысли и свободы использования времени. По данным ВЦИОМ1, 22% россиян признают, что проводят в Интернете слишком много времени, и 16% сообщают о том, что долго не могут обходиться без общения в социальных сетях. Помимо этого, наряду с тратой времени на Интернет, каждый пятый (19%) сообщает, что много времени проводит за просмотром телевизора или используя мобильный телефон /смартфон/ /ноутбук / планшет.

Если говорить непосредственно об активных пользователях Интернета, то 48% из них склонны признаваться, что слишком много времени проводят, блуждая по просторам "всемирной паутины", а 34% - что "засиживаются" в социальных сетях. Среди россиян в возрасте 18 - 24 лет 44% признаются в том, что Интернет и социальные сети отнимают у них много времени. Эти же респонденты склонны чаще остальных указывать на излишнюю трату времени на использование мобильного телефона или смартфона (39%). А вот пожилые россияне, в свою очередь, чаще остальных признаются в том, что слишком много времени тратят на просмотр телевизора (28% против 14% среди молодежи).

Насколько эти негативные влияния подтверждаются данными региональных исследований? Какие тенденции в формировании социальных установок к виртуальному миру молодежи проявляются в регионах? На эти вопросы мы попытались найти свои ответы, когда в 2014 г. Центром социологических исследований НИУ "БелГУ" был проведен опрос среди молодежи региона (N = 500, квотная выборка по полу, образовательному учреждению и курсу, ошибка выборки 4%). Целью опроса выступало определение отношения молодых людей к информационному контенту современных СМИ и, в частности, к содержанию интернет-сайтов [Шаповалова, 2014].

Анализ ценностных диспозиций молодых акторов коммуникаций позволяет выявить, что 43% считают, что современные СМИ формируют позитивные ценности, но наряду с этим 28% указывают на негативные ценности, сформированные в результате потребления продукции СМИ. Нейтральные тенденции отмечают 24%. Группа позитивно настроенных молодых людей может быть разделена на тех, кто выделяет в контентах СМИ ориентационный компонент, позволяющий определить существующие тренды (в основном это касается потребительского выбора).

Обобщенный анализ влияния СМИ на современную молодежь предопределил необходимость фокусировки на проблеме оценки информации, поступающей непосредственно из сети Интернет. Несмотря на то, что фиксируемый хронометраж времени молодого человека и приведенные выше данные говорят о достаточно большом временном ресурсе, который поглощается у молодых пользователей Интернета, нельзя утверждать, что этот источник информации имеет высокий индекс доверия (табл.). Абсолютно доверяют ему только 7% опрошенных. Парадокс ситуации побудил нас выдвинуть предположение о том, что информационная функция Интернета, которая вначале его создания была ведущей, на данном отрезке времени перестала быть таковой. Отсюда мы можем выдвинуть гипотезу о том, что сейчас для молодых людей интернет-пространство - это, прежде всего, поле коммуникации и репрезентации.

Однако, несмотря на этот "вотум недоверия", для современных молодых людей Интернет был и остается местом значительного времяпрепровождения. На вопрос: "Сколько времени в день вы проводите а Интернете?" 51% ответили, что Интернет работает круглосуточно, 29% - более пяти часов, 19% - 1 - 3 часа, 1% - не больше часа. Тот факт, что практически 1/5 молодых людей постоянно находятся в интернет-пространстве, при этом не используя (как показал предыдущий вопрос) его информационную функцию (не развиваясь интеллектуально), заставляет сделать вывод о действительном наступлении рисков от формирования виртуальной реальности и соответствующего ее восприятия [Чупров, Зубок, 2014]. Последствия такой тенденции могут наблюдаться в снижении познавательной активности современной молодежи.

1 Интернет-зависимость: сколько россиян подвержены "Болезни XXI века" (данные сайта ВЦИОМ). URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114515 (дата обращения: 27.09.2014).

стр. 149

Таблица

Уровень доверия опрошенных представителей молодежи к различным источникам информации (в % от числа оценивающих)

Источники информации Уровень доверия для каждого источника (по пятибалльной шкале: 1 - совсем не доверяю; 5 - доверяю полностью)
         
Телевидение          
Интернет          
Газеты          
Радио          

Контент современных социальных сетей и порталов не просто не вызывает доверия современной молодежи, но и формирует ощущение реальной угрозы - так считают 67%, предлагая ввести частичное ограничение на вход в отношении определенных сайтов (56%) или даже разработать реальный механизм цензуры (21%). Но среди молодежи существует также группа, представители которой считают введение таких запретов нежелательным и выступают за открытое интернет-пространство (19%).

На наш взгляд, актуальность введения цензуры возрастает прямо пропорционально росту угрозы влияния неконтролируемой информации на психическое здоровье личности. По данным опроса, однозначный вред от поступающей из сети информации видят 75% молодых людей.

Пропаганда насилия, жестокости, разного рода социальных отклонений находит своих потребителей, а открытость виртуального пространства не просто делает возможным посещение таких порталов, но и посредством социальной инженерии и информационных технологий визуализирует эти блоки даже при отсутствии запроса пользователей. 72% молодых людей регулярно сталкиваются с распространением порнографии, сцен насилия, жестокости, суицидов, педофилии. Отношение к такого рода информации и к ее презентации у молодежи неоднозначное. Достаточно большая группа выражает положительное или нейтральное отношение к ее размещению на интернет-сайтах (39%), 61% настроены негативно, а 34% требуют ввести цензурные ограничения, возлагая ответственность в их отсутствии на органы власти.

Как показали приведенные выше результаты опроса, молодежь представляет собой идеальную группу для информационных манипуляций и вербовки - постоянное включенность в зону воздействия (пребывание в интернете), поисковая активность, коммуникативная потребность, сублимационная самопрезентация, простота материальных запросов и специфика возрастной психологии (негативизм, максимализм, немотивированная активность, потребность в причастности и лидерстве). Последние международные события показали повышенную рискогенность данной возрастной группы населения как ядра экстремистских акций и асоциальной активности. Оценивая подверженность молодежи интернет-манипуляциям, можно сказать, что существует несколько типов молодых людей: "агитаторы" (отличаются лидерскими устремлениями), готовые не просто идти за интернет-призывом, но и агитировать остальных - их количество невелико (6%); "активисты" (активность ради активности), готовые участвовать потому, что они молоды и это их "обязанность" (9%); "осторожные" - молодые люди, понимающие необходимость причастности к социальной инициативе, но осознающие возможные риски (11%); "рационализаторы" - имеющие информационные фильтры, позволяющие произвести контроль информации и принять взвешенное решение (36%) и пассив (38%); наконец, молодые люди, не считающие возможным следовать за интернет-призывами. В целом, поддержку акции социальных сетей могут оказать от 15% молодых пользователей, а это порядка 6 млн. человек.

Интернет становится не просто важным источником информации для молодежи, а превращается в альтернативную реальность, и, судя по отмеченному молодыми людьми контенту - антагонистическую и часто неуправляемую. Сила виртуальной синергии, беспредельности коммуникаций и возможности любой, часто компенсаторной

стр. 150

самопрезентации создают иллюзию глобальности преимуществ такой реальности над реальностью "обычной" жизни и иллюзию необходимости следовать ее призывам и законам. Такая социальная диагностика возводит данную проблему в ранг вопросов первостепенной важности, создавая реальную угрозу виртуального террора, стагнации и регресса молодого человеческого потенциала и будущего интеллекта нации.

На данном этапе развития техносферы речь идет уже не просто об информационном потоке и его воздействии, а о необратимой трансформации мыслительных процессов. Как ни парадоксально, но изобилие информации выступает своеобразным ингибитором гибкости мышления, процедур анализа и синтеза, да и процесс выработки активных социальных диспозиций молодого поколения так же претерпевает существенные изменения. Возможность в той или иной мере удовлетворить информационный запрос по любому поводу (начиная от информационной справки и заканчивая креативным решением или изобретением), найти готовое решение нивелирует зачатки поисковой мотивации, снижают эвристический потенциал. В ситуации лишения информационной поддержки современный молодой человек с трудом актуализирует собственные ресурсы, находясь в состоянии замешательства, а иногда и фрустрации.

Значимо то, что молодежь согласна на цензуру и просит о её введении. Поток информационного мусора (в лучшем случае) и агитации формируют дезориентирующее пространство, в котором представлены все информационные патологии и их последствия - от информационных войн до откровенных девиаций. Трудно представить, как может быть осуществлена информационная цензура в условиях информационной лавины. Но, к сожалению, отсутствие реальных попыток решить эту проблему поддержит эскалацию информационной зависимости и маргинализации молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 117 - 131.

Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005.

Гордеев Н. В. Презентация виртуальной личности в разных коммуникационных средах сети Интернет. URL: http://cyberpsy.ru/2011/05/1151/ (дата обращения: 30.03.2014).

Горошко Е. И. Информационно-коммуникативное общество: становление и перспектива развития // Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: "Философия. Культурология. Политология. Социология". Том 22 (61). 2009. N 1. С. 91 - 97.

Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Знание. Понимание. Умение. 2009. N 4. Культурология.

Лавренчук Е. А. Аутопойезис социальных сетей интернет-коммуникаций // Вестник РГГУ. 2009. N12. С. 48 - 57.

Плешаков В. А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ, IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 131 - 141.

Радкевич А. Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества. Дисс.... канд. социол. наук. М., 2009.

Скорик Г. В. Человек в информационном обществе: проблема идентификации. Автореф. дисс.... канд. филос. наук. Томск, 2008.

Скородумова О. Б. Отечественные подходы к интерпретации информационного общества: постиндустриалистская, синергетическая и постмодернистская парадигмы // Знание. Понимание. Умение. 2009. N 4. Культурология.

Тихонов А. В. Российское общество как новая социальная реальность и мегапроект отечественной социологии // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 8. М.: Институт социологии РАН, 2009.

Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства: монография. М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014.

Шаповалова И. С. Аналитический отчет по результатам исследования "Отношение молодежи к средствам массовой информации". Белгород, 2014. URL: http://beldeti.ru/documents/report/412.html (дата обращения: 21.11.2014).

стр. 151

   
Заглавие статьи МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИДЕИ В СОЦИОЛОГИИ И ВЫЗОВЫ БУДУЩЕГО
Автор(ы) Г. Г. МАЛИНЕЦКИЙ
Источник Социологические исследования, № 4, Апрель 2015, C. 152-161
Рубрика
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 38.4 Kbytes
Количество слов  
   

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИДЕИ В СОЦИОЛОГИИ И ВЫЗОВЫ БУДУЩЕГО

Автор: Г. Г. МАЛИНЕЦКИЙ

МАЛИНЕЦКИЙ Георгий Геннадиевич - доктор физико-математических наук, Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН (E-mail: gmalin@keldysh.ru).

Аннотация. Рассматриваются взаимосвязи современной социологии с междисциплинарными подходами. Обсуждаются перемены, которые ждут человечество в первой половине XXI в. в геополитике, геоэкономике и геокультуре. Показывается, что именно социология в среднесрочной перспективе выйдет на передовые позиции в комплексе наук о природе, обществе, человеке.

Ключевые слова: социология * технологические уклады * место России в мире * теория самоорганизации * стратегический прогноз * глобальный демографический переход * закат американской империи

Возможности и риски XXI в., по-видимому, будут связаны не с техникой, а с человеком, причем не в биологическом, а, прежде всего, в социальном измерении. Этот круг вопросов рассматривался на конференции "Интеллигенция. Естественнонаучные, социальные и гуманитарные знания на пути к интеграции" (апрель 2014 г. в Российском государственном гуманитарном университете). Цель статьи - обратить внимание на проблемы, поставленные на этой конференции и требующие дальнейшего осмысления, а также на возможные пути их решения.

Социологический вызов XXI в. Во второй половине XX в. и в естественных, и в гуманитарных науках наметилась тенденция, - переход от изучения отдельных объектов, элементарных сущностей, конкретных процессов и механизмов к исследованию систем, описанию взаимодействий, обеспечивающих появление у целого свойств, которыми не обладают части, к анализу различных аспектов сложности. Эта тенденция связана не только со внутренней логикой развития науки, но и с вызовом новой технологической реальности. Несколько примеров. Обычно при анализе процессов производства акцент делается на современных станках, высокопроизводительных обрабатывающих комплексах. Это оправдано не всегда. При производстве боевых машин пехоты (БМП) число деталей и операций составляет примерно 800 тысяч, в этой работе участвуют около 2000 человек. Доля времени в общем времени изготовления изделия, как показал анализ, проведенный А. М. Захаровым, составляет 2% [Захаров, 2013]. Остальное уходит на наладку оборудования, логистику, складирование и т.д. Поэтому более эффективная работа бригад является главным ресурсом повышения

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект 12 - 03 - 00387) и РФФИ (проект 12 - 06 - 00402). Благодарю А. В. Подлазова, а также коллег из РАНХиГС и РГГУ за активное и плодотворное обсуждение представленных в этом тексте идей, взглядов и результатов.

стр. 152

производительности труда. Анализ высокотехнологичных производств показал, что такое положение дел является типичным.

Самоорганизация в данном случае гораздо более важна, чем организация. Попытки фирмы Toyota, ряда других крупных компаний детально регламентировать все операции и деятельность каждого рабочего провалились. Жесткое административное управление системами, начиная с некоторого уровня сложности, оказывается неэффективным или невозможным. Стаффорд Бир, изучавший деятельность крупных организационных структур с позиций кибернетики, назвал такие системы "немыслимыми" [Бир, 2005]. В то же время бригады рабочих и инженеров при правильной постановке задач перед ними и использовании эффективных критериев оценки качества их деятельности (побуждающих работать хорошо) с подобными проблемами справляются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: