Этносоциальные проблемы в современном мире

Для XX века была характерна резкая активизация миграций населения. Многие из них, особенно в первые десятилетия века, носили вынужденный, принудительный характер.

Особенно часто эти миграции следовали за войнами и связанными с ними изменениями государственных границ. Например: немцы покидали земли, перешедшие к Польше, австрийцы и венгры уезжали с территорий, вошедших в состав Чехословакии, Румынии, Югославии. После второй мировой войны немцы были переселены в Германию и Австрию. С распадом СССР стала наблюдаться тенденция оттока русскоязычного населения с территорий новых суверенных государств. В итоге развивался процесс этнической и религиозной консолидации населения обширных территорий.

Очень редко этническая консолидация носила добровольный характер. Чаще всего речь шла о насильственном переселении людей (депортации) или создании им невыносимых условий существования, вынуждающих их уезжать. Несмотря на признание международным сообществом подобной практики преступной, этнические чистки продолжаются во многих районах мира и в конце XX века.

Иммиграционная политика и трудовые миграции. Экономические причины, бедность, нищета с незапамятных времен были причиной переселений крупных масс людей Наибольшую привлекательность для переселенцев представляли США — страна с высоким уровнем жизни, обширной и богатой территорией, где были высокими шансы найти хорошо оплачиваемую работу, а также Канада, Бразилия и Аргентина.

Большинство стран еще до второй мировой войны начали ограничивать иммиграцию, вводя ежегодные квоты на въезд с целью получения работы, высылая со своей территории лиц, проникших на нее без документов или с просроченными визами. В то же время страны демократии не ограничивали въезд на свою территорию лиц, подвергшихся на родине преследованиям по политическим, религиозным, этническим мотивам. Миллионы человек разных национальностей и взглядов покинули Европу, спасаясь от фашизма. Установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы, государствах Азии, диктатур во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, спровоцировало новые потоки беженцев.

Послевоенный период дал импульс новому типу массовых переселений: трудовым миграциям. Концентрация усилий европейских стран на послевоенном восстановлении экономики, бурное индустриальное развитие 1950—1960 гг. определили рост спроса на рабочую силу. При высоком уровне квалификации, социальной защищенности трудящихся развитых стран для выполнения работ, не требовавших специальной, профессиональной подготовки, предприниматели стали привлекать рабочих-иммигрантов из стран с низким уровнем жизни. Например: в Англию в этот период приглашались рабочие из бывших колоний (Индии, Пакистана, островных стран Вест-Индии, Бангладеш). Кроме того, с развитием интеграционных процессов в Европе был принят принцип свободного перемещения рабочей силы. В итоге трудовых миграций в странах Западной Европы, в прошлом, преимущественно, однонациональных, сложились общины этнических меньшинств. Большая их часть стремилась остаться на новой родине, где уровень жизни был выше, получить ее гражданство. Его исходно получали дети иммигрантов, родившиеся в стране временного пребывания родителей.

Все большую остроту приобретает проблема беженцев из зон социального бедствия. Ими стали те страны Азии и особенно Африки, где неудачные попытки модернизации и ускоренного развития привели к разрушению традиционного жизненного уклада людей, вырвали их из привычных условий жизни, оставив без средств к существованию. Речь идет о миллионах человек, не имеющих ни квалификации, ни денег на проезд куда бы то ни было, ни возможности найти пропитание у себя на родине.

Межэтнические конфликты 1960—1970-х гг. в странах Запада. В Европе дети иммигрантов, родившиеся и получившие образование в стране пребывания их родителей, считающиеся ее гражданами, не желали мириться с приниженным социальным статусом. В США, благодаря развитию государственной системы образования, уровень профессиональной подготовленности, квалификации молодежи из среды этнических меньшинств также возрос. Это побуждало ее искать работу в новых, более перспективных сферах занятости. Однако общество в целом, наниматели не были готовы рассматривать представителей этнических меньшинств в качестве равноправных граждан. Им постоянно приходилось сталкиваться с явными и косвенными формами дискриминации, предвзятого к себе отношения.

Положение особенно обострилось в 1970-е гг. Начало модернизации экономики, связанный с нею рост безработицы усилили конкуренцию на рынке труда. Небелые граждане при экономических трудностях первыми теряли работу и последними получали ее. Доступ к престижным, высокооплачиваемым сферам занятости для них оказался если не закрыт, то существенно ограничен.

В итоге среди этнических меньшинств развитых стран безработица постоянно была в среднем вдвое выше, чем у основной массы населения. Тенденция к формированию специфического слоя маргиналов создавала массу проблем для общества. Безысходность положения, потребность в дополнительном заработке определяли рост преступности, наркомании в среде этнических меньшинств. Это стало причиной быстрого роста напряженности в этнических отношениях во многих городах Западной Европы и США.

Борьба с расизмом и расовой дискриминацией. В 1960-е гг. в США развернулась массовая кампания протестов небелого населения Америки против расовой дискриминации. Возглавлявший ее Мартин Лютер Кинг стоял на позициях ненасилия, тем не менее, многие города стали ареной беспорядков на расовой почве.

В Европе в 1970-е гг. периодически возникали столкновения между безработной молодежью из общин иммигрантов и сторонниками ультраправых, откровенно расистских организаций, в том числе фашистского толка. Они использовали существующие в обществе расовые предрассудки, требовали депортации (высылки из страны) иммигрантов. Меры, направленные на снижение расовой - принятие законов, укрепляющих основы равноправия этнических меньшинств, в том числе и в социальной сфере. Первыми пример в этом плане подали США, где в 1960-е гг. были приняты законы о запрещении дискриминации при найме на работу и обслуживании в общественных местах, сдаче в аренду и продаже жилья, защите избирательных прав небелых американцев. В Западной Европе были приняты меры по ограничению иммиграции и в то же время укреплены основы антидискриминационного законодательства.

Так, профсоюзы включили в свои требования при переговорах с предпринимателями специфические запросы представителей этнических меньшинств. Возникли отделения, представляющие их интересы. Ведущие политические партии стали создавать отделения для представителей этнических меньшинств. В рамках социальных программ большее внимание стало уделяться целевой помощи представителям этнических меньшинств. Правительства развитых стран подчеркивали свое уважение к особенностям их культуры и традиций. Представители общин этнических меньшинств нередко выражают раздражение по поводу жесткой иммиграционной политики. Еще не достигнуто полное равенство возможностей в доступе к наиболее престижным и высокооплачиваемым профессиям. Тем не менее, развитые страны наглядно продемонстрировали, что демократические принципы подхода к возникающим проблемам при достаточных материальных ресурсах и готовности использовать их для достижения социального мира и политической стабильности обеспечивают решение основных проблем общественного развития, в том числе и в периоды модернизаций.

Межнациональные конфликты 1990-х гг. мир уже столкнулся с серьезным обострением таких конфликтов, в том числе и в их крайней, вооруженной форме. К концу 1980-х гг. из 111 вооруженных конфликтов, полыхавших в мире, 63 были внутригосударственными, 36 из них произошли на почве межэтнических отношений. Тогда ареной большинства из этих столкновений были страны Азии и Африки. Но с распадом СССР на его бывшей территории возникли десятки очагов межэтнической напряженности, появились самопровозглашенные, не признающиеся международным сообществом республики Абхазия, Приднестровская, Чечня. Центром межэтнических конфликтов стала территория бывшей Югославии. Православные Сербия и Черногория стремились сохранить единство государства и его самобытную модель социализма. В преимущественно католических Хорватии и Словении существовало убеждение, что роль Сербии в федерации слишком велика, преобладала ориентация на западноевропейскую модель развития. В Боснии, Герцеговине, Македонии, где было сильно влияние ислама, также существовало недовольство федерацией.

В 1991 г. Югославия распалась. Попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела. Сохранившие тесные связи Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославию (СРЮ). На этом кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство, интересы которого не были учтены в конституциях новых государств, начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, который в 1991—1994 гг. оказался центром внимания международного сообщества. Затем на первый план вышла проблема положения этнических албанцев в сербском округе Косово.

Причины обострения этносоциальных конфликтов: отсутствуют материальные ресурсы для удовлетворения социально-экономических запросов этнических меньшинств, значительная часть населения оказываются не готовы признать наличие глубинных причин обострения межнациональной розни. Предрассудки, идеологические мотивы мешают им принять принцип мультикультурализма и этноплюрализма. Попытки сохранения единства государства репрессиями, этническими чистками чаще всего и становятся причиной распада ткани государственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: