Современные теории мотивации 6 страница

Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. Если следовать логике простого перечисления — в обществе есть и биологическое, и со­циальное — то правильнее было бы вообще считать человека каким-то «физио-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим зако­нам, но и законам физики и химии.

4. Соотношение социального и биологического в человеке и обществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека. Человек рассмат­ривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, со­храняются свойства и закономерности биологической формы мате­рии. На этой концепции необходимо остановиться подробнее.

Соотношение биологического и социального в человеке подчиня­ется следующим закономерностям:

* во-первых, социальное возникает из биологического и является
новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень
имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биоло­гии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невоз­можно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено
прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе обще­ственных явлений, возникающей в результате исторической эволю­ции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не
какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;

во-вторых, с появлением социальных качеств человек не пере­стал, конечно, быть живым существом. Биологические особенно­сти человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограни­чивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на­
пример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться
со скоростью автомобиля или копать землю с производительно­стью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи­вать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономер­ность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стре­мится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разруша­ющие биологическую основу общества, обычно признаются нера­зумными и на них накладываются общественные (т. е. социаль­ные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к ус­лугам, связанным с применением наркотиков и сильнодейству­ющих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге - их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;» в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его орга­низма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допус­кают законы биологии). Так, переход к прямохождению, измене­ние скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономи­ческие кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительно­сти жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономиче­ское развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пи­ще, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя­ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и дости­гают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле гово­рят, что человек — «самое живое из всех живых существ». Биология человека - самая развитая и совершенная биология. Это выражает­ся в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к за­нятию любой экологической ниши, любой среды обитания - вплоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наи­большей в животном мире физической активностью. Существуют

подсчеты, согласно которым человек в течение жизни тратит на 1 кг живого веса в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищни­ки. Социальная активность приводит к повышению биологической активности организма (человек двигается больше, чем животные). Прав был Гегель: «...Практическая культура и состоит именно в при­вычке и потребности в занятии» (см.: гл. 2, § 7).

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человеческого организма. С момента воз­никновения человека современного, кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей изменились очень ма­ло. Однако в процессе образования и воспитания на основе одного и того же биологического организма можно создать разные типы лично­сти. При этом в разные исторические эпохи оказываются востребова­ны совершенно различные биологические черты и задатки человека. Так, в эпоху примитивного физического труда ценится физическая сила, а в эпоху компьютеров — интеллектуальные, творческие спо­собности. (Один из наиболее выдающихся людей современности, ос­нователь компании «Майкрософт» Билл Гейтс шутит по этому по­воду, что, живя в более древние времена, он едва ли добился бы в жизни заметных успехов и скорее всего просто стал бы добычей ка­кой-нибудь зверюги). Все эти примеры показывают, что социальное начало человека хотя и зависит от низшего по отношению к нему биологического, все же направляет развитие последнего и определя­ет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека целостна, социальна, а социальная форма материи в диа­лектически снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биоло­гическую, химическую и физическую основы.

Механизм взаимодействия общества и его природной основы наи­более точно описывает именно концепция интегральной социальной природы человека.



биологическое
Расширяющееся

социальное

начало


Концепция двойственной, социально-биологической природы че­ловека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба между биологическим и социальным началом. Говорят, например, что человек все больше и больше «очеловечивается», культура вы­тесняет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе обществен­ного развития роль биологических процессов уменьшается, а роль социальных пропорционально увеличивается. Значение биологиче­ской основы человеческого организма уменьшается и сужается. Че­ловек становится все «более социальным» и все «менее биологиче­ским» существом. Эту концепцию можно выразить графически (рис. 5).



Рис. 5. Изменение роли социального и биологического компонентов

в обществе

Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать интеллект, готовить че­ловека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. При этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считает­ся, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потреб­ность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в фи­зических нагрузках человек должен удовлетворять как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). Неэффективность такого подхо­да ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в странах «большой семерки», подавляющее большинство школь­ников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют мно­жество экономических и политических причин, однако логично по­ставить вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятель­ность общества основывается на неправильном, упрощенном пони­мании взаимодействия социального и биологического?

С точки зрения концепции целостной, интегральной природы че­ловека, биологическое — основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вме­сте с укреплением собственно социального. Социальное не «вытес­няет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом. Их взаи­модействие в истории общества изображено на рис. 6.

Укрепление, а не ослабление биологических основ общества необходимое условие успешного развития чисто социальных качеств и способностей человека.

Эта недостаточно понятая совре­менным обществом закономерность достоверно подтверждается рядом исследований, проведенных в тече­ние последних десятилетий. Так, плохое состояние здоровья школь­ников по всей Российской Федера­ции явно связано с недостатком фи­зической активности. Согласно ис­следованиям, проведенным еще в 70-80-е гг. XX в. в нескольких рес­публиках СССР, школьники и сту­денты тратят на занятия спортом в среднем 4 часа в неделю. Между тем обоснованный медиками минимум, основе укрепления и развития необходимый для поддержания нормального состояния здоровья, - 12 часов для школьников и 10 часов для студентов. «Обобщая данные исследований, проведенных на Украине, а также в других республи­ках, включая Эстонию, можно утверждать, что минимальную нор­му двигательной активности получают не более 10% трудящихся и школьников». С происходящим в современном обществе увеличе­нием психических нагрузок физические нагрузки должны не осла­бевать, а, наоборот, увеличиваться, чтобы скомпенсировать, уравно­весить нагрузки на психику. Поэтому, например, старую советскую практику, когда школьникам, получающим плохие оценки, не давали посещать спортивные секции, следует считать безграмотной. Харак­терно, что наиболее высокий процент людей, во взрослом возрасте занимающихся физкультурой и спортом, в упомянутом исследова­нии был обнаружен среди ученых Сибирского отделения АН СССР, т. е. у тех, кто много и успешно занимается интеллектуальной дея­тельностью. Усиленные физические нагрузки им только помогают.

Еще одна важная черта биологии человека — ее универсальность. Она проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение мо­нотонных, однообразных физических движений несовместимо с био­логией человека и уродует его организм. Так, у работников однообразного и напряженного конвейерного производства намного чаще, чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и пси­хическим здоровьем. (Поэтому в западных странах предпринимают­ся попытки разрабатывать технологии, альтернативные конвейер­ным). Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видом спорта, довольно быстро заходят в тупик: их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, — переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положи­тельных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек вы­ступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от ор­ганизма животного, не терпит узкой специализации в физических нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компен­сация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если общество не создает условий для такой деятельности, закономерно входят в моду другие, разрушительные для организма виды компенсации мы­шечного и нервного напряжения — с помощью асоциального (пре­ступного) поведения, алкоголя и наркотиков.

Мы живем в эпоху формирования постиндустриального общест­ва, когда разворачиваются кризисные процессы во многих сферах че­ловеческой деятельности (экологический кризис, кризис доверия, кризис семьи и т. п.). Специалисты утверждают, что есть основания говорить и о состоянии социально-биологического кризиса, в кото­ром находится современная цивилизация. В период формирования человеческого общества биологическая организация человека посте­пенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздействи­ем изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, со­вершенствовались нервная система и органы чувств. Формирование индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно воз­никновение компьютерного труда, повлекло за собой качественное изменение физических нагрузок на организм. Однако биологические приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем раз­вивается современная техника и меняется образ, жизни. Технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто на первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биоло­гическим возможностям организма. Неизбежно возникает более или менее сильное рассогласование между этими возможностями и но­вой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизни. Наверное, самый яркий пример таких рассогласований — освоение атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исключают работу с радиоактивными материалами на основе старых промышленных технологий: урановые стержни, например, невозмож­но носить в руках, обтачивать напильником и т. п. — это несовмести­мо с жизнью.

Сложное, не до конца изученное разрушающее воздействие на ор­ганизм оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизво­дящая аппаратура, новые, синтезированные человеком химические вещества, навязанный современным обществом режим работы и от­дыха и многие другие факторы окружающей нас «второй природы». Одним словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия общества по согласованию новых реальностей общественной жизни и биологических возможностей человеческого организма. Это про­тиворечие не может разрешиться само собой.

Сервисная деятельность выполняет очень важные функции в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биоло­гическими особенностями человека. Во-первых, можно с высокой степенью вероятности предсказать, что в обозримой исторической перспективе будут существовать и усиливаться потребности в раз­личных видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении физических и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок на организм. Эта деятельность в той или иной форме присутствует во многих видах сервиса — в социальном и медицинском обслужива­нии, в образовании, в гостиничном и туристическом сервисе, в при­менении и обслуживании необходимых для них техники и обору­дования. Во-вторых, могут возникать новые виды потребностей, методы их удовлетворения и услуги, связанные с изменением био­логических условий существования человека. Новые потребности в удовлетворении биологических запросов организма — которое все­гда происходит в той или иной социально выработанной форме могут создать сферы применения для новых направлений и техноло­гий сервисной деятельности.

Таким образом, взаимосвязь биологических и социальных факто­ров развития человека и общества не остается неизменной. Она эво­люционирует вместе со всей общественной системой. Отслеживание происходящих при этом изменений — одно из условий эффективно­го функционирования системы сервиса.

Литература к главе 3

1. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М: Наука, 1994.

2. Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990.

3. Космология. Теории и наблюдения / Пер. с англ. изд. 1974 г. М.:
Мир, 1978.

4. Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб.: Питер, 2004.

5. Оконская Н. Б. Диалектика социального и биологического в исто­
рическом процессе. Пермь: Пермский ун-т, 1975.

6. Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь: Пермский ун-т,
1974.

7. Орлов В. В. Человек, мир, мировоззрение. М.: Молодая гвардия,
1985.

8. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К. Рома­
нович. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005.

9. Социально-биологические проблемы физической культуры и спор­
та / Бака М. М. и др. Киев: Здоровя, 1983.

10.Спиркип А. Г, Философия: Учебник. М.: Гардарики, 1999.

11.Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лек-ции. М.: Наука, 1989.

12.Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.

13.Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или
быть? Киев: Ника-Центр, 1998.

14.Чижевский А. Л. На берегу Вселенной: годы дружбы с Циолков­
ским. Воспоминания. М.: Мысль, 1995.

15.Шмалъгауз^н И. И. Пути и закономерности эволюционного про­
цесса. Избранные труды. М.: Наука, 1983.

16.Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в чело­
века // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 20.

Вопросы для повторения

1. В чем ошибочность социального дарвинизма?

2. Как понимал человеческие потребности Зигмунд Фрейд?

3. Как объясняется место человека в мире современной синтетиче­ской теорией эволюции?

4. Какова концепция человека и пути развития цивилизации в рус­ском космизме?

5. Что такое биосфера и ноосфера?

6. В чем состоит антропный принцип?

7. Какова концепция человека в экзистенциализме, с какими глав­ными проблемами он сталкивается в современном мире?

8. В чем состоят главные идеи гуманистического психоанализа Эри­ха Фромма?

9. Какие исторически возникшие идеи о природе человека сохраня­ют актуальность в современном мире?Какое место занимает человек в эволюции материи с точки зре­ния современной науки?

10.Какие существуют концепции соотношения социального и био­логического в человеке (обществе)?

11.В чем недостатки социально-биологической концепции челове­ка?

12.В чем состоит концепция интегральной социальной природы че­ловека?

13.Как влияют на сервисную деятельность закономерности взаимо­действия социального и биологического в человеке (обществе)?

ГЛАВА 4. КОНЦЕПЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ

Общепризнанной классификации потребностей пока не существует. Поэтому нам придется использовать различные логические основа­ния для их систематизации. Наш способ описания потребностей предполагает выделение четырех уровней анализа. В данной главе мы обсудим первый, наиболее общий из них — философский. На этом уровне потребности подразделяются на биологические и социальные, материальные и духовные, личные и общественные, рутинные и твор­ческие. На втором, более частном уровне (см.: гл. 5) анализируется экономический аспект потребностей и экономические механизмы их формирования и удовлетворения. В главе 6 излагается социально-психологическая концепция потребностей. Наконец, в главе 7 рас­сматриваются некоторые проблемы и конкретные методы удовле­творения потребностей посредством сервисных технологий.

4. 1. Биологические и социальные потребности

Потребности человека делят на биологические и социальные. К биоло­гическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, в продол­жении рода, в соответствующей особенностям организма природной среде, обеспечивающей нормальные условия жизнедеятельности ор­ганизма. Многие биологические потребности принадлежат к чис­лу насущных, т. е. без их удовлетворения человек вообще не может существовать. В то же время биологические потребности челове­ка отличаются от биологических потребностей животных: все они перестроены социальным способом существования и приобрели спе­цифическую «очеловеченную» форму. В конечном счете они остаются все же биологическими по своей природе. Так, насущная потребность в пище, безусловно, удовлетворяет биологические запросы организ­ма, но всегда реализуется в специфической для данной обществен­ной системы форме. Каждый народ имеет свою национальную кухню и сложные традиции совместного застолья, употребления (или отказа от употребления) спиртных напитков. Потребность в сексу­альных отношениях и в продолжении рода, конечно, имеет биологи­ческое происхождение, но разные народы в различные эпохи по-раз­ному ограничивали сексуальные контакты, создав для этого систему традиций, правил и обычаев. Существуют разные формы брака и ис­торически сложившиеся в каждой культуре брачные церемонии. Столь же разнообразно удовлетворяется и биологическая потребность в оде­жде. Традиции и обычаи, связанные с модой, являются некой соци­альной надстройкой над первичной биологической потребностью за­щищать тело от холода и непогоды.

Социальные потребности сложнее биологических, поскольку свя­заны с качественно более высоким способом существования. Все со­циальные потребности формируются в конечном счете на основе тру­да и абстрактного мышления — чисто человеческих качеств и спо­собностей. Основные различия биологических и социальных потреб­ностей можно свести к следующим пяти моментам.

1. Социальные потребности не возникают в ходе дарвиновской био­логической эволюции, а искусственно воспроизводятся человеком в процессе преобразования природной среды и самого себя.

2. Социальные потребности универсальны. Человек как универ­сальное существо может производить «по меркам любого вида» (Маркс). Человек живет всей природой, превращает ее в свое «не­органическое тело», «вторую природу» и для удовлетворения своих потребностей способен использовать любые ее сферы и мате­риалы.

3. Социальные потребности человека носят исторический характер,
т. е. могут непрерывно развиваться (закон возвышения потребно­стей). Потребности животного того или иного биологического ви­да, наоборот, остаются практически неизменными в течение всего времени существования этого вида.

4. Человеческие потребности, подобно трудовой деятельности и по­ знанию, способны развиваться бесконечно, они не имеют каких-то непреодолимых границ и пределов эволюции.

5. Все человеческие потребности в той или иной мере осознаются и
поэтому до какой-то степени подвластны целенаправленному фор­мированию и контролю (которого не может быть у животных).

Любая социальная потребность имеет свою биологическую осно­ву, некий биологический пласт или компонент (см.: гл. 3, § 4). Так, человеческий организм исторически формировался в процессе тру­да, поэтому для нормального функционирования он даже биологиче­ски нуждается в некотором объеме трудовой деятельности. Биологи­ческая потребность в труде оказывается фундаментом для развития собственно социальной потребности в труде. Социальная потребность в труде выражает сущность социального бытия человека, без нее невозможно существование общества и полноценное развитие лич­ности.

Каждая социальная потребность, таким образом, имеет биологи­ческую составляющую и для своего удовлетворения требует расхода физической (биологической) энергии. Поэтому, как отмечалось в гл. 3, § 4, сервисная деятельность, направленная на удовлетворение соци­альных потребностей, требует учета и их биологического компонен­та — например, физических возможностей людей, их утомляемости, механизмов восприятия и переработки информации.

4.2. Материальные и духовные потребности

Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 груп­пы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные по­требности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим, из того, что деление потребно­стей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические — по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они по­казывают различные закономерности их функционирования и раз­вития.

Материальные потребности — это потребности человека в обеспе­чении своего материального существования. В материальных потреб­ностях можно выделить два пласта: относительно простые матери­альные биологические потребности и более сложные — материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продол­жении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно за­нимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде — пошивочные и ремонтные ателье, склады

и магазины, прачечные, химчистки, потребностей в жилище — ре­монтно-строительные организации, потребностей в благоприятной сре­де — уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т. п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные орга­низации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода тре­буют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровитель­ных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.

Все эти материальные потребности по своей природе биологиче­ские, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специ­фической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных истори­чески изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инва­риант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для пол­ноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные техноло­гии неизбежно различаются у обществ, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны мо­жет понадобиться, например, система противорадарной защиты са­молета, то вождю африканского племени она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя племени.

Материальные социальные потребности появляются только у че­ловека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное -это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным матери­альным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, т. е. предметно-орудийная преобразова­тельная деятельность человека, общение — взаимодействие в про­цессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материаль­ные потребности не ограничиваются потребностями в так называе­мых материальных благах. Как отмечает Л. П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в сози­дании; первое лишь необходимое условие и средство второго». Если потребности в пище и жилище — главные биологические материальные потребности человека, то главная социальная материаль­ная потребность — это потребность в труде.

Духовные потребности — это потребности в знаниях, настроени­ях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребно­сти в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, ре­лигиозные или атеистические потребности, потребность в мировоз­зрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и слож­ные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художе­ственного сознания.

Потребность в познании — это стремление человека к знанию объ­ективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудо­вой деятельности, которая не может существовать и совершенство­ваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращать­ся в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями ста­новится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного позна­ния. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потреб­ности в знаниях — мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное — т. е. идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на ос­нове традиции. Наиболее развитые формы познания — научное и ху­дожественное.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изуча­емых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные фак­ты и обобщения. Художественное познание — это особое эстетиче­ское освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низмен­ных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность (см. § 6) также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: