Предпосылки отмены крепостного права

1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине

1803 г. – Указ Александра I о “вольных хлебопашцах”

1816–1819 гг. – Законы Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии)

1842 г. – Закон Николая I об “обязанных крестьянах”

1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца

Причины отмены крепостного права: -Поражение в Крымской войне -Массовое крестьянское движение -Военно-техническое отставание России от европейских государств -Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой -Изменение атмосферы в российском обществе

3. Буржуазные реформы 60--70-х годов XIX в.

Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и развитие капиталистического уклада диктовали необходимость изменений в государственно-правовой надстройке. Надо было перестроить государственный аппарат в соответствии с потребностями времени, не затрагивая при этом основ самодержавия. В 60--70-х годах XIX в. царизм провел ряд реформ (судебную, земскую, городскую, военную и др.).

3.1 Судебная реформа 1864 г

Наиболее последовательной из буржуазных реформ была судебная реформа 1864 г Она вводила новый порядок судопроизводства. Старый сословный суд заменялся бессословным, гласным и открытым (с допущением в зал заседаний публики и представителей печати), состязательным (в процессе участвовали обвинитель--прокурор и защитник -- адвокат); строго разграничивалась компетенция каждой инстанции (мировой и окружной суд, судебная палата, Сенат -- высшая судебная инстанция). Виновность обвиняемого определяли присяжные заседатели. Судья не зависел от администрации, его можно было уволить только по решению уголовного суда в случае грубого нарушения порядка судопроизводства. Произвол, волокита, взяточничество судейских должны были быть уничтожены вместе со всей старой судебной системой.

Однако при реформе суда самодержавие оставило множество лазеек для вмешательства в порядок судопроизводства, а многие провозглашенные буржуазные принципы суда не были осуществлены до конца. Например, для крестьян был оставлен свой, сословный суд. Работавшие по найму не могли быть присяжными. Для политических процессов создавались особые суды, и не всегда на них допускали публику. Несмотря на все несовершенство, судебная реформа сыграла большую роль в становлении в России буржуазных порядков.

3.2 Местное самоуправление (земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы)

После отмены крепостного права возникла необходимость создания и упорядочения органов местного самоуправления. Для руководства местным хозяйством в губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). В ряде губерний, где помещичье землевладение оставалось незначительным, а также в национальных районах земств не было. Земские учреждения решали довольно узкий круг вопросов: снабжение продовольствием при голоде, общественное призрение, страхование имущества, местная торговля и промышленность, содержание школ, больниц, тюрем и т. д. Система выборов в земства, основанная на высоком имущественном цензе, обеспечивала в них господство помещиков. В исполнительных органах земств, управах, крестьяне почти отсутствовали. Поэтому при распределении налогов вся их тяжесть ложилась на плечи крестьян.

«...Земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска»,-- писал В. И. Ленин. И далее: «...Земство с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления... И, сделав такую безвредную для себя уступку, правительство на другой же день после введения земства принялось систематически стеснять и ограничивать его всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески травить его.

Вторым шагом в изменении местного управления была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах бессословные органы -- городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, принимали противопожарные меры, обеспечивали просветительские и медицинские нужды города. Выборы в думы происходили на основе высокого имущественного ценза; это обеспечивало крупной буржуазии преобладание и руководящую роль в них. Во главе городской думы стоял городской голова. Он утверждался губернатором или министром внутренних дел. Думы действовали под контролем царской администрации: власти могли наложить вето (запрет) на любое решение дум. Введение бессословного управления в городе обеспечивало более благоприятные условия для развития капитализма и укрепляло позиции буржуазии.

3.2 Военная реформа 1874 г

Одной из важнейших была военная реформа. Поражение царизма в Крымской войне явилось тяжелым уроком. Война показала, что регулярная армия, основой построения которой были рекрутские наборы, не может противостоять буржуазным армиям европейских государств. Цель преобразования старой крепостнической армии состояла в приближении ее к армии буржуазного типа, обладающей обученным личным запасом, снабженной современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

Реформа проводилась в течение нескольких лет. Россия была разделена на 15 военных округов; был выработан новый устав строевой службы. Создание военных гимназий, училищ, академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Было ускорено перевооружение армии новыми техническими средствами -- винтовками, артиллерией; был создан паровой военный флот и т. д. Однако эти улучшения не устранили главную причину слабости русской армии -- ее феодально-сословную структуру.

В связи с этим в 1874 г царское правительство приняло закон о всеобщей (всесословной) воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Это позволяло сократить численность армии в мирное время и давало возможность резко повысить ее численность в военное время, призвав запасников. Освобождались от действительной службы по семейному положению (единственный сын) или по жребию (некоторых зачисляли сразу в ополчение). Срок службы вместо 25 лет, как было раньше, сокращался до 6 лет действительной и 9 лет запаса, на флоте -- до 7 лет действительной и 3 лет запаса. Для лиц с высшим образованием срок службы сокращался до б месяцев.

При всей своей прогрессивности реформа проводилась непоследовательно. Некоторые группы населения были избавлены от воинской повинности (священники, жители национальных окраин Средней Азии, Крайнего Севера, Казахстана и т. д.). Офицерский состав, как и прежде, формировался из дворян. В армии царили рукоприкладство, муштра и произвол. Существовало большое различие в положении офицеров из дворян и солдат из крестьян. В. И. Ленин в 1901 г. отмечал: «В сущности, у нас не было и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений».

В целом военная реформа усилила и улучшила русскую армию. Однако дух возмутительного бесправия и полной беззащитности солдат оставался. Задавленная муштрой, жесточайшей дисциплиной, армия оставалась оплотом царизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: