Внутренняя политика Николая I

В 1826 г. по указу Николая I были образованы II и III Отделения императорской канцелярии. II Отделение занялось наведением порядка в законодательстве империи. Составление законодательного кодекса было вверено М.М. Сперанскому, который сумел постепенно приобрести полное доверие и привязанность Николая.

Сперанский сначала собрал все законы со времен Уложения (1649 г.), а затем из этого материала составил систематический свод действующих законов. "Такой способ работы был указан самим императором Николаем".

В 1833 г. труд Сперанского был закончен. Было отпечатано два издания: "Полное собрание законов Российской империи" (1832 г.), "Свод законов Российской империи" (1833 г.). Полное собрание заключало в себе все старые законы и указы, начиная с 1649 г. и до воцарения Николая I. Они были расположены в хронологическом порядке и заняли 45 больших томов. Из этих законов и указов было извлечено все то, что еще не утратило силы действующего закона и годилось для будущего свода. Извлеченный материал был распределен, согласно содержанию, по следующей системе: "Основные государственные законы", "Учреждения", "Законы о состояниях". Эти-то законы и были напечатаны в систематическом порядке в 15 томах под названием "Свод законов".

В компетенцию III Отделения, которое возглавил боевой генерал А.Х. Бенкендорф, входил широкий круг дел: от наблюдения за иностранцами и религиозными сектами до выслеживания фальшивомонетчиков и заведования местами заключения. Однако центром деятельности этого Отделения была борьба с инакомыслием, которое понималось весьма широко. Это подтвердил принятый в 1826 г. цензурный устав, получивший название "чугунного" и давший российским литераторам повод для грустной шутки, что теперь они получили полную свободу - молчания. Устав являлся неотъемлемой частью николаевской государственной системы.

Николая I, казалось, нельзя упрекнуть в не расположенности к реформаторской деятельности, наоборот, он с рвением брался за любые нововведения, стараясь лично участвовать в каждом из них. Он вмешивался во все вплоть до мощения набережной Невы и поведения своих подданных в быту. Огромная работоспособность императора не давала полезных плодов, потому что перекрывалась некомпетентностью в ряде вопросов.

Бюрократия (доставшаяся в наследство Николаю), поняв характер нового правителя, не проявляла никакой инициативы в делах государственных. Император при всей его энергии и работоспособности не мог физически проследить за всеми хитросплетениями государственных дел. Поэтому труды министерств и канцелярий оценивались не по их реальным результатам, а по статистическим отчетам и докладам министров. Это, в свою очередь, вело к процветанию приписок, обмана. Подобное положение вскоре привело к бесконтрольному правлению бюрократии, причем о реальном положении дел знали не министры, а столоначальники, среднее звено бюрократической системы. Престиж гражданской службы резко вырос. Это стало серьезной политической проблемой. Суть ее в следующем: России, начиная с конца XVIII в., требовалось все больше чиновников, преподавателей, юристов, деятелей культуры. В образовательные учреждения принимались выходцы различных социальных уровней, за счет которых пополнялся слой разночинцев. Представителям этого сословия запрещалось заниматься торговлей, предпринимательством, производством и т.п. Во время правления Николая I социальный конфликт между дворянским сословием и разночинным обострился.

Император постарался принять меры, чтобы замедлить рост рядов разночинцев и сузить границы просвещения. В 1827 г. появилось распоряжение принимать детей крестьян только в начальные школы. В 1828 г. уездные училища были оторваны от гимназий, учиться в которых получили возможность только дети дворян и чиновников.

Выпускники гимназий получили исключительное право поступления в высшие учебные заведения. В конце 30 - 40-х гг. был нанесен удар по университетам. Новый устав ликвидировал университетскую самостоятельность.

Число обучающихся в университете ограничилось 300 студентами. Одновременно император пытался укрепить ряды старого дворянства. В 1845 г. были изданы указы о единонаследии для владельцев крупных имений, что должно было предотвратить дробление земель, и о повышении чина, дающего право на потомственное дворянство.

Экономические проблемы также имели место. Сельское хозяйство развивалось, как и прежде, по экстенсивному пути (не усовершенствование технологий, а расширение посевных площадей). Урожайность повышалась крайне медленно.

Промышленность тоже нельзя было назвать передовой, хотя появляются новые моменты: массовый переход к машинному производству, рост потребности в наемной рабочей силе.

Финансовая система государства находилась в удручающем положении. Война 1812 г. породила огромный дефицит бюджета, и правительство Александра I видело выход в выпуске ассигнаций. "В течение десяти лет (1807-1816 гг.) было выпущено в обращение более 500 млн руб. бумажных денег". Такое наследство досталось Николаю от старшего брата. Укрепился обычай вести двоякий счет деньгам в связи с тем, что курс бумажного рубля за это время чрезвычайно упал.

При торговле расчет производился или в серебряных рублях, или в ассигнациях, причем один серебряный рубль стоил приблизительно четыре ассигнационных. Это вело ко многим неудобствам и обману на рынке.

Разрешить данную проблему было поручено министру финансов Е.Ф. Канкрину. Ему удалось составить в государственном казначействе значительный запас золота и серебра. Запас был пополнен не только за счет увеличения добычи ценных металлов, но и за счет введения в оборот депозитных билетов и депозитных серий.

"Особая депозитная касса принимала от частных лиц золото и серебро в монете и слитках и выдавала вкладчикам сохранные расписки, "депозитные билеты", которые могли ходить как деньги и разменивались на серебро рубль за рубль. Такой же успех имели "серии", т.е. билеты государственного казначейства, приносившие владельцу небольшой процент и ходившие как деньги с беспрепятственным разменом на серебро". Депозитки и серии доставляли казне необходимый ценный металлический фонд и в то же время приучали население к обращению с бумажными денежными знаками. В 1839 г. был объявлен монетной единицей серебряный рубль, по отношению к этому рублю установлен постоянный курс ассигнаций. В 1843 г. был произведен выкуп по этому курсу в казну всех ассигнаций с обменом их на серебряную монету.

С уничтожением ассигнаций денежное обращение в государстве пришло в порядок. Развитие товарно-денежных отношений, хроническая нехватка денег у поместного дворянства приводили к усилению нажима на крепостное крестьянство. В ответ усиливалось крестьянское движение. Хотя положение в деревне было далеко от всероссийского бунта, среди дворянства жили страхи перед новой "пугачевщиной".

Кроме того, ежегодные отчеты главы III Отделения А.Х. Бенкендорфа Николаю I недвусмысленно давали понять, какие настроения сложились в различных слоях русского общества относительно крестьянского вопроса. "Из года в год Бенкендорф усиленно проводил мысль о главенствующем среди крестьян стремлении к свободе".

С конца 40-х гг. император проводит политику всемерного противопоставления России странам Европы. Огромное значение для идеологического обоснования данного противопоставления имела теория официальной народности. Еще в 1832 г. министр народного просвещения С.С. Уваров предложил положить в основу всей внутренней политики правительства лозунг: "Самодержавие, православие, народность!" Таким образом, борьба с инакомыслием получила обоснование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: