Лек. 2. Становление исторического мышления: архаическая мифология и эпос

· М.И. Стеблин-Каменский Миф

· В.Я. Пропп Исторические корни волшебной сказки

· ------- Русский героический эпос

· Соколова Русские героические предания

· Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи

· Работы Гуревича А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства

· Иванов, Топоров

Категория времени и особенности ее восприятия архаическим сознанием

Первые этапы зарождения исторического мышления – ключевая категория времени. Время появляется рано. Культурно-психологический аппарат через призму которого люди воспринимали события – хронотоп (А.Я. Гуревич) – пространственно-временное единство в восприятии его человеком определенной эпохи. Зарождается в рамках архаической культуры.

Главная черта – синкретизм (цельность, слитость восприятия культуры, размыта категория границы) - пантеизм и анимизм - политеизм и культ предков. Отсутствует представление об абсолютном времени. Время измеряется природными циклами и жизнью человека, зависит от них. Человек не абстрагирует идею времени от своего переживания времени. Представление о неоднородности времени. Рутинность и медленность – иллюзия повторяемости. Передача традиций и имен – ключевая идея о цикличности времени. Отсюда вырастает еще одна черта – неопределенность указания прошлого (феномен недифференцированного прошлого) – нет разницы между вчера и позавчера. Представления об отдаленности событий – сколько переживается это событие. Пространственно-временной синкретизм – слитость представлений о пространстве и времени, передача удаленности событий либо через природный цикл или пространство. Измерение пути во времени. -> время не предполагает идеи развития, однонаправленного движения, истории в такой культуре места нет. Замещало историческую память – миф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: