Билет №10. 1. В годы, «когда Россия молодая мужала с гением Петра», русская культура стремительно европеизировалась

1. В годы, «когда Россия молодая мужала с гением Петра», русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась (приобретала светский, в отличие от религиозного, характер), включалась в плодотворный процесс взаимодействия с культурами других стран. Петр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи и насильственно внедряющего новые нравы. Бритье бород, запрет традиционной одежды, введение европейского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу, издание книг, учивших юношество светскому обращению («Юности честное зерцало», 1717), — все это радикально изменило быт придворной знати и дворянства, чиновничества и купечества, вынужденных — нередко вопреки желанию и скрывая раздражение — подчиняться воле монарха, стремившегося одним прыжком преодолеть расстояние, отделявшее Россию от Европы. Петровские преобразования предопределили характер и направления развития русской культуры в XVIII в.
В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Начало было положено созданием Школы математических и навигацких наук в Москве (1701). За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. По замыслу Петра I, при Академии наук должны были работать гимназия и университет. Однако первым в России стал основанный в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет.
Отличительная особенность системы образования в XVIII в. — ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян (Шляхетский корпус, 1731, Смольный институт благородных девиц, 1764), духовенства (духовные семинарии и академии), купечества (коммерческая школа), солдат (солдатские школы). Лишь специальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесел и др., не были сословными. Решающим шагом в создании единой системы образования стало учреждение в 80-х гг. общеобразовательных школ: четырехклассных главных народных училищ в губернских городах и двухклассных малых народных училищ в уездных центрах.
В XVIII в. были созданы учебники, вошедшие в золотой фонд русской культуры («Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича и др.). Их распространению способствовали успехи в издательском деле: внедрение гражданского шрифта (1708), создание новых типографий, в том числе при Московском университете, открытие в Петербурге первой государственной библиотеки (в дальнейшем — Библиотека Академии наук, 1714), становление периодической печати (газета «Ведомости», с 1702; журналы второй половины XVIII в.).
Значительны достижения российской науки, представленной именами М. В. Ломоносова (физика, химия, минералогия, геология, металлургия, филология, история, поэзия), Л. Эйлера (математика), С. П. Крашенинникова (география), К. И. Щепина (медицина), А. Т. Болотова (агрономия и почвоведение), В. Н. Татищева, М. М. Щербатова, И. Н. Болтина (история), Я. П. Козельского и С. Е. Десницкого (правоведение) и др. Выдающимися изобретателями были А. К. Нартов (токарный станок), И. И. Ползунов (первая в мире паровая машина), И. П. Кулибин (оптические приборы, часы, проект одноарочного моста через Неву и др.). В 1724 г. Петр I подписал указ об учреждении Петербургской академии наук (открыта в 1725); в 1783 г. была создана Российская академия наук. Ее первым президентом стала графиня Е. Р. Воронцова-Дашкова.
В первой половине XVIII в. усилиями Ф. Про-коповича, И. Т. Посошкова, В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира разрабатывалась идея «регулярного государства» — абсолютной монархии, рационально устроенной и подчиненной мудрой воле опирающегося на закон, а не на силу правителя. Эти представления были близки Екатерине II, сочетавшей их с идеями французских просветителей о короле-философе, реформаторе, врачующем общественные недуги. Абсолютистские теории критиковали и консервативные мыслители, выступавшие за усиление влияния родовитого дворянства (М. М. Щербатов), и либералы, предлагавшие допустить дворянство и свободные сословия к управлению государством (Н. И. Новиков), и первый представитель революционной идеологии в России А. Н. Радищев, обосновывавший законность свержения тиранической власти («Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность» со знаменитой характеристикой царя как «злодея, злодеев всех лютейшего»).
В литературе XVIII в. торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. Его ярчайшими представителями были М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин, А. Д. Кантемир, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков и др. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина).
Строительство новой столицы — Петербурга — по плану, в соответствии с целостным градостроительным замыслом стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. Его облик определили постройки Д. Трезини (здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор, дворец А. Д. Меншикова и др.). С Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.) в Россию пришла архитектура барокко — стиля яркого, блистательного, пышного. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном, математически точном, благородном классицизме. Его вершиной стали постройки Ч. Камерона (дворцовая резиденция в Павловске, Александровский дворец в Царском Селе), В. И. Баженова (дом Пашкова в Москве), М. Ф. Казакова (здание Московского университета, дом князя Голицына и др.), И. Е. Старо-ва (Таврический дворец в Петербурге). С классицизмом связаны и выдающиеся достижения скульптуры («Медный всадник» Э. М. Фальконе, памятник А. В. Суворову работы М. И. Козловского, памятник Минину и Пожарскому работы И. П. Мартоса, скульптурные портреты, созданные Ф. И. Шубиным).
Излюбленный жанр русских живописцев XVIII в. — портрет. В этом жанре работали И. И. Никитин («Петр I на смертном одре»), И.П.Аргунов, Д. Г. Левицкий («Екатериназаконодательница», портреты Н. И. Новикова, воспитанниц Смольного института), Ф. С. Рокотов (портрет В. Майкова), В. Л. Боровиковский (портреты Павла I, Г. Р. Державина, князя Куракина, М. И. Лопухиной). Вместе с тем развивалась историческая (А. П. Лосенко) и пейзажная (С. Ф. Щедрин) живопись. Отметим, что в 1757 г. по инициативе И. И. Шувалова была образована Академия художеств. Годом раньше в Петербурге открылся первый профессиональный театр. Его основой стала театральная труппа Ф. Г. Волкова, созданная в 1750 г. в Ярославле.

2. Курс на утверждение однопартийной политической системы (т. е. такой системы, при которой сохраняется единственная и, следовательно, правящая партия) полностью соответствовал теоретическим представлениям о государстве диктатуры пролетариата. Власть, опирающаяся на прямое насилие и систематически применяющая его в отношении «враждебных классов», не допускала и мысли о возможности политического соперничества и оппозиции со стороны других партий. Столь же нетерпимым для данной системы было существование инакомыслия, альтернативных группировок внутри правящей партии. В 20-е гг. формирование однопартийной системы завершилось. Нэп, в экономической сфере допускавший элементы рынка, частной инициативы, предпринимательства, в сфере политической сохранил и даже ужесточил военно-коммунистическую нетерпимость к «врагам и колеблющимся».
К 1923 г. были ликвидированы остатки многопартийности. Состоявшийся в 1922 г. судебный процесс над эсерами, обвиненными в организации заговоров против советской власти и вождей коммунистической партии, поставил точку в более чем двадцатилетней истории партии. В 1923 г. затравленные и запуганные меньшевики объявили о самороспуске. Прекратил свое существование Бунд. Это были левые, социалистические партии; монархические и либеральные партии были ликвидированы в первые годы после Октябрьской революции 1917 г.
С политическими оппонентами, находившимися вне рядов коммунистической партии, было покончено. Оставалось добиться единства внутри партии. Вопрос о единстве партии В. И. Ленин после завершения Гражданской войны считал ключевым, «вопросом жизни и смерти». X съезд РКП(б) в 1921 г. принял по его настоянию знаменитую резолюцию «О единстве партии», запрещавшую любую фракционную деятельность. В не менее знаменитых последних работах 1922—1923 гг. тяжело болевший вождь призывал своих наследников хранить единство партии «как зеницу ока»: в расколе ее рядов он видел главную угрозу.
Между тем внутрипартийная борьба, обострившаяся еще при жизни Ленина, после его смерти (январь 1924) разгорелась с новой силой. Ее движущими силами были, с одной стороны, разногласия о том, в каком направлении и как двигаться дальше (что делать с нэпом; какую политику вести в деревне; как развивать промышленность; где взять деньги на модернизацию экономики и пр.) и личное соперничество в непримиримой схватке за абсолютную власть — с другой.
Основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.:
1923—1924 гг. — «триумвират» (И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев) против Л. Д. Троцкого. Идейное содержание: Троцкий требует прекратить отступление перед мелкобуржуазной стихией, «закрутить гайки», ужесточить командное руководство экономикой, обвиняет лидеров партии в перерождении. Итог: победа «триумвирата», личное усиление Сталина. 1925 г. — Сталин, Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, М. П. Томский и др. против «новой оппозиции» Зиновьева и Каменева. Идейное содержание: Сталин выдвигает тезис о «возможности построения социализма в отдельно взятой стране»; оппозиция защищает старый лозунг «мировой революции» и критикует авторитарные методы руководства партией. Итог: победа Сталина, сближение «новой оппозиции» с Троцким.
1926—1927 гг. — Сталин, Бухарин, Рыков, Томский и др. против «объединенной оппозиции» Зиновьева, Каменева, Троцкого («троцкистско-зиновьевский блок»). Идейное содержание: продолжается борьба вокруг сталинского тезиса о строительстве социализма в отдельно взятой стране. Оппозиция требует форсировать развитие промышленности за счет «выкачивания» денег из деревни. Итог: победа Сталина, снятие лидеров оппозиции с руководящих постов в партии и государстве, ссылка, а затем изгнание из страны Троцкого.
1928—1929 гг. — Сталин против «правой оппозиции» (Бухарин, Рыков, Томский). Идейное содержание: Сталин выдвигает курс на форсированную индустриализацию, проводимую за счет крестьянства, говорит об усилении классовой борьбы; Бухарин и другие развивают теорию о «врастании» в социализм, о гражданском мире и поддержке крестьянства. Итог: победа Сталина, разгром «правой оппозиции».
Таким образом, внутрипартийная борьба в 20-е гг. завершилась личной победой Сталина, овладевшего к 1929 г. абсолютной властью в партии и государстве. Вместе с ним победил курс на отказ от нэпа, форсированную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, утверждение командной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: