Буржуазные реформы 60-70годов XIX века

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствии с новой социальной структурой (многомиллионное крестьянство получило свободу). Это продолжение модернизации страны.

Судебная реформа 1864 года. «Новые судебные уставы» вводили в России принципиально новую систему судопроизводства.

· Суд стал бессословный (формальное равенство всех сословий)

· Несменяемость судей и их независимость

· Гласность и состязательность судопроизводства (прокурор – адвокат)

· Высшей судебной инстанцией стал Сенат

· Учреждалась адвокатура

· Создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел

· Выборность некоторых судебных органов (мировые судьи)

· Упрощена система судопроизводства

· Предварительное следствие осуществлялось судебным следователем, а не полицией

· НО! Крестьяне подлежали своему сословному суду, политические процессы были закрытыми.

Земская реформа 1864 года.

· В губерниях и уездах создавались земские учреждения – земства (выборные органы от всех сословий).

· Земства лишены политических функций

· Разрешалось заниматься исключительно хозяйственными вопросами местного значения (пути сообщения, школы, больницы, торговля, промышленность)

· Земства контролировали органы центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое решение земского собрания

Итоги: сыграли особую роль в развитии просвещения, образования, здравоохранения, стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

Городская реформа. «Городовое положение» 1870 года создало в городах всесословные органы – городские думы.Главенствующая роль принадлежала буржуазии. Занимались вопросами благоустройства, решали просветительские и медицинские проблемы. Находились под контролем правительственной администрации.

Военная реформа 1861-1874.

· Закон 1874 года о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.

· Устанавливался срок действительной службы – до 6 лет в сухопутных войсках, на флоте – 7. Лица, имевшие высшее образование служили полгода.

· Осуществление перевооружения армии

· Введение новых воинских уставов

· Учреждена система военных округов для военного управления

· Для подготовки военных кадров создавались учебные заведения

· Сократилась численность армии в мирное время и поднялась её боеспособность

Реформы в сфере образования и печати 1863-1864.

· Изменения в системе образования – фактически было введено доступное всесословное образование.

· Регламентировано начальное и среднее образование через «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах».

· Возникли частные земские, церковно-приходские, воскресные школы

· 1863. Новый устав вернул автономию университетам

· 1865. Введены «Временные правила» для печати. Отменена предварительная цензура

ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ.

Все преобразования имели прогрессивный характер. Закладывается основа для эволюционного развития страны по пути европейской социально-политической модели. Сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны.

НО! Реформы были непоследовательны и незавершенны. Процесс модернизации в России имел специфический характер – слабость российской буржуазии, политическая инертность народа, выступления радикалов, усиление консервативных сил – все это тормозило реформаторские устремления правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: