double arrow

Ордерная система в архитектуре. Внешний вид древнегреческих храмов. Три типа ордера. Ансамбль Афинского акрополя как яркий пример древнегреческой архитектуры

Ордер – «порядок» – гармоничное соотношение несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. Возник в результате стремления к рациональной и художественной совершенной композиции сначала в дереве, а затем в камне. Несущие части – колонна с капителью, базой, стилобат. Несомые части – архитрав, фриз, карниз, вместе составляющие антаблемент, фронтон. Развитие ордера связано с формированием основного типа здания – древнегреческого храма. Ордер его каноны и принципы оказались настолько уникальными, что использовался в архитектуре не только в Древней Греции, но и Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который для измерения высоты отдельных частей применял модуль, равный половине диаметра ствола колонны ее основания. Примеры применения ордера в греческой архитектуре: храм Зевса в Олимпии, Ансамбль Афинского акрополя, храм Геры в Пестуме, храм Артемиды в Эфессе.

Внешний вид древнегреческих храмов.

В связи с представлением о храме как о жилище божества его первоначальная композиция формировалась под воздействием древнейшего жилого дама. Первый тип храма под названием простиль, имел прямоугольный в плане вид, выдвинутый четырехколонный портик и двускатную крышу. Второй тип храма – амфипростиль – с двумя торцовыми портиками на противоположных сторонах здания. В период архаики сформировался ведущий тип храма – периптер, имеющий колоннаду с четырех сторон здания. «Периптер» - означает «оперенный» - здание в оперении из колонн. Колонны создавали торжественность, монументальность, грандиозность композиции храма, окружая внутреннюю постройку с глухими стенами, где помещалась и «жила» статуя божества. Ритуальные действия внутри храма не совершались, только снаружи. Различия ордеров определялись только по внешнему виду колонн и скульптурному оформления фриза. Фронтон храмов также оформлялся скульптурной лепниной. Рельефы фронтонов и фризов имели динамическую, сложную композицию. Динамика движения нарастает от углов треугольника к центру фронтона.

Виды ордеров:

  1. Дорический – прост, строг, массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжен. Дорический ордер сравнивают с «крепостью и красотой мужского тела». Дошел до нас с VII в. до н.э.
  2. Ионический – легкий, изящный, пластически богат, менее напряжен. Ионический ордер сравнивают с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью».
  3. Коринфский – отличается особой декоративностью. Его пышная удлиненная капитель с изящными угловыми валютами и тремя ярусами стилизованных листьев аканта как бы вырастают из колонны. Этот ордер не получил в Греции широкого распространения, но в Риме стал одним из господствующих ордеров.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: