Ансамбль Афинского акрополя

Храмы Афинского Акрополя стали вершиной развития греческой архитектуры. Ансамбль Акрополя включал здания: Пропилей, храм Ники Аптерос, Святилище Артемиды Бравронии, Парфенон, Эрейхтион, склады, дома священно служителей, святилище Зевса Полиэя.

Акрополь – большой продолговатый холм, возвышающийся, над городом и венчающий его граммами, посвященными покровительнице города Афине – богине мудрости и труда. Комплекс органически связан с окружающим ландшафтам (пустыня, Средиземное море, горы архипелага). Построенный заново в эпоху Перикла, после Греко-персидской войны, Акрополь был святилище, укреплением, общественным центром; здесь хранилась государственная казна, помещалась библиотека и картинная галерея. На празднествах в честь Афины после конных и гимнастических состязаний, после соревнований певцов и музыкантов наступал самый торжественный момент – всенародное шествие на Акрополь. Шли всадники на конях, государственные мужи, воины в доспехах и молодые атлеты. Девушки и юноши вели жертвенных животных, везли с собой модель панафинейского корабля с прикрепленным к его мачте роскошным пеплосом – покрывалом, предназначенным в дар Афине. Празднество заканчивалось всеобщим пиром на Акрополе. Процессии поднималась по каменистой тропе к главному западному входу в Акрополь – Пропилеям. По сторонам шестиколонного портика Пропилея располагались два боковых крыла: одно – более массивное с глухими стенами (здесь размещалась Пинакотека), другое – в виде выступающего вперед высокого постамента, увенчанного маленьким изящным храмиком Ники Аптерос – Бескрылой Победы. Ника – крылатая дева, олицетворяющая победу, - считалась одним из атрибутов Афины; здесь афиняне пожелали изобразить ее бескрылой, чтобы она не могла улететь из их города. Пройдя через Пропилей, процессия оказывалась возле большой площади, тут перед ней высилась восьмиметровая статуя Афины-воительницы из бронзы, отлитая знаменитым скульптором Фидием. Она была центром всего ансамбля, блеск ее копья, отражавший солнечный луч, виднелся издалека с моря и был первым приветственным сигналом кораблям, приближавшимся к афинскому порту. В глубине справа входящие на площадь видели Парфенон – главное и самое большое сооружение Акрополя, посвященное Афине Парфенос – Афине Деве. История сохранила имена его зодчих – Иктин и Калликрат, они выстроили Парфенон в 447-438 гг. до н.э. Весь из светлого мрамора, в «оперении» сорока шести дорийских колонн, Парфенон предстает воплощением девственной чистоты и строгости. Западный фронтон Парфенона изображает спор Посейдона и Афины. (Однажды Афина вступила в состязание с дядей Посейдоном, богом морей, за право дать свое имя столице Эллады. Судили конкурс сами жители города. Посейдон обещал им дать много воды, а Афина подарила городу саженец оливкового дерева и сказала, что с ним они всегда будут иметь еду и деньги. Горожане поверили богине. С тех пор главный город Греции называется Афины. На территории Акрополя всегда растет оливковое дерево. А выражение «Явиться с оливковой ветвью в руках» говорит о намерении пришедшего мирно решить дело.)

Процессия двигалась вдоль стен Парфенона, и сквозь его колоннаду виднелся рельеф фриза с изображением всадников, девушек, юношей несущих дары. Все скульптурное убранство Акрополя было выполнено по замыслу Фидия им самим и его учениками. Приближаясь к главному святилищу, шествие проходило вокруг Эрехтейона – храма стоящего ближе к северному склону холма. Эрехтейон строился позже, уже в последней четверти 5 века до н.э., но в согласии с общим замыслом и планировкой. Это единственное в своем роде произведение греческого зодчества, совершенно оригинальное по художественному решению. По контрасту с простым строгим Парфеноном Эрехтейон выглядит почти причудливым. Каждый из четырех его фасадов оформлен по-разному. На западном фасаде шесть тонких, стройных ионических полуколонн стоят на высоком цокале. Северный портик выделяется далеко вперед, так что виден в профиль одновременно с западным. Его колонны стоят прямо на земле. Длинная южная стена храма, гладкая, сложенная из мраморных квадратов служит фоном для маленького, сдвинутого к западу, портика кариатид, где роль колонн выполняют женские фигуры. Восточный фасад – портик обычного типа с колоннами на трехступенчатом постаменте. Различные типы ионического портика объединяются в Эрехтейоне в очень своеобразное целое. По мере обхода участники шествия видели Эрехтейон в разных аспектах. То они видели четкие очертания колонн на фоне неба, то колонны как бы уходили в стену, то превращались в женщин, то на месте сквозных колоннад, возникала спокойная гладь стены, которая вела опять вела к новой, ритмически расчлененной колоннами композиции восточного входа.

Апофеозом шествия было вступление в главный алтарь Афины. Над восточным входом в Парфенон, где помещался алтарь, скульптурная группа фронтона изображала рождение Афины из головы Зевса. Эта сцена трактовалась Фидием как грандиозное космическое событие. Открывалась дверь восточного входа, и солнечный свет освещал большую статую Афины Парфенос, сделанную из слоновой кости и золота - шедевр Фидия. Афина опиралась на круглый щит, покрытый рельефами, изображающими борьбу греков с амазонками. На метопах Парфенона развертывались сцены – битвы богов с гигантами, лапифов с кентаврами.

Общий ансамбль Акрополя – пример греческого классического искусства, в нем выражены его главные черты. Зодчие избегали фронтальности, симметрии, параллелизма. Но в этой свободной живописной планировке все продумано и выверено, простая симметричность заменена более сложными принципами ритма и равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: