double arrow

Билет № 10


Русская церковная архитектура.

(Особенности развития древнерусской архитектуры. Внутренняя планировка и внешний вид храмов. Ярусный, огненный, шатровый типы храмов. Появление в 17 веке храмов, сочетающих в себе разные виды храмов. Виды глав церквей. Значение понятия «наришкинское барокко».)

Древнерусское искусство – это средневековое русское искусство, развивавшееся с IX по XVII в. и охватывавшее искусство Киевской Руси (XII-XIIIвв.), период феодальной татаро-монгольского ига (XIV-XVвв.), и период становления русского централизованного государства (XV-XVIвв.), XVIIв. – период развития светского искусства, усиления влияния Запада на русское искусство. С принятием христианства на Руси Древнерусское искусство вобрало в себя многие образцы Греко-византийского искусства – архитектуру, монументальную живопись и иконопись, которые слились с местными традициями. Через искусство Киевской Руси византийская традиция была освоена владимиро-суздальской школой, откуда пришла в искусство Московского княжества (московская школа). Собственно русским явилось деревянное зодчество, внесшее свои поправки в церковную архитектуру. Полностью самостоятельным было гражданское зодчество (терема). Особенностью древнерусского зодчества стало пристрастие к белокаменному строительству с украшением фасадов белокаменной резьбой, аркатурными поясками, пилястрами, перспективными порталами и т.п.

Зодчество XVII века отличается усилившейся пышностью декоративного убранством, вносящую в облик храмов особую жизнерадостность и «светскость», праздничность, торжественность. Внешнее убранство дворцов и храмов все чаще становиться самоцелью, что сообщает зрителю впечатление как бы красивой игрушки, вынутой из шкатулки. При этом архитектура имеет сравнительно не большие миниатюрные размеры. Храмы с их разделкой стен, «пенящимся» обилием кокошников, красивыми наличниками – как бы красивая каменная песенка. Ордерные детали используются исключительно в декоративных целях.

Внутренняя планировка и внешний вид храмов.

При строительстве большого количества храмов и монастырей возникла необходимость в универсальном типе храма: таким типом явился крестово-купольный храм. Основу здания образует четко читаемый в плане равноконечный греческий крест, над центром которого возводиться купол. Поднятый на барабане, купол опирается на квадрат из четырех отдельно стоящих опор с использование паруса и арок. Главный неф с востока всегда завершается полукруглой или граненой апсидой (алтарь). Часто апсиды замыкают и другие нефы. Кроме главного купола часто ставились меньшие по размерам купола над боковыми ячейками, образуя трех- и пятикупольные композиции. В барабанах устраивались световые проемы. Стены храмов возводились массивными, из плотного материала (кирпич, камень), на прочном известково-цементном растворе.




Центрическая крестово-купольная структура нашла отражение в особенностях организации пространства интерьера. Сложилась законченная, гармоничная система соподчиненных пространств, развивающихся от малых ячеек более узких нефов к единому и доминирующему пространству подкупольного пространства креста. Понимание пространства отвечало религиозной символике «вознесения к небу», и эта идея поддерживалась живописными сюжетами: в куполе изображался Пантократор (Вседержитель), на парусах четыре апостола-евангелиста, далее шли библейские сюжеты, в нижнем ярусе изображались сцены из жизни христианства. Пример: храмы Софии в Киеве и в Новгороде, нач. 11в.

Типы храмов:

  1. Ярусный.Повышенныеподпружные арки создавали ступенчатый переход от барабана к сводам основного креста, что подчеркивало ярусность конструкции. Пример: Пятницкая церковь в Чернигове, конец 12- начало 13в.
  2. Огненный.Во внешнемдекоре храмов применялись декоративные «кокошники» окружающие основание барабанасоздавали огненный тип храма. Пример: церковь Василия в Пскове, 15в.; Спасский собор Андроникова монастыря в Москве, 15в.
  3. Шатровый.Новаторством и самобытной конструкцией храмов Московской Руси были шатровые покрытия, примененные в середине 16в. Основание шатра восьмигранный, опирающийся на квадрат объем. Переход от четверика к восьмерику осуществлялся с помощью ступенчатых треугольников, арками, навесными ступенчатыми арками, сомкнутым и др. видами сводов. Пример: церковь Вознесения в Коломенском.
  4. Смешанный.Пример: Собор Покрова на Рву в Москве, 16в. или храм Василия Блаженного соединяет в себе все три типа храмов. В нем использованы шатровые покрытия и луковичные главки, декоративные «кокошники», общая композиция глав создает ступенчатое понижение форм от центрального к боковым объемам.

Храм Василия Блаженного в Москве или Церковь Покрова на рву (1554 – 1561)Архитекторы Барма и Постник Яковлев.



Построен на красной площади в честь взятия Казани в 1552г. Храм представлял собой ансамбль из девяти отдельных столпообразных церквей, объединенных поднятым над землей основанием. Великое творение Бармы и Постника ярко индивидуально и неповторимо. Нет двух точек обзора, с которых он смотрелся бы одинаково. Все время меняется его «лик», ритм его ярусных башен. Первоначально крытые галереи и богатые крыльца отсутствовали, а все здание было покрашено в краснокирпичный цвет, на фоне которого выделялись каменные белые детали, напоминая зрелище сказочного города. Есть основание полагать, что царь приказал мастерам поставить «заветных восемь престолов.» в честь тех святых, чьи праздники падали на решающие дня похода. Но «мастера же божьим промыслом основали девять престолов, не якоже повелено им, а яко по обозе разумения». Такое число пределов требовало элементарная симметрия в согласии задуманной мастерами композицией. В плане девять глав образуют два пересекающихся квадрата. Помимо девяти основных позолоченных глав восемь маленьких главок возвышались над кокошниками центрального столпа и несколько главок еще украшали запойный столп. Шатровый объем возвышался над всеми объемами объединяя их. Другие сведения сообщают, что, девять столбообразных пределов были посвящены девяти дням, пришедшимся на наиболее важные события казанского похода. Архитектурными средствами создается храм-памятник, храм-икона, изображающий небесный Иерусалим, в который вселяются души погибших воинов. Сооружение богато орнаментировано кокошниками, фронтонообразными стрелами – «вимпергами», декоративными машикулями, взятыми из крепостных сооружений, рельефными кругами углов, заимствованных из деревянных срубов, нишами, поясками, ширинками, керамическими поливными деталями. Собор стал важнейшим градостроительным акцентом и оказал большое влияние на развитие зодчества второй половины XVI – XVII веков. Глядя на это буйство форм и цвета, по неволе верится в старинную легенду в то, что грозный царь Иван Васильевич повелел ослепить построивших храм зодчих, чтобы никогда и нигде не смогли они возвести здание подобной красоты.

Виды глав церквей:

  1. Шлемовидная.
  2. Луковичная.
Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: