Значение понятия «нарышкинское барокко»

В последней четверти XVII столетия в древнерусском зодчестве получает широкое распространение стиль, условно именуемый «московским барокко» или «нарышкинским стилем». Большинство храмов этого направления было построено по заказу бояр Нарышкиных. И в светском, и в культовом зодчестве основными принципами архитектурной композиции становятся центричность, ярусность, симметрия и равновесии каменных масс, четкость художественной логики. «Нарышкинские» постройки отличаются особым обилием ордерных деталей, заимствованных из архитектуры Германии и Голландии XVI – XVII веков. Но как и в живописи, перерабатывающей на свой манер западный образцы, эти детали приобретают здесь новый смысл, утрачивая свое первоначальное конструктивное значение и связь с классической системой пропорционирования. Они образуют особый праздничный наряд храма и подобно пышной барочной резьбе иконостасов обрамляют его пространство. Ровные, спокойные поверхности фасада стен исчезают, взгляд охватывает разнообразные, каждый раз по разному развернутые объемы, подчиняется их кругообразному движению, переходит от одной пластической детали к другой, следит за ритмом многочисленных арочных и прямоугольных проходов и окон, то погружаясь в глубину интерьера, то открывая эффектно обрамленные пейзажные детали. Окружающее пространство активно вводится в архитектуру, строит ее, являясь непременным и важным компонентом художественного образа. Легкие ажурные храмы рисуются на фоне открытого неба подобно геральдическому картушу с именем и гербом владельца, поставленному на фоне панорамы принадлежащих ему земель. В интерьерах храмов, блистающих позолотой, украшенных каменной и деревянной резьбой, развивается тема пышного ритуального празднества, апофеоза владельца, в котором он сам принимает участие, располагаясь в великолепной резной ложе. Такие ложе устраивались во втором ярусе западной стены, напротив деисусного ряда иконостаса с его неписанными в новой объемной манере, «живоподобными» образами Христа, Богоматери, апостолов, как бы выходящих в пространство храма.

Билет № 11.

Романский стиль в Западной Европе X-XII вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: