Билет № 14. Живопись эпохи Возрождения XIV-XVI вв

Живопись эпохи Возрождения XIV-XVI вв.

Проанализировать путь развития живописи в разные периоды Возрождения: проторенессанс, раннее Возрождение, высокое Возрождение и позднее Возрождение. Провидите пример художника этого периода.

Ренессанс – фр.сл. Renaissance – возрождение, эпоха между средними веками и новым временем в истории Западной и Центральной Европы XIV – XVIвв. Термин возник в Италии в XVIв., когда появился интерес к античной культуре. Художники считали, что они возрождают античное искусство после его упадка в средние века.

Для возрождения характерны гуманистическое мировоззрение, вера в творческие возможности человека и силу его разума, утверждение красоты и гармонии бытия, преобладание светского начала над религиозным. В эпоху Возрождения была разработана и теоретически обоснована система реалистического изображения мира (перспектива, пластическая анатомия, пропорции). В скульптуре произошло соединение внешне прекрасного человека античного мира с духовным и эмоциональным началом. Классической страной Возрождения считается Италия. Именно там находилось самое большое количество памятников античной культуры. Италия явилась центром возрождения древнегреческой культуры с ее мифами и легендами, языческим мировосприятием, с любовью к идеалу внешней человеческой красоты, совершенству форм, четкой упорядоченности и ясности, ритму и гармонии во всем. В итальянском искусстве различают такие периоды, как Проторенессанс (треченто), Ранее Возрождение (кватроченто), Высокое Возрождение и Позднее Возрождение (чинквеченто). Искусство Возрождения в целом оказало мощное воздействие на последующее развитие всей мировой культуры. Особое внимание привлекает период Высокого Возрождения, явившийся кульминационным моментом в искусстве Возрождения и принадлежащий к концу XV - 1-й четверти XVI века. Именно в этот период искусство Италии достигло высочайшей гармонии, синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Высокое Возрождение дало миру величайших титанов искусства Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана.

В Проторенессансе еще сохраняются черты Византийской культуры. Первым реформатором в живописи

становиться Джотто ди Бондоно (1266-1337). К его работам относятся роспись Капеллы дель Арена и церкви Санта Кроче во Флоренции. Фрески Джоттто связаны в единое стройное целое, живым языком повествуют о проблемах волнующих людей во все времена. Сцены полны внутренней напряженности, они связаны в сложный повествующий рассказ. Художник вводит пейзажный фон. Появляется трехмерное пространство, которое решается четким расположением фигур на плоскости. Образы Джотто величественны и монументальны, его язык суров и лаконичен, фрески наполнены драматической насыщенностью, психологической и эмоциональной выразительностью. В композиции еще присутствует разномасштабность, отсутствует перспектива. Пример: «Встреча Иакима с пастухами»

В Раннем Возрождении появляется следующий реформатор живописи Мазаччо. Новым было использование линейной и воздушной перспективы. Пример: «Троица».

В высоком Возрождении восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумеем. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях имеют для художников огромное значение. В XV веке художники решили проблему линейной перспективы. Влияние античности наслаивается на многовековые и прочные традиции средневековья. Сюжеты языческие, светские и христианские переплетаются, трансформируются сообщая сложный характер культуре Возрождения.

Леонардо да Винчи (1452-1519) Уже ранние работы - «Мадонна с цветком», Мадонна Лита», «Благовещенье», «Святой Иероним» - представляют художника, в совершенстве владеющего искусством живописи.Работая при дворе Миланского герцога Лодовика Моро как техник, инженер, математик, астроном, оформитель многочисленных праздников, Леонардо часто отвлекался от основной работы для занятия живописью. Леонардо обладал художественным мышлением в равной степени, он занимался укреплением крепости, проектированием гидросооружений, литейным делом, анатомией, геометрией, музыкой, выполнил много штудий с натуры, пытался создать летательный аппарат. Он выполнил модель памятника высотой ок. 7м. К этому периоду относятся произведения: «Мадонна в скалах», «Дама с горностаем», фреска «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария деле Грацие. Последние годы Леонардо да Винчи провел в скитаниях и с 1517г по приглашению короля Франции Франциска 1 художник поселяется во Франции до конца своих дней. Именно в этот период Леонардо работает над самое знаменитой своей картиной «Мона Лиза». Для произведений художника присущи следующие черты: уравновешенность композиции, спокойствие персонажей, точное соответствие жестов и поз внутреннему состоянию, активность природной или архитектурной среды, мягкая светотень, окутывающая формы. Леонардо в своих полотнах как и другие художники воплощает в жизнь ренессансное представление о материнстве как о возвышенной красоте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: