Современная психология личности решает восемь основных глобальных вопросов:
• Как развивается личность человека?
• Что мотивирует поведение человека?
• Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?
• Какова природа социальной жизни человека?
• Чем объясняется уникальность личности?
• Каковы основные детерминанты личностного расстройства?
• Каковы определяющие характеристики психически здорового взрослого?
• Почему одни идут в направлении компетентности и зрелости, а другие – некомпетентности и незрелости?
Наиболее приоритетными и наименее изученными в психологии личности можно назвать следующие направления:
• Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности.
• Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязи с другими аспектами психологического функционирования.
• Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.
• Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте (в настоящее время слабо изучено).
|
|
• Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.
Выводы
1. Выделяют три основных периода в научном изучении личности, каждый из которых имеет свои характерные особенности.
2. В конце 30-х годов ХХ века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования.
3. На современном этапе в психологии личности выделяется ряд наиболее приоритетных и наименее разработанных направлений. В большей степени современные исследования личности проводятся на стыке психологических и других наук (генетики, нейрофизиологии, социологии и др.).
Вопросы и задания для самопроверки
1. Назовите и охарактеризуйте три основных направления в научном изучении личности.
2. В чем заключается вклад философов античности в донаучные представления о личности?
3. Рефлексология, детерминистское представление об ассоциациях (Т. Гоббс, Д. Гартли) в период донаучного изучения личности.
4. Интроспекция как основной метод изучения личности в философско-литературный период изучения личности.
5. Вклад А. Ф. Лазурского в экспериментальное изучение личности.
6. Вклад Г. Айзенка, Р. Кеттелла, Г. Олпорта в разработку проблем личности.
Темы для рефератов
1. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.
2. История становления психологии личности как науки: преемственность идей.
Литература для аннотирования
1. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 177–207.
2. Карандашев Ю. Н. Психология развития: Учеб. пособие. – Мн.: МП Д-Р КАРА, 1996. – Ч. 1. Введение. – 240 с.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. – Ростов н/Дону: Феникс, 1996. – Т. 1. – С. 51–271.
4. Stepulac M. Podej s ce systemowe we wspo l cesnej Psychologii Polskiej. – Lublin.: Redakcija Wydawnictw Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 1995. – S. 27 – 69.