Современные направления в исследовании личности

Современная психология личности решает восемь основных глобальных вопросов:

• Как развивается личность человека?

• Что мотивирует поведение человека?

• Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?

• Какова природа социальной жизни человека?

• Чем объясняется уникальность личности?

• Каковы основные детерминанты личностного расстройства?

• Каковы определяющие характеристики психически здорового взрослого?

• Почему одни идут в направлении компетентности и зрелости, а другие – некомпетентности и незрелости?

Наиболее приоритетными и наименее изученными в психологии личности можно назвать следующие направления:

• Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности.

• Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязи с другими аспектами психологического функционирования.

• Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.

• Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте (в настоящее время слабо изучено).

• Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.

Выводы

1. Выделяют три основных периода в научном изучении личности, каждый из которых имеет свои характерные особенности.

2. В конце 30-х годов ХХ века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования.

3. На современном этапе в психологии личности выделяется ряд наиболее приоритетных и наименее разработанных направлений. В большей степени современные исследования личности проводятся на стыке психологических и других наук (генетики, нейрофизиологии, социологии и др.).

Вопросы и задания для самопроверки

1. Назовите и охарактеризуйте три основных направления в научном изучении личности.

2. В чем заключается вклад философов античности в донаучные представления о личности?

3. Рефлексология, детерминистское представление об ассоциациях (Т. Гоббс, Д. Гартли) в период донаучного изучения личности.

4. Интроспекция как основной метод изучения личности в философско-литературный период изучения личности.

5. Вклад А. Ф. Лазурского в экспериментальное изучение личности.

6. Вклад Г. Айзенка, Р. Кеттелла, Г. Олпорта в разработку проблем личности.

Темы для рефератов

1. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.

2. История становления психологии личности как науки: преемственность идей.

Литература для аннотирования

1. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 177–207.

2. Карандашев Ю. Н. Психология развития: Учеб. пособие. – Мн.: МП Д-Р КАРА, 1996. – Ч. 1. Введение. – 240 с.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. – Ростов н/Дону: Феникс, 1996. – Т. 1. – С. 51–271.

4. Stepulac M. Podej s ce systemowe we wspo l cesnej Psychologii Polskiej. – Lublin.: Redakcija Wydawnictw Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 1995. – S. 27 – 69.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: