Стадия | Возраст | Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития |
1. Оральная | 0 – 18 месяцев | Отвыкание (от груди, рожка) отделение себя от материнского тела |
2. Анальная | 18 месяцев – 3 года | Приучение к туалету (самоконтроль) |
3. Фаллическая | 3 – 6 лет | Идентификация со взрослым того же пола, выступающим в роли образца для подражания |
4. Латентная | 6 – 12 лет | Расширение социальных контактов со сверстниками |
5. Генитальная | Пубертат | Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество |
Особенности развития личности по З. Фрейду:
• Определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека.
• Развитие – биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в определенном порядке.
• Социальный опыт отражается в виде приобретенных установок, черт, ценностей.
Аналитическая теория К. Г. Юнга (1875–1961)
По К. Г. Юнгу психика человека включает три уровня: сознание; личное бессознательное; коллективное бессознательное. Личность в целом, или психика, как называет ее К. Г. Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки (Эго-ориентации) – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость – центр всей личности (табл. 15).
Таблица 15