Экономический кризис 1920-1922 годов. Земельно-водная реформа 1921 года.НЭП в Казахстане 1921-1928 гг.: особенности проведения и итоги

Курс провод коммунист партией в Сок России и СССр в 1921-1929 НЭП введен съездом РКП9б), сменил военный коммунизм, заключ в различ методах урегулиров хоз-ва.. Кресьяне выплач продналог, ниже продразверстки. Торговля вышла из пополья, новый стимул для крестьян, Нэп стал первой формой гос урегул индустр-аграр экономики в мирн время. Разреш частное предприним. В руки раб перед легкую и пищ пром, но транспорт и тяж промыш ост у гос-ва. Гос пред объед в тресты, кот формал наход на хозрасчетах. Тесты были монополистами произ что не давало созд конкуренции. Цены опред выше стоящ орг, за непослуш наказывали штрафами. Бюрок руков предприят было не эффектвно но гос не давал им обанкротиться.За счет крестьян оплач некомпетентностьбюрократов и препримч нэпоманов. Установ своеобраз бюрократ капитализм, на осн собир строить соц общ. Вся власть ост в РКП(б), что давало ему возм в любое время свернуть НЭП.Нэп закреп итог рев. В 1922 вся земля отдана в распоряж крестьянам. В авг 1929 в СССР была введ карточная система, рыночная экономика сворачивалась. Вопреки данным ранее крестьянам гарантиям в июне 1929 принудительная продажа "излишков" продовольства была узаконена. Задачи- восстанов народ хоз, переход к социализму, замена продраз продналогом, использ рынка и форм собств, привлек иностр каптал, провед денежная реформа(1922-194). Нэп не мог обеспеч модерниз пром и резкого эконом. С сер 1920 нач певые попыт свертывания НЭПа. Ликвид синдикаты в промыш.Сталин взял курс на пнуд коллективиз. К нач 1930 Нэп свергнут. Особенности- Летом 1921 Каз достигла сильная засуха. Погиб почти весь урожай на Уральс, Оренбург, Актю, Кустанай обл.Число голодающ было более2.3 млн чел. Катастрофа продолж до урожая в 1923, числ сократилась на 1 млн чел. Нэп дал рез к сер 20хгодов.К 1925 народ хоз было востанов. Уровень произ сост 2/3 довоен уровня, введ в дей 60% предприятий, восстанов транспорт, посев площадь -3 млн га, валобый сбо зерна и хлопка превысил довоенный, поголов скота удвоилось по срав с 1922 и превыс 26 млн голов, были воссанов ярмарки(128). В1921-1922 зем водн реф, суть в возврате каз земель изъят для Сиб и Урал казачьих войск в Прииртышье, в Семир, Юж каз.Всего-1млн 385 тыс десятин.Союз бедняко Кошчи.

49.Культурное строительство в Казахстане в 20-30-е гг. ХХ века.(ликвидация безграмотности, новая советская литература)

Укажите основные направления культурного строительства в 20-30гг. ХХ в. В условиях перехода к мирной жизни стала необходимость ликвидации неграмотности, подготовка кадров, повышение культурного уровня трудящихся. В 20-30гг. на пути культурного сторотельства КЗ страдал нехваткой национальной интелегенции, отсутствие материально – технической базы, великодержавный шовинизм. Самой неотложной задачей стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. Апрель 1924г - общество «долой неграмотность». 1921-1927гг в республике обучалось 200тыс. чел, 1928г. – в целом 25% грамотных - из них 10% казахов. В декабре 1931г - Президиум ЦИК и СОВНАРКОМ КАЗАССР ввели всеобщее обязательное обучение неграмотных в возрасте от 15 до 50 лет. 1936 – В ликпунктах обучалось более полумиллиона чел.1939- грамотность достигла 65 %, а среди казахов 40%. Из года в год росли расходы на наролдное образование КЗ. Активными участниками преодоления неграмотности были комсомольцы.Задачу полного искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов. В 1928 казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую. В 1940 письменность с латинской на кириллицу. В условиях НЭПа советское гос-во не жалело сил для развития просвещения. В Шымкенте, Алмате,Туркестане и Урде открыты спецшколы для девушек казашаек.Повсюду создавались общественные фонды по всеобучу.Шефство над всеобучем взял комсомол Каз-на. Вклад интелегенции в сфере образования. Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели нац.интеллигенции: создание оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке.1Байтурсынов – учебное пособие по родной речи для системы ликбезов 2. Аймаутов – методика преподавания родного языка, проблемы двуязычия, 3. Сатпаев – составитель алгебры на казахском языке, 4. Букейханов – автор учебника география. В 20е г в КЗ функционировали 73 татарских школ, 40 узбекских, 35 уйгурских, 44 немецкие и эстонские школы. Основные предпосылки для формирования национальной интеллигенции, кадров для сельского хоз-ва и прмышленности: Завершение ликвидации неграмотности среди взросого населения; Введение всеобщего обязательного обучения; Рост среднего образования; Вовлечение в школу девушек вост.нациоальностей. В 1925-1932 гг число педтехникумов возросло с 14 до 29,с 4821 учащимися.Высшее образование. В 1928 открыт 1 ВУЗ КЗ казахский пединститут им Абая.За короткий срок было подготовлено около 10 тыс.специалистов высшей и 20 тыс средней квалификации. Накануне ВОВ в КЗ действовало 20 Вузов, 118 среднеспециальных учебных заведений. 20-30-е гг. период становления науки в КЗ. Крупным центром изучения истории, этнографии,экономики края и естественных наук стало Общество изучения Казахстана. Научное изучение Каз-на. Большой вклад в изучение земных недр и полезных ископаемых внесли геологические экспедиции АН СССР с участием советских ученых, как А.Е.Ферсман,Н.Г.Кассин,М.П.Русаков,С.С.Неустроев,И.М.Крашенников,Р.А.Борукаев,А.А.Гапеев.

Выводы ученых по запасам ресурсов Каз-на: 1 место-по запасам цвет.металлов,баритов и сурьмы; 2 место – по нефти; 3 место-по углю. Казахская советская лит-ра.Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература, у ее истоков стояли Сейфулин, Байтурсынов, Аймаутов, Дулатов, Жумабаев, Майлин, Жансугуров, Муканов, Мусрепов и др.Широкое развитие получила поэзия: Сейфуллин-«Советстан», «Кокшетау»; Муканов-«Сулушаш» и др. Проза.Б.Майлин-«Азамат Азаматыч»;Ж.Аймаутов-«Карткожа» и др. Драматургия.М.Ауэзов-«Айман-Шолпан», «Тунги сарын»; Г.Мусрепов-«Кыз Жибек», «Козы –Корпеш и Баян сулу» и др. Однако процесс развития казахской лит-ры был бы полнее,если бы не сталинские репрессии 30-х гг.Им подверглись

Положительные аспекты: высокий темп ликвдации неграмотности;осуществление всеобщего обязательного начального образования;сформирование профессиональной срстемы образования;формирование новых отрядов интеллигенции;становление культурных очагов. Отрицательные аспекты: Ультраякобинский террор и истребление национальной интеллигенции;тоталитарное идеологизирование культуры народа;отсутствие понятия национальная культура и замена ее на «интернациональная культура».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: