Диагностика – это обследование, сбор и анализ информации о геометрических и технических параметрах и характеристиках, физических свойствах дорог и дорожных сооружений и условиях их работы. По материалам диагностики осуществляется оценка состояния дороги и дорожных сооружений.
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния – это определение степени соответствия фактического состояния дороги и дорожных сооружений предъявленным требованиям.
Задача оценки состоит в сравнении фактических данных о состоянии дороги с нормативными требованиями, в определении расхождений между ними, оценке степени этих расхождений, выявлении и оценке причины возникновения дефектов и расхождений.
Существует несколько методов оценки состояния дорог:
- метод сравнения технических параметров и характеристик,
- метод сравнения и по техническим параметрам и транспортно-эксплуатационным показателям,
- метод сравнения потребительских свойств.
Суть оценки состояния по техническим параметрам и физическим характеристикам состоит в сопоставлении фактических значений этих параметров и характеристик с нормативными, требуемыми или проектными.
|
|
Этот метод имеет ряд недостатков - очень большое число оцениваемых параметров и характеристик дороги (от 10-15 до 40 и более.
Выбрать мероприятия по ремонту или реконструкции дорог весьма трудно.
Комбинированные методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог включают в себя оценку дороги по основным транспортно-эксплуатационным показателям, техническим параметрам и характеристикам, а также как инженерного транспортного сооружения, предназначенного для обеспечения удобного и безопасного движения автомобилей с высокими скоростями и установленными нагрузками.
Комбинированная система включает следующие показатели:
- скорость движения (оценивается по величине коэффициента обеспеченности расчетной скорости в осенне-весенние, переходные периоды года);
- пропускную способность дороги и уровень загрузки дороги движением;
- безопасности движения (оценивают по трем показателям: коэффициенту происшествий, коэффициенту аварийности и коэффициенту безопасности;
- соответствия фактических геометрических параметров нормативным для данной категории дороги (оценивают прямым сравнением);
- прочности дорожной одежды (оценивают коэффициентом прочности);
- ровности покрытия (оценивается коэффициентом ровности);
- шероховатости и сцепных качеств покрытия (оценивается показателем скользкости и коэффициентом сцепления по ширине покрытия).
Это основные показатели. Кроме того, по техническим параметрам и физическим характеристикам оценивают состояние обочин, откосов, системы водоотвода. Состояние мостов оценивается в основном определением их грузоподъемности.
|
|
Преимущество этого метода состоит в том, что дорога одновременно оценивается по техническим параметрам и характеристикам и по транспортно-эксплуатационным показателям, т.е. по потребительским свойствам.
Главный недостаток этого метода состоит в том, что каждый показатель, параметр и характеристика оценивается раздельно и имеет свои нормативные требования. В результате по итогам оценки на каждом участке дороги получается от 20 до 80 числовых данных в абсолютной или относительной форме, показывающих совпадения или отклонения от нормативных требований. Это затрудняет анализ, вывод и выбор наиболее важных мероприятий по ремонту или реконструкции дороги.
Методика комплексной оценки качества и состояния дорог по их потребительским свойствам. Конечной задачей функционирования дорог является обеспечение их высоких потребительских свойств и технико-экономических показателей работы автомобильного транспорта.
Потребительские свойства дорог – совокупность транспортно-эксплуатационных показателей дороги, непосредственно влияющих на эффективность работы автомобильного транспорта и отражающих интересы пользователей дорог.
К потребительским свойствам дорог относятся обеспечиваемые их техническим уровнем и эксплуатационным состоянием скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения автомобилей, пропускная способность и уровень загрузки дороги движением, допустимая осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, разрешенные для движения, экологическая безопасность.
За интегральный показатель, наиболее полно отражающий основные транспортно-эксплуатационные показатели, принята обеспеченная дорогой скорость движения автомобилей.
За дополнительные показатели приняты показатель допустимой грузоподъемности и осевой нагрузки автомобиля и показатели инженерного оборудования и обустройства дороги.
Обобщенная комплексная оценка качества и состояния дороги определяется по формуле.
П = КП · Коб, (1)
где: КП – комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги;
Коб – показатель инженерного оборудования и обустройства.
Главное преимущество этого метода состоит в том, что он выявляет, как количественно данный параметр влияет на обеспеченные дорогой потребительские свойства: скорость, безопасность движения и другие.
Таким образом, на каждом характерном участке оцениваются все параметры и характеристики с учетом их раздельного и совместного влияния на указанные транспортно-эксплуатационные показатели.
В результате на каждом участке выявляются конкретные параметры и характеристики дороги и их сочетания, приводящие к снижению потребительских свойств дороги, что дает возможность ранжировать их по степени этого влияния.
Зная степень влияния различных параметров, характеристик и их сочетаний на потребительские свойства, легко назначить конкретные мероприятия по их повышению до любого заданного уровня требований к потребительским свойствам на каждом участке дороги.
Следует иметь в виду, что любой комплекс мероприятий и работ, назначенный по результатам диагностики и оценки состояния дороги, носит предварительный, предпроектный характер и служит основой для принятия решения о ремонте или реконструкции дороги и о выборе стратегии выполнения этих работ.
Окончательные технические решения по конкретным мероприятиям разрабатываются в техническом проекте на реконструкцию дороги, составленном после дополнительных проектно-изыскательских работ с использованием данных диагностики и оценки состояния дороги.