Теория развития личности

Теории, теоретики Основная идея Этапы становления личности
Теория развития личности Чарльз Кули (Теория "зеркального Я") Джорж Герберт Мид (этнопсихологические исследования детства) Эффект "зеркального отражения" у людей- представления о том, как их оценивают другие Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей, с формированием "Я" и "Меня" 1.Стадия – имитация: дети копируют поведение взрослых, не понимая его 2.Стадия –игровая: дети понимают поведение как исполнение ролей. Переход от роли к роли развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям смысл, который придают им другие члены общества. Учатся воспринимать впечатления о себе 3.Стадия –коллективных игр. На ней приобретается чувство социальной идентичности
Теория трёх ступеней детского развития К. Бюлер В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия с конца на начало 1 ступень –инстинкт –наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивных потребностей, после выполнения действий 2 ступень –дрессура (навыки) –удовольствие переносится на процесс совершения действий ("функциональное" удовольствие) 3 ступень –интеллект –предвосхищение удовольствия, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи
Онтогенетическое развитие ребёнка (теория рекапитуляции) Ст. Холл Э. Клапаред Ребёнок в своём развитии повторяет развитие человеческого рода. Это проявляется в играх и в семейном творчестве. Необходимо изживать у детей первобытные инстинкты посредством игры и учения. Отмечал общую логику развития сознания в онто- и филогенезе В основе развития лежат первобытные инстинкты. По мере взросления под влиянием взрослых человек социализируется Психические функции развиваются для удовлетворения тех или иных потребностей. Сознательные акты проявляются, если на пути рефлекторных актов встречаются препятствия
Биогенетический принцип в психологии Гетчесон В основу деления культурно-исторической жизни человечества кладётся экономический принцип-способ добывания пищи 1 период –рытьё и копание, основной принцип –"стадность как мерило всего" (до 5 лет); игры –откусывание предметов 2 период –охоты и захвата добычи, почитание –"страх перед чужими, действия тайком, равнодушие к боли героев, жестокость" (4-12 лет); (игры в прятки, в "пленного") 3 период –пастушество –"нежность к животным, желание иметь что-нибудь собственное" (9-14 годы). Игры "держание и кормление домашних животных, постройки хижин, рытьё подземелий" 4 период –земледелия –"развитие предусмотрительности и страсти к садоводству" (12-16 годы); игры в садоводство 5 период – торгово-промышленный "выявление денежных интересов" (14-40 лет), игры в обмен, продажу, торговлю
В. Штерн Ребёнок проходит все стадии развития человечества. Поиск общих закономерностей эволюции 1 стадия – (1 месяцы жизни) – неосмысленное и импульсивное поведение – на стадии млекопитающего 2 стадия (2ое полугодие жизни) – развитие схватывания предметов и подражания - "стадия обезьян" 3 стадия (1 год-2 года) – овладение вертикальной походкой и речью –"достижение начальных ступеней человеческого состояния" 4 стадия (2 года – 5 лет) – ступень первобытных народов – "годы игр и сказок" 5 стадия (6 – 7 лет) – поступление в школу – вступление человека в культуру с её государственными и экономическими организациями
Теория конвергенции двух факторов В. Штерн Психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни Периоды детского развития рассматривали по аналогии с этапами развития животного мира и человеческой культуры 1.В первые школьные годы детскому духу адекватно содержание античного и ветхозаветного мира 2. Средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, это возраст просвещения 3. Зрелые годы соответствуют состоянию культуры Нового времени
Дж. Вулвилл Рассматривается проблема активности субъекта в процессе развития, предлагается разная трактовка роли опыта в динамике поведения 1 модель – субъект находится под влиянием среды как беспомощный пациент – "больничная койка" (первые месяцы жизни) 2 модель – субъект сам выбирает развлечения, но не может изменить их последующее влияние на себя –("луна-парк") 3 модель – субъект осуществляет свой путь независимо от внешних воздействий, среда лишь поддерживает поведение – "соревнование пловцов" 4 модель – постоянное взаимодействие между влиянием среды и субъектом – "теннисный мяч"
Э. Торндайк бихевиористическая теория Структурная психология К. Коффка, З. Фрейда Под влиянием среды наследственные формы поведения обрастают приобретёнными умениями и навыками В основе структурной теории личности лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Средовые влияния вытесняют сексуальные влечения - они находятся с ними в антагонистических отношениях По мере взросления у ребенка усложняются реакции на соответствующий стимул по мере закрепления положительных и отрицательных подкреплений, увеличивается количество условно рефлекторных реакций С первого дня жизни у ребенка обнаруживается психическое образование- «Оно»- бессознательное Наталкиваясь на препятствия, «Оно» выделяет из себя «Я»- сознание Путем усвоения норм и правил общества, у ребенка возникает новое образование «Сверх-Я», совесть
Социологические Э. Дюркгейма П. Жане Психическое развитие- это впитывание, усвоение верований, чувств других людей Психика социально обусловлена, и ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом По мере развития ребенок благодаря подражанию усваивает извне мысли, чувства, обычаи, традиции, накопленный человечеством опыт Внешние взаимоотношения между людьми являются принципом развития психики каждого человека. Выделяет четыре уровня развития психики: Первый уровень- развитие моторных реакций (приближения, удаления), где значимыми для дальнейшего развития являются не сами реакции, а их социальная обусловленность Второй уровень- развитие перцептивных действий, возникают отсроченные действия, что способствует развитию памяти для последующего сообщения запоминаемого другим людям Третий уровень - социально-личностный, когда ребенок согласовывает свои действия с действиями другого человека. Поведение становится социальным Четвертый уровень - интеллектуально-элементарное поведение. Развивается речь, с помощью которой проговариваются для окружающих совершаемые действия, затем развивается мышление
Теория развития детского интеллекта и формирования нравственных суждений Ж. Пиаже Ребенок, являясь природным существом, с рождения представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Его действия детерминируются окружающим миром. Среди факторов индивидуального развития выступают принуждение, давление, но не указана роль обучения Развитие мышления делится на досоциальный и социальный периоды. 1 стадия развития интеллекта - сенсомоторная (от рождения до 2 лет) 2 стадия - дооперациональная (от 2 до 7-8 лет) 3 стадия – конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет) 4 стадия - формальных операций (от 11-12 до 15 лет) Более раннее развитие нравственности – нравственность принуждения, Позднее - нравственность сотрудничества
Диалектический подход в развитии психики А. Валлон Детское развитие проходит стадиально, т.е. имеет место возникновение, чередование и взаимосвязь различных стадий детского развития 1. Стадия внутриутробной жизни. Зависимость зародыша от организма матери. 2. Стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 месяцев) Потребности ребенка в питании и двигательной активности проявляются в крике, подергивании, жестах. Вырабатываются условные рефлексы питания и моторики (режим, укачивание) 3. Эмоциональная стадия (от 6 мес. до года). Ребенок, используя мимику и жесты, устанавливает эмоциональные отношения с близкими взрослыми. 4. Сенсомоторная стадия (от года до 3 лет). Внимание ребенка привлекается к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими. Это происходит благодаря появлению ориентировочного рефлекса и навыков хождения и речи 5. Стадия персонализма (от 3 до 5 лет). Возникает чувство «Я» и стремление к большей самостоятельности в действиях. Появляется желание быть в центре внимания и подражать взрослым 6. Стадия различения (от 6 до 11 лет). Складываются отношения в коллективе, появляется стремление добиться признания. Развиваются взаимоотношения и умственные способности 7. Стадия полового созревания и юношества. Формирование психики отличается ярко выраженными противоречиями. Появляются такие чувства, как любовь и ненависть, искренность, скрытность. Идеалу придают действенную силу в поведении. Развивается самооценка и самоанализ.
Теория развития морального сознания Л. Колберга Развитие морального сознания- последовательный прогрессивный процесс 1 уровень - доморальный. Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет требования взрослых из эгоистических соображений. Он ведет себя правильно, чтобы сначала избежать наказания, а затем, чтобы получить похвалу или награду 2 уровень – конвенциальная мораль. Источник моральных предписаний- внешний, возобладает потребность в хороших отношениях со значимыми людьми, ориентируется в поведении на оправдание ожиданий и одобрение других и авторитет 3 уровень – автономная мораль. Моральные принципы становятся собственным достоянием личности. Наблюдается сначала ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы общества, потом- на общечеловеческие этические принципы
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского В процессе развития осуществляется единство наследственных и социальных моментов. Чем сложнее функция, чем длиннее путь онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности и больше- влияние окружения Элементарные функции (ощущения, восприятие) обусловлены наследственно Высшие психические функции (произвольная память, логическое мышление, речь) в большей степени являются продуктом культурно-исторического развития человека

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: