Влияние церкви на все стороны жизни западноевропейского средневекового общества было настолько мощным и многогранным, что рассмотрение даже самых существенных аспектов ее истории в рамках одного занятия не представляется возможным.
Предлагаемый вариант его проведения уделяет преимущественное внимание изучению проблемы места Западной церкви в социально-экономической и политической структуре средневекового общества, влияния церкви на процессы, разворачивавшиеся в этих сферах общественной жизни.
Отметив многозначность понятия «церковь» и выявив характерные черты церковной организации в странах Западной Европы XI—XIII вв., кратко охарактеризовав многообразные (идеологические, нравственные, культурные, политико-правовые, экономические, социальные) функции церкви, следует более подробно остановиться на рассмотрении особенностей статуса церковного землевладения в системе феодальных отношений, а также своеобразия положения духовенства в рамках сословного строя.
|
|
Особое внимание предлагается обратить на осмысление роли Западной церкви в политической жизни на различных этапах развития средневекового общества, выяснить содержание важнейших изменений ее структуры с учетом региональных особенностей.
Многоплановость обозначенных вопросов обусловила разнообразие типов и видов прилагаемых источников. Если по вопросу о сословных привилегиях духовенства наиболее важные сведения содержат постановления церковных соборов различного ранга (в особенности IV Латеранского, состоявшегося в 1215 г.), то при анализе свидетельств источников о политических притязаниях папства в период усиления его могущества первостепенное значение приобретает знаменитый трактат папы Григория VII (1073—1085) «Диктат папы».
Это, разумеется, не означает, что рассмотрение того или иного вопроса может ограничиться ознакомлением с источниками какого-либо одного типа. Напротив, обращение к разным типам источников (там, где это возможно) позволяет, как правило, составить более полное представление об изучаемых событиях и явлениях. Примером такого рода могут, в частности, послужить приводимые ниже свидетельства о «Божьем мире» — попытке церкви в доступной ей мере ограничить достигший критического рубежа размах разбоев и опустошений в пору глубочайшего упадка королевской власти и нескончаемых феодальных усобиц. Нормативный (постановление Тулузского собора 1046 г.) и литературный (письмо Бернара, епископа Безье 1170г.) тексты, взаимно дополняя друг друга, дают возможность взглянуть на факты исторической действительности с различных точек зрения и прийти к более обоснованным выводам.
В заключение отметим необходимость критического подхода к односторонне негативным суждениям об исторической роли Западной церкви в средние века, высказывавшимся в отечественной медиевистике вплоть до рубежа 80—90-х гг.
I. ЮРИДИЧЕСКИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ XI-XII ВЕКОВ О «БОЖЬЕМ МИРЕ*