Деятельность

Третья характеристика человека, которая по настоящему являющаяся обязательным (достаточным) условием становления личности ребенка, состоит в активном опробовании мира, в его деятельностном присвоении (А.Н. Леонтьев). Если мир еще не опробован ребенком, он субъективно не существует, а значит, еще требует своего оживления. Поэтому важнейшим аспектом усилий ребенка является субъективная анимация мира – превращение наличных условий и обстоятельств существования в свой жизненный мир. В этом оживлении (создании – овладении – преобразовании) мира уже содержится предпосылка личности – позиция творца одного из возможных субъективных миров. Мир порождается в самом акте действования в нем. Чтобы теоретически понять творческую активность ребенка, удобно воспользоваться понятием «субъект». Это понятие указывает на того, кто является источником некой активности. Именно это «некой» и требует каждый раз уточнять, какой именно. Поэтому более корректно использовать такие словосочетания как «субъект общения», «субъект трудовой деятельности», «субъект решения», «субъект общественных отношений», «субъект познания», «субъект противоборства» и т.п.

Быть личностью означает быть субъектом деятельности, предметом которой является собственная индивидуальность. «Основная потребность человека как личности – потребность в созидании мира и самого себя» [ Давыдов 1986, с. 82 ]. Порождение и воссоздание своей индивидуальности происходит в каждом поступке (мы уже обсуждали выше пространственно-кинестетические аналогии с восхождением, совершением шагов в выбранном направлении).

Такая деятельность возникает в онтогенезе не сразу после рождения, а лишь спустя некоторое время, когда вызревает потребность быть индивидуальностью. Мы способны показать предысторию возникновения такой потребности, выводимой из потребности в существовании.

Оба обсуждавшихся выше устремления – к приобщению и к обособлению – это проявление единой потребности в общении, потребности в межличностном контакте. Сама потребность в контакте, особенно в его исходной кинестетической форме (как телесные прикасания), как было показано ранее [ Доценко 1998 ], производна от потребности существовать. Потребность в контакте является сенсорным выражением потребности в существовании: факт прикасания для младенца субъективно эквивалентен подтверждению своего существования [подробнее см. в Доценко 1998 ]. Точнее, потребность в существовании находит свой предмет в контактах с другим живым существом (в силу ранней фиксации, совершающейся по механизму, близкому к импринтингу). В своем развитии эта потребность у человека проходит четыре стадии, последняя из которых и составляет собой потребность быть индивидуальностью.

На телесном уровне потребность в контакте принимает форму потребности в прикасании, т.е. сама потребность в контакте первоначально существует в форме потребности в прикасании. Метасообщение, с которым ребенок адресуется к окружающим, можно было бы сформулировать так: «Подтвердите, что я такой же живой, как и вы». Здесь проявляет себя тенденция к приобщению ко всем живым существам.

На психическом уровне потребность в контакте принимает форму потребности во внимании. Направленность внимания на живое существо обеспечивает установление контакта с ним. У человеческого младенца наличие потребности во внимании проявляется чаще всего где-то к 1,5 – 2 месяцам в виде комплекса оживления – совокупности двигательных реакций на появление взрослого в поле восприятия младенца: гуление, сучение ручками и ножками, улыбка… Возможный вид метасообщения: «Выделите меня среди всех других существ!». Это очень яркое выражение тенденции к обособлению.

На знаковом уровне потребность в контакте принимает форму потребности в понимании, в принадлежности к сообществу существ, с которыми возможен обмен мыслями, чувствами, смыслами. В знаковом контакте человек получает подтверждение тому, что он – такой же, как все люди, что он принадлежит сообществу, что у него есть то, что делает его человеком – способность общаться с использованием знаков. Способность использовать знаки – со-вместно с другими людьми (!) – это и есть со-зн-ание. Проявляется эта способность как понимание значения слов и предложений, адекватное использование речи во взаимодействии с окружающими. Складывается (формируется) она в возрастных пределах примерно от 1 года до 2-х, а далее количественно и качественно развивается. Таким образом, понимая других, а главное – встречая понимание со стороны других, ребенок получает подтверждение тому, что он существует именно как человек, что он действительно принадлежит к сообществу людей.

На личностном уровне потребность в контакте принимает форму потребности в принятии. В личностном контакте человек получает подтверждение не только тому, что он существует как человек, но что он еще и индивидуально своеобразен, уникален и неповторим. А также что окружающие его как минимум воспринимают, а в идеале – принимают именно в том качестве, которым обладает человек в своем восприятии. Оформляется такая потребность ближе к 3 годам жизни, порождая первые личностные проявления.

Выделенные уровни контакта в онтогенезе надстраиваются один над другим так, что тенденции к приобщению и обособлению чередуются (Рис. 1). Причем первые два уровня (телесный и психический) свойственны, похоже, и животным, тогда как следующие два – только людям.

Таким образом, логика развития потребности в общении (попеременное усложнение форм, в которых проявляются тенденции к приобщению и обособлению) ведет к возникновению потребности быть индивидуальностью. Следовательно, мы имеем важнейшую мотивационную предпосылку, определяющую готовность ребенка быть личностью.

  Уровни потребности в контакте  
 
 


Стремление к


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: