Приемы логического мышления

Анализ - мысленное расчленение целого на части.

Сущность - самое главное в явлении (т.е. то, без чего оно существовать не может).

Синтез - мысленное соединение частей в одно целое (раскрытие связей между ними).

Сравнение- установление общего и различного.

Обобщение - выделение главного и общего.

Как выделить в тексте главное

1. Внимательно прочитай текст.

2. Подумай, о чем (или о ком) говорится в этом тексте.

3. Что говорится об этом?

4. Раздели текст на законченные части.

5. Какие слова являются самыми важными в каждой части? Назовем их ключевыми. Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными.

6. Отдели главное от второстепенного (произведи сортировку материала).

7. Обозначь в тексте (или зафиксируй в процессе слушания) смысловые опорные пункты для пересказа.

8. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли.

9. Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух.

10. По этим пунктам коротко перескажи (или запиши) главное.

11. Запомни приемы выделения главного.

Последовательность действий при выделении главного

1. Определить предмет мысли (о чем идет речь).

2. Найти ключевые слова и понятия.

3. Отделить главное от второстепенного (произвести сортировку материала).

4. Обозначить в тексте (или зафиксировать в процессе слушания) смысловые, опорные пункты для краткого пересказа.

5. По этим пунктам коротко пересказать (или записать) главное.

Как сравнивать

1. Установи цель сравнения.

2. Проверь, достаточно ли знаний об объектах, которые будешь сравнивать.

3. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве и различии данных событий (явлений). В каком порядке лучше расположить эти признаки? Почему?

4. Подумай, в какой последовательности нужно сравнивать изучаемые явления.

5. Установи их общие существенные признаки.

6. Определи различия между ними.

7. Сделай вывод из сравнения.

Действия при доказательстве

1. Проанализируйте задание, уясните, что будете доказывать.

2. Определите источники, какими вы будете пользоваться для аргументации своих выводов.

3. Приведите и обоснуйте доводы (факты и суждения в пользу доказываемого вывода):

а) факты, подтверждающие эту мысль (достоверные);

б) свои соображения по поводу этих фактов, подтверждающие вывод.

4. Рассуждайте: свяжите свои доводы с той мыслью, которую требуется доказать (обосновать). Систематизируйте самостоятельно обоснованные частные и общие выводы.

5. Логично выстраивайте свои доказательства, связывайте их с выводом.

6. Сделайте вывод, завершающий доказательство.

Помните, что доказательство состоит из следующих составных частей:

- то, что требуется доказать (выводы из учебника, свое мнение, сделанный вывод);

- доводы (факты, суждения в пользу выводов);

- рассуждение, связывающее доводы с той мыслью, которую надо доказать.

Решение познавательных задач

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

5. Обязательно докажите свое решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

6. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

8. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: