1. Интересы какого класса защищало государство? Каковы были его задачи?
2. Какой была форма правления?
3. Каким было устройство государства? Назовите государственные органы в центре и на местах
4. Какие перемены по сравнению с более ранним периодом произошли в устройстве государства? Чем они были вызваны?
Алгоритм характеристики политического строя государства
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая), республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
а) глава государства, его полномочия;
б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
в) исполнительные органы (способы формирования, функции, подчиненность);
г) судебные органы;
д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти.
|
|
5. Права граждан (подданных):
а) избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. п.);
б) политические права и свободы;
в) личные права и свободы;
г) возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные строи, положения в политической системе).
6. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.
Изучение отношений между классами
1. Положение класса эксплуататоров. Какой собственностью владели? Чем занимались? Кого и каким образом эксплуатировали?
2. Положение класса эксплуатируемых. Чем владели или пользовались? В какой мере были свободны? На кого работали?
3. Какие способы эксплуатации были главными.
Изучение предпосылок революции
1. Оцени уровень развития производительных сил.
2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных групп, их роль в обществе, их потребности.
3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.