Воронеж 2002

Воронежский государственный технический университет

Кафедра электромеханических систем и электроснабжения

-2002

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По дисциплине

«История электротехники»

Для студентов направления 140400.62 «электроэнергетика и электротехника»

По профилю «электромеханика»

Воронеж 2002

Составитель канд. техн. наук Г.А. Пархоменко

УДК 612.313

Рабочая тетрадь по дисциплинам «Введение в специальность» и «История электротехники» для студентов направления 140400.62 «электроэнергетика и электротехника» по профилю «электромеханика» заочной формы обучения / Воронеж. гос. техн. ун-т; Сост. Г.А. Пархоменко. Воронеж, 2002. 18 с.

Рабочая тетрадь является приложением к учебному пособию «История электротехники» и предназначена для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. В рабочей тетради приведены тесты контроля знаний студентов, требования к содержанию контрольной работы и методические указания по её выполнению.

Рецензент канд. техн. наук Ю.В. Писаревский

Ответственный за выпуск заведующий кафедрой ЭМСЭС канд. техн. наук В. П. Шелякин

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

Ó Воронежский государственный

технический университет, 2002

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплинам «Введение в специальность» и №История электротехники»

Студента ________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Группа _____________

Шифр ______________

Тесты контроля знаний _______________________________________________

Контрольная работа _______________________________________________

зачет дата подпись инициалы, фамилия

преподавателя

Тесты контроля знаний

Глава 1. Путь к профессии

1. Каковы преимущества электрической энергии по сравнению с другими видами энергии, используемыми человеком? Электрическая энергия обладает кардинальными преимуществами по сравнению с другими видами энергии. Ее легко получать, она транспортируется с минимальными затратами, отличается высокой степенью экологичности, легко преобразуется в другие виды энергии (тепловую, механическую, химическую, световую и др.).
2. Каков состав электроэнергетической системы и как взаимодействуют её основные элементы? Оказалось выгодным одних и тех же потребителей питать от разных электрических станций. Так возникла идея создания электроэнергетической системы. Ее простейшая модель: на общую линию работает несколько электростанций. От этой же линии питается множество потребителей. Возникает возможность регулирования режимов этих станций, выводить отдельные из них в ремонт и др. без нарушения электроснабжения потребителей. Если к этому добавить еще, что разные участки этой системы должны находиться под разным рабочим напряжением, что мощность потребителей, подключенных к системе, постоянно меняется в зависимости от времени суток, от сезона, от состояния производства и рыночной конъюнктуры, то легко понять, что единая энергосистема позволяет решать задачи выработки электроэнергии и снабжения ею потребителей наиболее надежно и рационально. Все элементы электрической системы связаны между собой еще и единством происходящих в них процессов.
3. Какие специфические особенности электротехнической отрасли Вы знаете? Электрическая энергия обладает кардинальными преимуществами по сравнению с другими видами энергии. Ее легко получать, она транспортируется с минимальными затратами, отличается высокой степенью экологичности, легко преобразуется в другие виды энергии (тепловую, механическую, химическую, световую и др.). Без электрической энергии были бы немыслимы буквально все серьезные прорывы в знаниях и хозяйствовании человека, будь это металлургия, космос, наука, информационный взрыв, который переживает ныне человечество.
4. Какие эффективные способы приобретения глубоких профессиональных знаний во время обучения в вузе Вы назовете? Система высшего образования, принятая в нашей стране, успешно решает задачу подготовки не только инженеров, но и других квалификаций: бакалавров, магистров, кандидатов и докторов наук. Чтобы обеспечить решение этой задачи, учебный процесс в вузе предусматривает различные виды аудиторной работы студента. Аудиторные формы включают: лекции, практические занятия (упражнения), лабораторные работы, семинары, консультации и т.д. Эти формы предусматривают прямой контакт студента с преподавателем. Закрепление и превращение полученного в единую систему знаний, обеспечивается только самостоятельной работой студента
5.Каковы принципы организации самостоятельной работы студента, работы с учебной и специальной литературой? Регламент рабочего дня студента предусматривает затраты на самостоятельную работу в среднем не меньшего времени, чем на работу в аудитории. Это время тратится на работу с конспектом лекций и с книгой, на решение задач, оформление отчетов по выполненным экспериментам, на выполнение расчетно-графических заданий, курсовых работ и проектов, написание рефератов, на подготовку вопросов к преподавателю на очередных занятиях или консультациях и т.п. В учебной работе студента важное место занимает умение работать с учебной и специальной литературой. Легче всего такой литературой пользоваться в библиотеке. Для студентов любой специальности важно правильно организовать свой учебный процесс, в особенности – самостоятельную работу над конспектами, учебниками, при выполнении домашних заданий, отчетов по лабораторным исследованиям, курсовых проектов и т. п.

Глава 2. Время созерцания

1. В каких природных событиях люди встречаются с естественным проявлением электрических и магнитных явлений? Страх, восхищение и любопытство испытывали многие поколения наших предков, встречаясь с проявлениями необычных стихий: электричеством и магнетизмом. Губительное действие грозовых разрядов, электризация некоторых материалов трением, электрические рыбы, огни святого Эльма, другие проявления электричества долгое время являлись предметом пассивного, но пристального созерцания. Однако, память людей сохранила немало фактов, когда проявления неведомых сил природы человек пытался использовать для своих нужд.
2. Какую практическую пользу люди извлекали из наблюдения грозовых разрядов, огней Эльма, электрических рыб? Попытки классифицировать молнии встречаются и задолго до Араго. Так, римляне разделяли молнии на увещевательные, угрожающие, наказующие и другие. Очевидна их мистическая подоплека, ничего не имеющая общего с наукой. Хотя древним римлянам и их современникам нельзя отказать в умении защищать людей, строения от молнии. Так, храмы украшались сверху острыми пиками, а их стены покрывались фольгой из драгоценных металлов. Многие воины тех времен знали, что они могут защитить себя от поражения молнией, воткнув в землю длинный металлический меч острием вверх. Моряки XV века во время грозы привязывали к верхушкам мачт обнаженные мечи. Все это свидетельствует о том, что люди, не понимая природы молнии, методом проб и ошибок умели находить верные решения по защите от грозного и губительного явления природы. Еще одно явление привлекало внимание наших предков долгие столетия - это огни святого Эльма, или звезды Диоскуров. Имеются тысячи описаний этого явления, известного сегодня под названием «коронного разряда». Он исправно служит в заводских трубах для очистки отходящих газов. Известны и другие случаи, когда звезды Диоскуров, разгаданные и искусственно созданные человеческим гением, служат ему в чисто практических целях.
3. Какую практическую пользу получил человек в древности из знакомства со свойствами магнитного железняка? Уникальную практичность проявили древние китайцы, которые заметили, что плавающий на пробке кусок намагниченного железа сохраняет свое положение относительно сторон света, как бы ни поворачивали сосуд. Это и был первый примитивный компас, по которому определяли путь каравана в пустыне.
4. Каким свойством обладает «теплый камень» янтарь? Янтарь обладает уникальным свойством притягивать к себе кусочки нитей, пылинки и др. Греки называли его «притягивающим к себе» - электроном. Римляне называли его харпаксом, что значит гибель. Древние персы называли его кавубой, камнем, способным притягивать к себе. Не затронутым цивилизацией индейцам с реки Ориноко также хорошо были известны удивительные свойства янтаря. Эти свойства снискали ему репутацию действенного лекарства, косметического средства и др.
5. Почему современный человек может объяснить и практически использовать электрические и магнитные явления природы? Со времени открытия электричества и магнетизма накоплены знания об этих явлениях. Что позволило выстроить теорию, описывающую электрические и магнитные явления. Основываясь на эту теорию современный человек может объяснить наблюдаемые им явления, связанные с электричеством или магнетизмом.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: